Нацатомизм. История как разверт Разума и Теодицеи

Я РАЗДЕЛИЛА ЭТУ ГЛАВУ НА 4 ЧАСТИ ПО СУТИ ВОПРОСОВ.

1 Нацатомизм
"И вот, слагается поучительная параллель. «Естественная» борьба «индивидуума», приобретшего «самосознание», но не научившегося еще «признавать» его в «инобытии» и вступать с этим «инобытием» в спекулятивное тождество, обнаруживается в процессе антропогонии трижды: встреча человека с человеком в естественном состоянии есть первый духовный урок; встреча семьи с семьей в гражданском обществе – второй; встреча государства с государством – третий. Первый урок заканчивается духовной победой: люди научаются творить свою свободу через тождество и свое тождество через свободу. Второй урок заканчивается прикровенной неудачей: буржуазное общество продолжает жизнь своекорыстия и разъединенности, но организует себя по принципу «общего интереса» и сдерживается в единство силою высшей Всеобщности – государства. Третий урок заканчивается открытой неудачей: государства совсем не находят выхода к созданию высшего, общечеловеческого единства и остаются эмпирически разъединенными спекулятивными субстанциями, осуществляющими этот «вечный обман» заключенного и нарушенного договора.4157

Таким образом, спекулятивный закон «конкретности» нарушается государством и во внутренней и во внешней жизни. Правда, субстанции народов, встречаясь друг с другом на войне, оказываются в отношении, подобном «диалектическому взаимоотрицанию»; необходимость «диалектики» и лежит в основании приятия войны. Но эта диалектика народов и государств не завершается органическою ассимиляцией и конкретным состоянием: «всеобщий союз народов» невозможен, ибо он сводился бы к господству одного народа, который к тому же за отсутствием «инобытия» утратил бы свою индивидуальность;4158 «государство народов» или «мировая республика» суть «пустые» абстракции, лишенные всякой «нравственной жизни» и приводящие к «безо;бразности космополитизма».4159 Природа государства требует нарушения закона спекулятивной конкретности.

Таким образом, государственная жизнь действительно обозначает нравственный и спекулятивный предел человека. Вся духовная жизнь оказывается урезанной и заключенной в границы национального духа, а самый национальный дух живет, ограниченный непокорною стихией эмпирического существования.

ТРИ УРОВНЯ БОРЬБЫ:
ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК
СЕМЬЯ-СЕМЬЯ (КЛАН)
ГОСУДАРСТВО-ГОСУДАРСТВО.

ГЕГЕЛЬ НЕ ВЕРИТ В ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ МИРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА в духе интернационализма и космополитизма. Хотя верит в подчинение личности на уровне государства под государством. Вот такое ПРОТИВОРЕЧИЕ. возможно, на тот момент наднациональный глобализм был трудно вообразим, и англ язык не был еще глобальным, и автопереводчиков не было, давая такую возможность хотя бы на уровне коммуникации.
ОН ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ ИМПЕРИАЛИЗМА, Т.Е. ГЛОБАЛЬНОГО СРАЩИВАНИЯ КАПИТАЛОВ, О КОТОРОМ ПИСАЛ ЛЕНИН, ВЫСТАВЛЯЯ ЕМУ В ПРОТИВОВЕС ПРОЛЕТАРСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ.

"И если у каждого народа свое особенное «высшее благо» и свой особенный закон поведения,4162 то у него, естественно, возникает свое, особое искусство, свое отдельное Божество и своя, особая истина."

ЗДЕСЬ УПОР НА РАЗНИЦУ НАРОДОВ, КУЛЬТУР, ЦИВИЛИЗАЦИЙ, ЦЕННОСТЕЙ.

Ограниченность особенного народного духа становится законом человеческой жизни и её пределом. Философия Гегеля приходит, по-видимому, к своеобразному националистическому индивидуализму и даже атомизму; мало того, в этом учении о «многобожии» в искусстве и религии4170 и о многих, национально-различных «истинах» и философиях перед нею встает призрак своеобразного релятивизма со всеми его последствиями. Преодолеть этот атомизм многих национальных субстанций и этот релятивизм многих национальных истин стало задачей философии истории и истории философии; ту же самую задачу пытаются в своей сфере и по-своему разрешить философия искусства и философия религии.

