Не бойся, я с тобой

О РАССКАЗЕ ВЛАДИСЛАВА ПОПОВА "НЕ БОЙСЯ, Я С ТОБОЙ"
(читательское потрясение уходящей недели при чтении рукописи рассказа)

Почему случается такое? Образуется зазор во времени, в тебе – мучающий пробел, где ты кажешься себе застигнутым дразнящими тебя и разбегающимися во все стороны делами. И в эту пустоту почти отчаяния – да зачем мне всё это! – вплывает рассказ, присланный другом. И он вещает тебе: се – главное! Читаешь, страдаешь, радуешься, плачешь, и, как туманы, испаряются фантомы дел. Ты понимаешь, что только что прикоснулся к тому, что равновелико великому. На твоих глазах родилось то, что уже навсегда станет частью тебя, никогда не оставит. И оно станет частью того, что общее, вечное.
Новый рассказ Владислава Попова «Не бойся, я с тобой» завершён автором. Уставший, измученный его рождением, Влад говорит по телефону так, как будто только что проснулся, как будто глубокий сон не разомкнул по-настоящему его губ и глаз. Он отпустил дитя, и оно зашлёпало голыми ножками ко мне, в далёкое Хозьмино, по интернетовским полянам.
А я, читатель, дошёл до разговора Ово и Махси – домовят, рождённых грустной и светлой фантазией Владислава, и мне стало трудно дышать и читать: мешали слёзы…
А через пару часов я получил ещё один отклик: «Я тоже плачу. Прочитала. Грустно и светло».
И последний осенний свет замерцал нам и на Пинеге, и в Поважье, и на Плесецкой земле… И «сухим блеском длинная трава переливается. И небо выгнулось над головой, синее, глубокое, и горько-сладкой листвой пахнет от берёзы, и томит осенней пустотой сердце».
«Достанется мне от неофитов», – голос Влада устало плывёт через трубку телефона. «Да плюнь на них. У нас сейчас с одной стороны толпы прозревших в дали веков кисельные берега язычества, некую русскую Атлантиду, с другой – неофиты твои с указующим перстом и «нельзя». А мы сами с тобой крепкий коктейль и того, и другого, и третьего…»

Живёт Владислав в опустевшей, разорённой, как русская поздняя осень, Покшеньге, что на реке Пинеге. Места красивейшие, благословенные! Бывал не раз. Знаю, о чём говорю. И, как во всяком русском человеке, разор и величие переплелись в его страдающей душе. Вспыхивают искрами в его последних повестях и рассказах жизни деревенских остальцев. Всю свою великую печаль и любовь перелил писатель в них. Едва удержал в остывающем деревенском бытие Степана из повести «У сороки боли, у вороны боли»... Но всё меньше, кажется, такого скрепа в душе, чтобы не обмануть себя и других пустой надеждой, ложными посулами. А жизнь – какую ни есть – удержать хочется от окончательно распыла.
Болью, равной рубцовской, опахнуло меня со страниц трогательнейшего рассказа «Не бойся, я с тобой». Как будто за «светлой печалью» повествования стоял поэт и воскрешался строчками, звучал в унисон с Владовым. Ведь и Рубцов видит невидимое, слышит неслышимое. «Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто»… А его всадники: «То по холмам, как три богатыря, ещё порой проскачут верховые…» – ускользающий свет сельского мира, его последние отблески. И затравеневшая русская дорога наполнена у него голосами ушедших «крестьянских поколений»

Владислав Попов, дарит нам чудесную сказку, щемящую. Он идет на немыслимое: последним хранителем деревни, тревожным звонарём её становится домовой Ово. И тут важно было сдержать себя: и в сентиментальность не впасть, и в невиданное заставить поверить читателя. Языческое впадает в христианское: «И отошёл незримый и светлый…», впустил на колокольню старого, печального домового. Добрый дух деревни встаёт на место ушедшего Овдея. Есть кому звонить в било в рассказе Фёдора Абрамова «Безотцовщина», звать людей к совести. Ещё слышит голоса «прошедших здесь крестьянских поколений» Николай Рубцов. Гениально воскрешает ушедших деревенских титанов и чудаков Александр Росков. А к кому взывать нам, не городским, всю почти жизнь отдавшим деревне, воочию наблюдающих её последние искры жизни?!

Если плачущий по человеку Ово – последнее эхо Федулов, Мартемьянов, Овдеев, Марков, Андреев, Ефимов, Павлов – домовой, то что значит истончившийя до невидимого и неслышимого деревенский мир? И опять Рубцов: «горестные тени»…
Осенний распад, отгоревшее, стылое и тревожное, пронзительное человеческое одиночество главенствуют в рассказе Владислава Попова. Но оно смягчено лаской, касанием, заботой маленьких, добрых и преданных человеку существ – Кохты, Оссе, Клёцника, Махси, Выгорька.
Да и сами последние человеки огромной многовековой цивилизации прописаны автором не обезноженными слюнтяями, не пропащими людишками. Они из всех сил и до «смертного креста» выправляют своё бытиё – с мужеством и терпением. Хватает им сил и на улыбку, и на поддержку таких же угасающих на великом безлюдье Севера человеческих голосов. Но всё больше между ними пустоты, всё выше над ними небо, всё реже голоса и участие.

