Симонов. Жди меня
Первая публикация: «Правда» – 14 января 1942 г.
«Жди меня...»
Любая нормальная женщина на подобный призыв к ней ее благоверного, непременно огорошила бы его скалкой по голове. Разумеется, она будет ждать. Она жена ему или кто? У них уже взрослый сын! Что это он такое ей говорит! Может, подозревает её в каких-нибудь шашнях? Но, как увидим дальше, сомнения на счет своей половины у героя таки имели место быть, и потому он строго наказывает супруге:
«Только очень жди»
Знаю, мол, тебя, шалава. Гляди у меня!.. Далее герой перечисляет погодные условия, при которых героине придется ждать:
«Жди, когда наводят грусть
желтые дожди,
жди, когда снега метут»
Ну, это еще ничего. Можно книжку почитать. Вязать на спицах опять же. Да мало ли, чем можно занять себя в непогоду.
«Жди, когда жара»
А вот с этим уже сложней. Солнце, речка, пляж, купальник... Старики, инвалиды, и прочие особи мужеска пола, имеющие бронь от фронта так и пялятся на аппетитную фигуру солдатки. Нет, не случайно угрозой прозвучало из уст героя — «только очень жди»...
«Жди, когда других не ждут»
Трудно представить, чтобы советские жены вдруг массово перестали ждать с фронта своих мужей.
«Позабыв вчера»
Почему именно вчера? Не содержится ли здесь намек на имевшее место некое событие, например, свальный грех, с участием неверных жен, случившийся именно «вчера». И не был ли автор стихотворения участником предосудительного сего происшествия? Это биографам поэта ещё предстоит выяснить.
«Жди, когда из дальних мест
писем не придет»
Опасения героя понятны. Иная жена, а та, что у мужа на подозрении — в особенности, на отсутствие писем может отреагировать и так: что-то мой миленочек не пишет, не завел ли он себе на фронте каку-нибудь кралю, и не сбегать ли мне в отместку вечерком к Ивану Кузьмичу, звавшему меня давеча на чай с малиной.
«Жди, когда уж надоест
всем, кто вместе ждет»
«Надоесть» ждать может автобус, и тогда человек идет пешком, или берет такси. А ждать любимого человека порой — устают. Такое случается. Или, к примеру, когда двоим надоедает ждать третьего, и они начинают без него. Здесь у автора явная смысловая безграмотность.
«Жди меня, и я вернусь,
не желай добра
всем, кто знает наизусть,
что забыть пора»
А в этой строфе смысл и вовсе отсутствует.
«Пусть поверят сын и мать
в то, что нет меня»
Любопытно, встречал ли военный корреспондент Симонов хоть одну советскую мать, поверившую в гибель своего сына, не имея на руках «похоронки». Даже после официального извещения о том, что красноармеец имярек пропал без вести, ни одна мать не поверит, что ее сына больше нет в живых. Она всегда будет ждать и надеяться. В свою очередь и мы надеемся, что читателю теперь понятно, почему редакторы газет «На штурм» и «Красная звезда», куда обращался поэт с предложением о публикации этого, с позволения сказать, шедевра, не пожелали печатать на своих страницах этот пошлый стишок.
«Пусть друзья устанут ждать,
сядут у огня,
выпьют горькое вино
на помин души...»
Хорошие же у тебя друзья, герой, что хоронят тебя при жизни, всего лишь ввиду отсутствия от тебя писем. Вероятно, друзьям просто необходим повод, чтобы выпить. И почему друзья не на фронте?
«Жди меня, и я вернусь,
всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
скажет: — Повезло»
Желание автора вознести любимую женщину на недосягаемую нравственную высоту нам по-человечески понятно. Только правильно ли делать это за счет других ждущих, в числе которых мать и сын героя.
«Не понять, не ждавшим им,
как среди огня
ожиданием своим
ты спасла меня»
Герой, по всей вероятности, глубоко равнодушен к своей матери, сыну, друзьям, противопоставляя им свою половину. Его буквально распирает самолюбие. Главное для него, чтобы жена ждала, а на остальных плевать!
«Как я выжил, будем знать
только мы с тобой, –
просто ты умела ждать,
как никто другой»
Жаль только, что автор не разъяснил нам, что означают слова:
«Ждать, как никто другой»
Что конкретно имеется здесь в виду?
__________
«И, к слову сказать, после войны Симонов не остановился перед тем, чтобы опубликовать письмо одной женщины с горьким упреком ему. Она писала, что это стихотворение твердила всю войну как заклинание, как молитву, но муж не вернулся, погиб. Что ж, спрашивала она поэта, я плохо ждала?»
Бушин В. С. Я жил во времена Советов. Дневники. — М.: Алгоритм, 2014.
Свидетельство о публикации №123102504564