Сокуров. Фильм Фауст. Заметки

Фильм на тему продажи своей души в обмен на что-либо, ценное для каждого или для того, кто хочет продать эту свою душу. Фауст – известная фигура в литературе и вероятно – это не последняя попытка в искусстве. Фауста читал в переводе Пастернака (за исключением нескольких стихов – не очень удачный выбор и перевод), буду читать в других переводах, надеюсь получить то, что хочу увидеть.
Итак – сюжет фильма достаточно прост: врач, профессор Фауст, денег нет, ничего нет. Вскрывает трупы и не задумывается о смысле Смерти и Жизни, или попытки единичные, разовые. Идет к ростовщику, пытается заложить кольцо.
Ростовщик Маврикий, он же Мефистофель, денег не дает. Ведь, как говорит Мефистофель - у голодных чувство юмора не бывает и несчастливые люди опасны…
Не дать денег нуждающемуся – это стимул, попытка подтолкнуть человека к раскрытию потайных тайн души, в этом цель Мефистофеля (Маврикия).
Фауст легко идет на провокации Мефистофеля. Вопрос легко – можно было бы по смыслу фильма охарактеризовать фразой – Фауст при стечении неких обстоятельств дает проявиться своим низменным желаниям, Сокуров через фильм проносит эту идею, что Добро и Зло присутствуют в каждом. Как в каждом присутствует право выбора.
Но как всегда нет ответа на вопрос – Мефистофель Зло, или Добро (как в Мастере и Маргарите), и допускаю, что зритель может согласиться с витающей на фоне серого, мрачного средневековья в фильме идеей, что Мефистофель есть Добро, поскольку он толкает человека делать выбор, и тогда выбор Добра – выход, а выбор Зла – погибель, но это выбор тогда самого человека, а значит Зло уже живет в нем.
И в фильме звучит классическая фраза Мефистофеля – я часть этой силы, что всегда творит добро…?
И еще в фильме, Фауст, увидев какое-то приспособление, спрашивает: вы на этом взвешиваете души? Тяжелые они?
И Маврикий-Мефистофель отвечает – нет, не тяжелее одной монеты, но ваша потяжелее будет.
И что же это значит? Потяжелее – это сомнений больше в душе Фауста, или цена за душу Фауста, который готов ко Злу, будет больше?
И дальше по сюжету фильма ростовщик Маврикий-Мефистофель попадают в прачечную, где Фауст видит Маргариту и влюбляется в нее.
Он стремится к свиданию к ней, но договор пока не подписан, время не пришло, денег у Фауста нет, а Маврикию-Мефистофелю нужны не деньги, но душа.
Они попадают в разные ситуации, и внимательный зритель понимает, что Мефистофель просто присматривается к Фаусту, проверяет – как низко падет его душа и как низменны его истинные побуждения.
Так в кабаке (где наслаждения и низменные страсти) Фауст нечаянно убивает солдата Валентина, брата Маргариты. Случайная смерть, случайное убийство, Мефистофель только вложил в руку Фауста огромную вилку, но он наносит удар в живот, и Валентин умирает.
-Что вы натворили- спрашивает Мефистофель – ведь смертный грех убийство, так хладнокровно вы убили?
Но душа Фауста молчит, и вот он, рубеж, за которым Фауст все более и более становится тем злобным Мефистофелем, символом зла.
- о да, - говорит Мефистофель, - вместе мы сила!
Становится? – или по смыслу фильма из Фауста медленно выползает таящийся в каждом мефистофель?
Фауст преследует Маргариту после похорон брата, красиво рассуждает о душе, о растениях, о своем занятии, и, прощаясь с ним по требованию матери, которая увидела в Фаусте зло и угрозу дочери, Маргарита доверительно говорит ему, что он ангел-хранитель и она будет думать о нем.
Итак – лед сопротивления вроде сломан, возник интерес Маргариты к Фаусту и симпатия.
- вами движет похоть, - говорит Мефистофель, - хоть и скрываете это за красивыми словами.
Но Фауст одержим идеей личного свидания, он готов на все ради близости с девушкой, и вот он уже в руках Маврикия-Мефистофеля, и с воодушевлением и радостью кровью (чернила в чернильнице закончились и Маврикий проткнул ему палец пером) подписывает договор, по которому душа Фауста после отделения от тела полностью принадлежит предъявителю этого договора, и будет ли это Мефистофель или Бог – ответа нет, решение за Фаустом.
По фильму Маврикий-Мефистофель много раз спрашивает Фауста – так вы точно решили? – но Фауст непреклонен в своем желании.
И даже согласен отравить мать Маргариты, чтобы она не помешала свиданию.
И вот Мефистофель ведет Фауста к Маргарите, она стоит на берегу озера.
Мефистофель говорит – бедная девочка, они всегда сюда ходят, когда страдают, - Фауст обнимает Маргариту и они падают в омут и исчезают под водой.
И можно понять это как символ – исчезают в глубине, из которой нет возврата.
Утро, Фауст просыпается, рядом обнаженная Маргарита, он смотрит на ее тело, на лоно, на лице и в движениях нет ни малейшего переживания о погубленной душе Маргариты.
- Как холодно здесь… Кто-то есть… Старуха мертва…. Мне нужно уходить… Часы стоят…
Далее по фильму на улице его ждет Маврикий-Мефистофель, он надевает на Фауста солдатские доспехи - Хочу тебя спасти…Один лишь шаг – и ты будешь спасен…Не каждому убийце прощаются злодеяния, это еще надо заслужить… - но Фауст лишен сожаления, и аллегория с доспехами не достигает цели, ему не нужно спасение, ему нужно то одиночество, счастье и свобода, свобода от переживаний, нравственности, сожалений, Добра – и Прощения.
По дороге в горы (рай-ад?) он забивает Мефистофеля (спасителя) камнями.
- постой, это же некрасиво, кто же тебя накормит, кто выведет? – умоляет его Мефистофель, но Фауст глух к этим словам.