ВСЕ-ТАКИ НАЦАТОМИЗМ. ЛЕНИН БЫ НЕ СОГЛАСИЛСЯ. Например, большая продажность английского элитарного пролетариата зависит от денег, на которую их подачками купила крупная буржуазия, а не от их специфичной "англ" культуры. Тем более Диккенс вскрывал проблемы низших классов, хоть и без решения, но обозначал. И с культурой тут связи нет. Просто инерция колониальной имперскости Англии.
НО ЖИРИНОВСКИЙ ТОЖЕ ДЕЛАЛ УПОР НА ЭТНОПРЕДЕЛ - ЭТНОГЕОПОЛИТИКА.

2. История как развертывание Разума и теодицем

"В самом деле, философия Гегеля не могла остановиться на той эмпирической разделенности Духа Божия, к которой её привела философия нравственности: это значило бы допустить, что сила божественного Смысла не может преодолеть дискретность национально-государственного «обособления» и вынуждена подчиниться низшему элементу своего бытия. Однако, с другой стороны, очевидное, предметное отсутствие истинной конкретности в жизни народов и государств не давало оснований к тому, чтобы утверждать наличность космически-всеобщего «самосознания» и зрелой, космически-всеобщей «воли»; если в малых пределах единичного государства Субстанция осталась на уровне сокровенной, бессознательной силы, то естественно ожидать того же исхода и в сфере «космической» духовности. Эмпирическое влияние народа на народ, культурное заимствование и взаимодействие, даже известное идейное преемство, могло бы быть констатировано простым историческим наблюдением; но от этих эмпирических влияний до метафизического единства, превращающего жизнь человеческого рода в спекулятивно-необходимый ряд исторических явлений, было еще далеко. Философии Гегеля предстояло показать, что субъект истории един и что этот субъект есть Дух Божий.

Спекулятивный философ обязан, как никто, настаивать на скрытой разумности всего неразумного, на высшей необходимости всего чисто случайного, на таинственной осмысленности всего бессмысленного: все без исключения эмпирические явления истории должны быть освобождены от этой обманчивой видимости и разоблачены с тем, чтобы обнаружить свою сокровенную спекулятивную необходимость.4180
Таков и был, по-видимому, замысел Гегеля.
В основе «мировой истории» лежит некая «конечная цель»,
сама себя осуществляющая по «плану Провидения».4181 Поэтому история человечества есть, собственно говоря, история «живущего» в ней Духа4182 или Разума.418
исторический процесс, согласно замыслу Гегеля, осуществляет законы всеобщности, диалектики и спекулятивной конкретности, что и доказывает его спекулятивное единство и его подчиненность благому плану Провидения: философия истории развертывается как теодицея.4226

ЭТО ВЕРИТ ГЕГЕЛЬ ОПТИМИСТИЧНО,НО ДАЛЕЕ ПИШЕТ О ТОМ, ЧТО РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПОКАЗЫВАЕТ И ПОБЕДУ НЕРАЗУМНОГО ЧАСТО. ТОГДА ГЕГЕЛЬ ПЕРЕХОДИТ К ВЕЛИКИМ ЛЮДЯМ КАК НОСИТЕЛЯМ РАЗУМА И ДОСТОЙНЫХ ПРИСТАЛЬНОГО И НАИБОЛЬШЕГО ВНИМАНИЯ КАК ВСЕ-ТАКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВСЕОБЩЕЙ ГЛУБОКОЙ РАЗУМНОСТИ.

3. Избранные и ведущие народы и великие люди, вожди-гении. Великий человек - в воле Духа.

"Философия истории Гегеля доказывает не разумность истории, а разумность разумного в истории; но это и значит признать обилие неразумного в ней. Это нарушение объема всеобщности обнаруживается с особенной ясностью в учении о «великих людях» и «избранных народах».

Оказывается, что философия истории, отвлекаясь от «излишней массы прочих единичностей», «подавляющих и затемняющих достойные предметы и великие события»,4237 останавливается только на тех «индивидуумах» и народах, которые действительно были «орудиями разума».4238 Она не занимается собиранием «партикулярных» мелочей, но берет только «субстанциальное».4239 «Великий человек» это тот, «собственные, частные цели» которого «содержат» субстанциальную волю мирового духа,4240 так что он «имеет счастье» осуществлять цель, составляющую ступень в прогрессе «всеобщего духа» мировой истории. Такой человек (напр., Кир, Моисей, Александр, Иисус)4241 есть поистине «индивидуум мировой истории»,4242 указующий народам их «имманентную цель», ведущий их за собою и космически оправданный в своей жизни независимо от всякой моральной оценки.4243 Такие индивидуумы поддаются спекулятивному пониманию4244 как избранные и отмеченные: они представляют «достойный предмет» для философии истории.

