Пляс на гробках

В рушник вплету серебро и косу водяную,
              Заговор нашепчу на луну молодую,
                Скоро придет змиев-день — Сретение Господне.

                ...

Дробью доски вышибает мой каблук (тук-тук-тук)
Рукава скользят по воздуху, как пламень.
И узором пусть выводит символ предков — рожь и плуг,
Скоро, скоро будет славный день русалий!

По надгробиям живым, где схранили мертвецов,
Покажу им свой обрядный пляс "на гробках".
Под личиной из коры дуба — пана из лесов,
Притворяюсь, что тоже без любви, ведь "мертвая"

Вот смотрю на казака из Приволжских тех глубин,
Что когда-то татарву в Руси гоняли.
Он смотрел, как будто видел, что я тоже вместе с ним,
Дух его сиял, как божий знамень.

Помахала дама мне, и в перчатках кружевных
Придержала маленький букетик.
Незабудки расцветали в пальцах мертвых, словно их
Вдруг пустила жизнь. В кудрях же ветер

Разгулялся.
Колдовать!
Видно время мне пришло
Протянуть нить вечности к усопшим
Жизнь и Мора — все одно, и я кличу благодать
На весь год, чтоб предкам счастье тоже!

И уже не разберёшь, кто на над небом иль землёй,
И уже не чувствую руками.
Как по ним, жаля хлыстом, рассекает крупный дождь
Тело словно слилось с рукавами.

И сорочка облепиха мой продрогший нежный стан,
Но каблук отстукивает лихо.
Бойкий, звонкий, гордый крик к уходящим в даль годам
Птицей пролетит. Вдруг...

           станет тихо

                ...

Кудри дико завились, растрепавшись по плечам
      И во взгляде, что горит звездою черной.
Ворожеи ты прочтешь, что она не здесь, а "там",
      Что в ее глазах ее гуляет "темный".

Защебечут соловьи и ты тихо засопишь,
Сон-трава и тихий женский шепот...

          Все, что только помнишь — дождь да тишь,
А ещё весёлый ведьмы хохот.

..................
........
.


*"Пляс на Гробках" — ритуальный танец, исполняемый ведающими женщинами (ведьмами) на неделю Русалий. Как правило, одевалась "мертвечина" — дубовая маска, которая скрывала от мёртвых живую душу.

Смысл танца — упокоить души, которые всё ещё по каким-то причинам не ушли на Небеса. Каждый год цикл повторялся.

Женщина или девушка (ведьма считалась взрослой в тринадцать лет) должны были одеть специально вышитую сорочку и танцевать на кладбище. Вопреки современному взгляду, это не считалось чем-то кощунственным, потому что к волшебницам на Руси, как правило, относились с уважением — Дар получали в то время далеко не все.

Считалось, что Ведьмами могли родиться седьмые девочки в семье, где одни сёстры или Дар мог передаваться по наследству от бабушек, матерей и т.д. или просто от тех, кто по каким-то причинам не смог завести семью. В таком случае юная девушка (яринка) должна была пойти учиться к старой колдунье (вырице).

Ведьмы делились на Рождённых (тех, кто родился с даром, и тогда они могли сами решать куда направить свою силу — на светлые дела или на тёмные), Дарёных — всё тоже самое, только дар передавался путём специального ритуала,
и Робленых — тех, с кем Рожденая могла поделиться своей силой на определённый срок. При этом такая колдунья не теряла дара, но уменьшала мощность его воздействия, т.к. этим же даром пользовались её ученицы.

Также существали мужчины-маги, которых называли ведьмаками, чаклунами, иклюзниками, здухачами (тех, кто путешествует в астрале)и т.д.

Источник: украинская и славянская мифология, описанная в книжной фэнтези франшизе историками — Кириллом Кащеевым и Илоной Волынской


Рецензии