Пока дважды пересматривал фильм, то записывал наиболее характерные для замысла (как мне кажется) фразы и высказывания, в принципе это 2 страницы текста. Фильм поставлен удивительно хорошо, опять же – условное средневековье, мрачность бытия, одежда, прически. Говорят на немецком, русский перевод. В фильме удивительные артхаусовские моменты, например – женщина приходит на прием к Фаусту, он осматривает ее вагину, вытаскивает куриное яйцо, женщина очищает его и ест. Можно как угодно обьяснять эту картину, и возможно кому-то проявится ее тайный смысл, вложенный Сокуровым.

В фильме многочисленные и по-философски абстрактные высказывания, придающие многозначимость кадрам и героям:
- в цене время, искусство…- дух отрицания переживет этот мир…-  слово умирает на кончике пера…- а был ли этот Себастьян…- все проходящее есть только вонь…- В начале было слово…И звук… Может быть смысл? А может в начале было Я?

Я не черт- говорит Маврикий-Мефистофель, ко мне очередь, человек 150-т, но могу принять без очереди…- я чистый… Я такой же змей, как и вы…

Там в фильме появляются евреи с пейсами (вам туда, туда – говорит Мефистофель, отталкивая их от дороги на кладбище, где будут хоронить Валентина), русский ямщик и русский, о котором Фауст спрашивает – он сумасшедший? – Нет, он русский (интересная фраза Сокурова-русского), поэтому он сумасшедший, - отвечает Мефистофель.

Итак, о чем все же фильм?
"Фауст" Александра Сокурова - фильм о том, как Мефистофель соблазняет черта, и шире говоря - о том, как современный человек порывает со своей метафизической сущностью" - объяснил сценарист картины Юрий Арабов, работающий с Сокуровым уже почти сорок лет.

Метафизика – это обьемное и достаточно расплывчатое понятие, как бы говорящее обо всем, и при этом – ни о чем ( Аристотель в своей работе Метафизика – начал читать недавно – говорит о метафизике, как я понял, как о мировоззрениях и способе понятия окружающего мира философами и мыслителями его времени), в наше же время это определение применяют, когда не могут обьяснить  то или иное явление или произведение искусства.

Можно соглашаться и не соглашаться с Ю.Арабовым, только на мой взгляд Сокурову удалось создать фильм  не о соблазнении человеком-Фаустом черта- Маврикия-Мефистофеля самим Фаустом, а о том, что в человеке-Фаусте или в любом другом человеке живет этот самый Маврикий-Мефистофель, и только самому человеку решать – кем быть. Ведь по смыслу фильма Маврикий-Мефистофель не совершает ни одного низкого, злого или непорядочного поступка. Он скорее зеркало, которое отражает суть самого человека.
Хотя вариант, что в фильме скорее Фауст покупает Маврикия-Мефистофеля возможна.

