Военно-полевой роман, с

 Из года в год в полях идёт война -
Весной пахали и редуты создавали,
Засады прятали в окопах-бороздах,
Дождями или шлангом поливали.
  Лазутчиков отлавливали, сорняков,
Нет снисхождения им – Закон суров!
Культурные поддерживали всходы,
В садах – цветы, овощи – в огородах.
  Вредителям нигде не дали ходу,
Хотя летали и жужжали за свободу.
Зато цветы всё лето радовали  глаз,
Осенью урожай - в полки, в запас!
  Атаковал, бывало с фланга самосев
Ближних лесных кустов или дерев -
Берёз, осин и даже с ягодой рябин,
Им противостоит упорно георгин...
  Астра,лов братии красавец-великан.
Осень гнала дождей, ветров кан-кан.
Слабые дерева под натиском сдались,
На землю побросали жёлтый лист...
  Ветви поникли, кроны облысели,
Заставы георгинов только зеленели.
На фоне жёлтого листа берёз, осин -
Алеет георгин, как в золоте рубин!
  Как главный генерал даёт сигнал -
На зиму выкопать в запас, в подвал.
Засады сохранить в зимние времена
И снова в бой, когда придёт весна!

Урал - рискованного земледелья край,
Всегда борьба-война идёт за урожай!


Рецензии
Виктор, привет! По твоей просьбе написал рецензию на твой стих с точки зрения: поэта, критика и читателя...

Стихотворение перед читателем раскрывает не просто картину сельского труда — это поэтическая аллегория вечного противостояния человека и природы, труда и стихий, жизни и увядания. Уже первая строка задаёт тон всему произведению: война в полях — это не разрушение, а созидание, борьба за урожай, за плодородие, за само существование.
С точки зрения поэта, автор сумел превратить привычные картины земледельческого быта в живую эпопею, где каждый элемент природы наделён характером и действием. Поле становится ареной сражений, где георгин — генерал, осень — неумолимый маршал дождей, а сорняки — коварные лазутчики. За этой метафорической игрой чувствуется подлинное чувство уважения к земле, к её упорному дыханию и к человеку, способному выстоять рядом с ней. Финальные строки — о сохранении «засад на зиму» — звучат как гимн вечному возрождению труда и надежды.
Взгляд критика отмечает в стихотворении внутреннюю стройность и логическую завершённость. Автор выстраивает повествование по законам эпического цикла: весна — наступление, лето — сражение, осень — подведение итогов. Использование метафоры войны не выглядит случайным — это традиционный приём русской поэзии, но здесь он обретает новое дыхание, лишённое героического пафоса, зато наполненное доброй иронией и мудрой простотой. Ритмически стих не всегда ровен, однако именно эта естественность делает его ближе к народной речи, оживляя интонацию и создавая эффект искренности.
Читатель же воспринимает это стихотворение как живую картину родной земли. Оно наполняет сердце теплом и лёгкой улыбкой: ведь каждый, кто хоть раз видел, как «в полях идёт война» за урожай, узнаёт в этих строках частицу своей памяти. За бытовыми образами стоит нечто большее — любовь к жизни, к труду, к родной земле. После прочтения остаётся чувство тихой радости и благодарности: за красоту мира, за упорство человека, за круговорот, в котором весна неизменно возвращается.

Как-то так:)))

Кен Шин   12.11.2025 11:55     Заявить о нарушении
Благодарю за глубокое понимание и высоко-
профессиональный аналитический отзыв!

Виктор Трифонов 2   13.11.2025 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.