В этом они подобны «избранным нациям», т. е. тем народам, которые являются «носителями» мирового духа в данный момент истории и разрешителями его очередной задачи.4245 В жизни и делах такого народа Дух творит свою «абсолютную волю» и пред лицом этой воли все остальные народы оказываются бесправными (rechtlos): они уступают «избранной» нации господство над миром.4246 Таковы четыре «царства мировой истории»: восточное, греческое, римское и германское.4247 Такие народы также поддаются спекулятивному пониманию как избранные и отмеченные: они представляют «достойный предмет» для философии истории.

СЮДА В ЭТОТ РЯД МОЖНО ДОБАВИТЬ ЛЕНИНА И РУССКУЮ НАЦИЮ, Т,К. ОНА ТОЖЕ ПОВЕЛА ЗА СОБОЙ ОКРУЖАЮЩИЕ НАРОДЫ, И КИТАЙ, Т.К. ОН СЕЙЧАС В ЛИЦЕ СИ ТОЖЕ ХОЧЕТ ВЕСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО С ТЕОРИЕЙ ОБЩЕЙ СУДЬБЫ.

"пред лицом Божества, этого единственного субъекта истории, пред лицом высшей Всеобщности «национальная совесть» и её правота есть не более как слепота и падение.

ЭТО КАК ЛЕНИН О "НЕПРИЛИЧНОСТИ" ПАТРИОТИЗМА (В СТАТЬЕ АНТИМИЛИТАРИЗМ)

Метафизически-религиозный характер замысла, предначертывавшего путь для так называемых «правых» гегелианцев, уступает место эмпиристически-урезанному и исторически-приспособленному выполнению, дух которого был впоследствии воспринят и развит гегелианцами «левого» толка. Стихия конкретного-эмпирического в последний раз отмщает за себя; но Гегель не видит этого и до конца считает свою философскую концепцию внутренне единой.

НЕ СОВСЕМ ПОНЯЛА, Что имеет ввиду Ильин? у него логика страдает иногда. Надо проверить - ВЛИЯНИЮ ГЕГЕЛЯ ПОДВЕРГЛИСЬ ЛИ ПРАВЫЕ - вроде гемр НАЦ-СОЦИАЛИЗМ не особо его выделяли, И ЛЕВЫЕ - ЛЕНИН. САМ ГЕГЕЛЬ СЧИТАЛ СЕБЯ ЕДИНЫМ.. ИЛИ ПОД ПРАВЫМИ ИЛЬИН ИМЕЕТ В ВИДУ ТОЛЬКО РЕЛИГИОЗНУЮ ВЕТКУ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ? НУ Я НАПРИМЕР ТОГДА ТОЖЕ И ПРАВАЯ (ПО РЕЛИГИИ) И ЛЕВАЯ (ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ РЕШЕНИЮ). НО ЭТО РАЗНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА. И при чем тут тогла право-лево?

4. Предел человека. Вопрос, что побеждает  воля Божия или человеческая самость уклоняющаяся? Финально -воля Божия, по Теодицее.

"Вот почему необходимо признать, что учение о «государстве» и человеческой «истории» обнаруживает, вопреки желанию самого Гегеля, предел человека, т. е. ту границу, до которой ему дано приблизиться к божественному состоянию. Этот «предел» устанавливается самою формою человеческого существования, тем способом жизни, который присущ человеку.
Такова лишь внешняя видимость всего процесса. На самом же деле «предел человека» есть нечто бо;льшее, чем его предел или его «грех»: это есть предел самого Божества, придавшего себе человеческий образ и антропоморфный способ существования.
смысл человеческой жизни определяется именно тем, что он есть смысл жизни Божией; видимые пути человечества направляются таинственною судьбою Божества; и поэтому глубочайшее значение человеческого предела состоит в том, что он есть имманентный предел Бога, восходящего к абсолютной свободе. Если человеку суждена трагическая неудача в деле самоосвобождения, то это потому, что трагическая неудача входит органически в судьбу Божества.

КОРОЧЕ, БОГ ВСЕГДА В ЧЕЛОВЕКЕ И СТРАДАЮЩЕМУ ОН СОСТРАДАЕТ и как-то решит потом вопрос разрешения страдания возможно запредельными способами.


(как это сегодня синхронно с вопросом от читательницы. И вообще вошла в синхрон с книгой снова я, в данном случае с Гегелем. Как все читаемое своевременно к запросам души и к месту).


Рецензии