Отец смотрит на запад Е. Манойло

"Ох и дикий народ эти горцы!" – помните эту ироничную фразу из "12 стульев"? Именно она всплыла внезапно в памяти, когда я закончила читать роман Екатерины Манойло. Думаю, не такой реакции она ожидала от читателя её книги, явно во многом автобиографической. Но сказочность сюжета не дала мне поверить в то, что рассказанное в романе – трагедия.

Это я читаю финалистов "Ясной поляны" на Литресе и рассказываю впечатления. Все книги предоставляли бесплатно желающим, если помните.Как вы, наверное, знаете, Екатерина с этим романом стала абсолютной победительницей премии "Лицей"

Отец смотрит на запад
Автор:Екатерина Манойло
Из серии: Альпина. Проза

Возрастное ограничение:16+
Дата написания:2023
Объем:210 стр. 5 иллюстраций
Правообладатель:Альпина Диджитал

О чём?

О неприглядных буднях маленького пограничного посёлка, в котором русские и казахи, православные и мусульмане живут не просто рядом, а вместе. Но уживаются ли? И если да, то как?

Катя родилась в семье казаха и русской, но буквально с первых страниц книги нам дают понять, что девочке здесь не рады. Если вы читали книгу Итаф Рам "Женщина -не мужчина", то вы хорошо понимаете, о чём речь. На этих же первых страницах в семье Кати происходит трагедия – погибает её маленький брат Маратик, и его призрак будет сопровождать нас через всё повествование.

Что хорошо?

Необычность фона. Пожалуй, такой книги мы и правда ещё не читали. Именно "казахские" части книги мне показались интереснее и ярче всего остального. Нам всегда любопытно узнавать что-то новое из книги. В этом смысле роман Манойло можно назвать экзотическим.

Прекрасно нарисованы тётушка главной героини Кати и её сыночек – вообще из всех героев именно они самые рельефные и характерные. Хороша и соседка Марина. А вот на отца и мать Кати автор как-то красок пожалела, на мой взгляд. Мы видим родителей на пике горя и в проживании его, но какие они были, что чувствовали друг к другу и детям, какие самые яркие моменты совместной жизни можно назвать счастливыми – этого нам автор не показывает.

Причудливая смесь незнакомых нам традиций и предрассудков, веры и суеверия, диких обычаев и опрощенного до невозможности быта предстаёт во всей своей безрадостной красе. Некоторые страницы в самом начале романе действительно завораживают какими-то нереальными метафорами и сравнениями, обещают нам "большую прозу"...



Что не так?

...обещают, но как-то незаметно перетекают в скучные и ненужные описания подробностей московского быта героини, а потом нам представляют множество героев, которые кажутся условными какими-то, театральными, неживыми, а в конце мы видим и мать Кати, которая стала монахиней, и более картонного персонажа я ещё в жизни не видела. Ну ладно, видела, конечно. Но здесь реально не веришь ни одному слову – все диалоги матери и дочери звучат надуманно и неестественно. Ведь почему-то же эту матушку Агафью все любят и уважают, значит, на своём месте она хороша. Но что она за человек? Нам не показывают.

А ведь нам и правда хочется понять, какая она, бывшая Наина. Что заставило её поступить так, как она поступила? Но нет, никаких объяснений. Только подробное и, простите, какое-то повисшее в воздухе описание дороги в монастырь. Мы всё ждём какого-то важного движения, ружья, которое выстрелит, но нет. Даже неплохой ход с монастырским пирожком как-то не спасает положение.

Здесь надо признаться, что тема ухода матери маленького ребёнка в монастырь меня саму волнует сильно – до такой степени, что в сборник своих рассказов я включила рассказ "Петрикор" – как раз о подобной ситуации. И получила множество рассерженных откликов на него. Кто-то не верил, что вообще можно законно бросить ребёнка и уйти в монастырь (скажу из своего опыта: в 90-е это было возможно, сейчас нет), кто-то не принимал самого решения героини – не считал его оправданным. Но психологически я всё же постаралась объяснить действия героини, не бросать всё на полуслове, не оставлять недосказанности. По-моему, в этом случае это особенно необходимо.

Ещё интересное наблюдение. В последнее время я прочитала сразу три книги подряд на религиозную тему: роман о Страйке, где Робин проникает в секту, чтобы вытащить из неё сына заказчика; роман Дж. Чапмен "Другая жизнь", где одна из героинь находится в общине Свидетелей Иеговы и вот эту книгу, где мать бросает семью и уходит в православный монастырь. И вот что я вам скажу: именно в романе Манойло мотивация героини и её вера самая слабая и неубедительная. Даже сектанты в своих заблуждениях нарисованы с сочувствием и пониманием. Мы можем не разделять их убеждений, но мотивы их поступков очень понятны. Герои отказываются от мирской жизни ради духовных даров, ради очищения души, ради помощи ближним. У героини "Отца" мотивом оказывается тесто, а это как-то неубедительно.

И, безусловно, как-то не очень правильно все важные решения и повороты в романе поручать погибшему Маратику – без его мистического вмешательства не обходится ни одно судьбоносное событие. Разве что только приезд московской бабушки-атеистки. Остальные персонажи вроде бы и не могут сами сделать ни одного доброго и полезного движения. Именно поэтому весь роман представляется какой-то страшненькой сказкой, в которую, увы, не веришь.

Но новый роман Манойло, который вот-вот выйдет, буду читать обязательно. По-моему, она талантливый молодой автор юного поколения. Интересно проследить за развитием её дарования.


Рецензии