Овдей и Митька живут друг от друга в ста двадцати километрах. У них есть добрая игра: они сообщают друг другу о пролетающих над ними самолётах и одновременно наблюдают их «серебристые стрелочки», как будто стоят, обнявшись, как раньше, на высоком угоре над рекой.

«Вечером в шестом часу снова самолёт с востока над Евдой поднялся, заиграл на солнышке.
- Дмитрий! – позвал в телефон Овдей. – Принимай самолёт-то! На север гляди.
- Ну! – крикнул Дмитрий. И представил снова Овдей, как выбегает сейчас Дмитрий во двор, выкатывается колобком. Вот и точно: хлопнул дверью, ступенькой скрипнул, травой зашуршал.
- Дмитрий, не торопись, далеко ещё!
- Да как же? Не проворонить бы! Ой, вижу, вижу, Овдя! Серебренький такой? И ты видишь?
- И я вижу, Митя!
- И я вижу! Вместе видим, да?
- Будто на одной горке стоим.
- На той самой?
- На той самой. Чего скажешь?
- Нашёл! – радостно кричит Дмитрий. – Вот он, на экранчике моём! Токио – Хельсинки!
- Токио? – удивляется Овдей и с любопытством глядит на самолёт. – Ишь ты! Даль-то какая!
- Высоко! – соглашается Дмитрий. – Тридцать восемь тысяч футов. Курс 54. Скорость 541 узел. У него на хвосте синяя буква F. Близко ему лететь осталось: час - и дома! А то и меньше. А! Время прибытия в порт – восемнадцать тридцать семь.
- Восемнадцать тридцать семь… - отчего-то повторяет Овдей и представляет ясно, как идёт на посадку, покачивая крыльями, самолёт, как светится сыросиним иностранная буква на белом киле, как томятся нетерпеливой радостью утомлённые долгим полётом люди. И другая жизнь неизвестная и счастливая, яркая и сильная, шумная, не его жизнь, видится ему. И становится горько и одиноко».

Но прощально видятся мне они не из иллюминаторов самолётов, а очами пролетающих журавлей, горестно скорбящих плачем по последним людям, по тонкой паутинке на ветрах колокольни над Евдой, имя которой – Ово.

И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки…

«Летит самолёт, скользит утягиваемый ветром и реактивными моторами на восток. Ленточка дыма, напруженная, на лету разматывается. А что у него под крылом? Лес бескрайний, болота жёлтые, ниточкой серебряной река Евда вьётся, солнцем вздрагивает. И никто из летящих в далёкий Сеул, где и ночь, поди, сейчас глубокая, про Овдея не ведает. Кто он для них? Персть лесная. Не разглядишь с такой небесной стрехи ни Овдея, ни его избы, ни его бедной полосочки…»

Лейтмотивы рассказа «Не бойся, я с тобой» неизбежно принуждают читателя смотреть на грустную осеннюю землю с высоты реактивного лайнера, с щелястой и пронзительно-ветреной верхотуры колокольни, с высоты полёта улетающих на юг птиц. Как будто и сам ты прощаешься с «долгой осенью нашей земли». И почему-то снова мне припомнилось рубцовское, его «Песня»:

Отцветет да поспеет
На болоте морошка, -
Вот и кончилось лето, мой друг!
И опять он мелькает,
Листопад за окошком,
Тучи темные вьются вокруг...

Заскрипели ворота,
Потемнели избушки,
Закачалась над омутом ель,
Слышен жалобный голос
Одинокой кукушки,
И не спит по ночам коростель.

Над притихшей деревней
Скоро, скоро подружки
В облаках полетят с ветерком,
Выходя на дорогу,
Будут плакать старушки
И махать самолету платком.

Ах, я тоже желаю
На просторы вселенной!
Ах, я тоже на небо хочу!
Но в краю незнакомом
Будет грусть неизменной
По родному в окошке лучу.

Жаль мне доброе поле,
Жаль простую избушку,
Жаль над омутом старую ель...
Что ж так жалобно плачет
На болоте кукушка?
Что ж не спит по ночам коростель?


Мне ещё при чтении показалось, что это самое родственное рассказу стихотворение поэта. Говорю не о формальных перекличках – о глубоком внутреннем родстве произведений В. Попова и Н. Рубцова. Сиротеющая земля, древнее, тоскующее в человеке желание полёта, другой жизни, «неизвестной и счастливой, яркой и сильной» и мучительная пуповина привязанности к «родному захолустью в тощих северных лесах». И вся душа осеннего пейзажа рассказа сродни пронзительному и зябкому предощущению поэтом «холода и грусти октября».
Растревожено сердце того и другого, вопрошает, исполнено глубокой жалости.
Тянет сквозняками, всё меньше и меньше становится на земле «персть лесная» и, наконец, вовсе изводится зрением.
И как трогательна отвага маленького и беспомощного Ово, взявшего на себя обет Овдея – будить колокольным звоном «родимую окрестность».
Слышит ли кто это славное дитя?
Или ветер качнул било над умершей деревней?..


Рецензии
Да. Рассказ меня,помню,так потряс что... Перечитываю часто.

Александр Саша Петров   18.11.2023 08:08     Заявить о нарушении
Есть у него еще вещи выдающиеся. Надеюсь, выйдет отдельная книга.

Учитель Николай   18.11.2023 09:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.