Кому-то может показаться уместным сравнение с Достоевским, тут уже каждому самому решать, но на мой взгляд Сокуров очень далек от Достоевского, в фильме нет никаких сомнений Фауста – поступать так или нет, - Фауст изначально несет в себе Зло, прикрытое, как выразился Мефистофель, красивыми словами.

В этом смысле мысль Сокурова понятна: человек есть зло. Нравственных мучений и переживаний Мышкина и Раскольникова в фильме вы не увидите. Фильм скорее смотрится как приговор, окончательный и без вариантов.

Сам Сокуров о фильме сказал так: "Я так понимаю, что мы делали тетралогию (Молох, Телец, Солнце) о тщеславии и гордыне, которые в этом мире порождают чудовищные явления, особенно если они получают поддержку государства и аппарат усиления в виде государственных механизмов".

Т.е., как бы не хотелось зрителю увидеть что-то более обьемное, Сокуров сводит все к одной идее – государство зло, но он имеет в виду только одно государство – Россию. Можно назвать Сокурова условно русофобом, мучительно размышляющем в одной только плоскости о России, складывается впечатление, что он увяз в этих своих мучительных размышлениях, в фильмах «Сказка» и «И ничего больше» эта его нелюбовь к России явно выплескивается на зрителя. И это уже не спор с властью по поводу тех или иных недостатков государства, не критика действий чиновников и т.п., нет, это то, что о либералах писал Достоевский: "Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать.
Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!). Эту ненависть к России, еще не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова „любовь к отечеству“ стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили, как вредное и ничтожное."...
Это в «Бесах» Шатов о либералах и атеистах говорит: «Люди из бумажки; от лакейства мысли всё это», а о либералах – «Ненависть тоже тут есть,  они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся… И никаких невидимых миру слез из-под видимого смеха тут нету! Никогда еще не было сказано на Руси более фальшивого слова, как про эти незримые слезы!  Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.»

В Фаусте я не увидел даже намека на политику и огрехи государства.
Но нелюбовь к России так очевидна, что странным выглядит недоумение Сокурова по поводу того, что фильм «Сказка» не пустили в прокат (это о фильме "Сказка").
Как режиссер Сокуров снял редкий, талантливый, артхаусный фильм, если бы я был в жюри Венецианского и пр. кинофестивалей, то обязательно дал бы приз.
Фильм сложный, культурному зрителю смотреть обязательно, я бы даже порекомендовал просмотреть его дважды, потому что с первого раза не удастся проследить сюжет и вникнуть в диалоги и фразы, фильм не для легкого просмотра, это как фильмы Ларса фон Триера, Хайнеке и других талантливейших режиссеров нашего времени.
 


Рецензии
Посмотрела, Валерочка, тяжёлый фильм.
Сокуров рассматривает миропорядок через разглядывание в увеличительное стекло.
Маленькое отступление, пролог интерпретации на небесах взят из книги Иова, где Фауст играет роль Иова, но он не совсем Иов, неверящий ни в кого. Мефистофель в разговоре с Богом: - Дай мне его. Но когда Мефисто уходит, Господь говорит про него потрясающую фразу: - Нравится мне этот мальчонка, забавный. Он никуда не денется, судьба в моей руке. Такая протестанская этика: Бог молчит, а дьявол будет рядом. В конечном счёте всё сводится к материи и романтичному мировоззрению.

Сокуров разбивает Аристотелевскую структуру, ему это не нужно. Он превращает картину в размышление, художественную провокацию, полагая, что реципиенты, смотрящие её имеют бэкграунд. Он намекает и эти намёки обрываются. Фильм строится на немецкой речи, потому что как можно делать фильм о Фаусте иначе. Он вставляет туда великолепные цитаты из немецкой живописи (первый кадр - плывущее зеркало в небе, пейзаж с высоты птичьего полёта, горы). Это детали известного полотна, который висит в Мюнхенской галерее, Альтдольфер "Бой царя Александра Македонского с Дарием". Вглядись во второй план, там где пейзаж и морская гладь и надпись в рамке, у Сокурова - зеркало в той же форме. Сокуров берет оттуда часть. Это любимая картина Наполеона, он её разглядывал, упивался ею. Картина распадается на кадры и каждый кадр становится абсолютно самостоятельным кино, каждый кадр имеет свой смысл.

Дьявол и учёный - вот главные герои. Всё можно, предела нет, даже менять природу человека и делать любой эксперимент. Мы муравьи по сравнению с этим пейзажем, путешествие взбесившейся материи, материи без Бога. Улицы города - это все ожившие картины 16 века, тебя по ним проводят, а опоясывающим будет Альтдольфер. Бог создал этот мир и оставил его человеку, оставив его в абсолютной материальной стихии. Идея богооставленности. В начале было Дело - главная идея фильма, показать, что мы живём в эпохе Фауста, основываясь на первой части Гёте и он знает о чём идёт речь. Здесь присутствует Ницше, с его идеей о сверхчеловеке и это говорит о том, что не надо верить органам чувств в попытке соединить Канта и Будду. То, что вам кажется реалистичным - нереалистично, то, что вам кажется осязаемым - иллюзия.

Фауст, кроме того что он вскрывает трупы, ещё и звездочет. А это намёк на то, что теория большого взрыва возникнет как результат логического мышления. В картине полно цитат из Мартина Лютера и Шопенгауэра. Это ещё одна особенность метафизической картины. У Гёте Мефистофель соблазняет Фауста, а тут Фауст сам идёт к нему, он в нём нуждается. Вспомни сцену еды, это просто издевательство над Евангелиевской притчей. Когда ты у отца попросишь хлеба он вложит тебе в руку камень? Опять тема богооставленности. В картине каждый момент требует определённого комментария. Сокуров показывает всю абсурдность когда появляются некие мистические существа - намёк на Босха и Брейгеля Старшего. Рыцарские доспехи здесь как элементы алхимического деяния. Поэтически соблазнительно показаны сцены грехопадения, раз за разом. Человек не может без греха, он и грех - синонимы. Конфликт тела и души - один из самых главных конфликтов, власть тела, без тела ты никуда не денешься. Правда схоже с трактатом Фомы Аквинского о душе? Тело корректирует нашу душу или нет? Тело влияет на неё или нет? В картине нет ничего частного и даже за отдельным частным стоит метафизика. Прачки стирают - отсыл к Вальпургиевой ночи. Сцена убийства - нарушение Гетевской поэтики, потому что Сокуров переписывает её по - своему. Когда пришло время отдавать душу, Фауст закидывает камнями Мефисто, потому что как бы он не рядился в девочку, играющую в мяч, он великий лжец, он всегда обманет и Фаусту это перестаёт нравиться. Ложь - это страшное разъедающее токсичное явление, вот он его и гоняет. И последнее, к картине желательно повнимательнее отнестись.

Ирина Чубенко Сергеева   22.10.2023 12:39     Заявить о нарушении
черт, ну ты сильна, девушка!!! я просто на лопатках... мне даже и сказать нечего по поводу...
тут у тебя просто отдельная рецка на Сокурова...
Можно публиковать как заметку о смысле фильма Фауст...
Ту оцениваешь как культуровед, глубоко и научно...да, фигур из Босха видел...
Как и Мефистофеля, который опорожниться хотел, но сказал, что это лучше в церкви делать..
ты считаешь, что я недостаточно внимательно отнесся к фильму?
а я думаю - надо ли мне это...
и для меня важен под другим углом взгляд на автора...
Фауст у него лучшее, из того, что просмотрел...

Валерий Кувшинчиков   22.10.2023 12:53   Заявить о нарушении
я считаю, что ты меня простимулировал посмотреть фильм как вариацию Гёте и сравнить, потому что твою заметку я прочла ещё в полдень, анализ для тебя, рада что оценил

Ирина Чубенко Сергеева   22.10.2023 13:38   Заявить о нарушении
как ты думаешь- Сокуров мог так рассуждать, как ты, создавая фильм, или как творческий человек создавал на основе своих чувственных, эмоциональных представлений? ведь ты знаешь, что такое творческий человек...
это прежде всего эмоции и чувства... разум где-то ЗА...

Валерий Кувшинчиков   22.10.2023 14:00   Заявить о нарушении
Сокуров пришёл из документалистики, так что да, мог. Ему и Тарковскому свойственно неторопливое повествование, нарушение всех законов классики драмматургии: экспозиция, завязка - перепетия - перемена судьбы героя, кульминация, которая непосредственно связана с катарсисом - конфликтом и собственно эпилог. Больше ничего не выжмешь из классики нарратива. Создание человеческой культуры строится по авторитарности, авторитетности, которую выстраивают определённые лекала. Сокуров избегает этого классического сюжета. Мир усложняется, он противоречив и полифоничен, поэтому у Сокурова отсутствует пробуксовка. У него иная сюжетика.

Ирина Чубенко Сергеева   22.10.2023 14:20   Заявить о нарушении