Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве

Сибирский сонет

Вздымается громадная волна -
Как птица с белопенными когтями,
Стихия океанская грозна.
На склонах Фудзи зыбь отражена,
Развёрнуто в лазури бури знамя.

Прожорлива волна, жадна, пьяна - 
Вот-вот потопит лодки с рыбаками,
Жестока эта вечная война.
А на горе гнездится тишина,
Не слышат боги голоса цунами.

И графика прозрачна и ясна:
Над бедами, штормами и смертями
Парит с улыбкой юная весна -
Как вечности незыблемое пламя.

14.10.2023


Рецензии
Мне понравились прелестная, одухотворённая гравюра Кацусика Хокусая, а также образ волны-птицы, рифмы и незатёртый эпитет "белопенные" (когти) .
"Вздымается громадная волна -
Как птица с белопенными когтями,
Стихия океанская грозна.
На склонах Фудзи зыбь отражена,
Развёрнуто в лазури бури знамя..." (с)
Степень сложности исполнения вызывает уважение: на две рифмы писать трудно, да и вообще твёрдые формы – особое искусство, где приходится соблюдать жёсткие рамки и надо быть подчас виртуозом, чтобы вышло интересно и хорошо. Замечаю, что автор пробует самые разнообразные формы поэзии. Вот и в этот раз автор сделал попытку прикоснуться к редкой поэтической форме. Конечно, это не маньчжурский сонет – там должен быть хотя бы частичный повтор строк. Я бы назвала это просто сонет-экфрасис. Но вот в этом месте споткнулась:
"И пе'рспектива графики ясна:
Над бедами, штормами и смертями
Парит с улыбкой юная весна -
Как вечности незыблемое пламя" (с)
Мне кажется, что несколько не вяжется с возвышенным, изящным слогом сонета сухой научный термин "перспектива", но застывшая волна запечатлена ярко и зримо. Автор нарисовал словами портрет высокой волны, словно бы украв этот волнующий миг у вечности: у синей вечности и вечности вообще. "Развёрнуто в лазури бури знамя" – пусть будет развёрнуто и знамя удачи, и пусть оно приносит удачу автору)
С улыбкой и теплом Марина.

Марина Юрченко Виноградова   20.10.2023 13:57     Заявить о нарушении
Марина, большое спасибо за обстоятельный отклик, комплименты и тёплые пожелания.
Насчёт слова "перспектива". Думаю, что именно в жанре экфрасиса его употребление оправдано - чтобы дать читателям представление об особенностях картины.
Это не строго лирический жанр, в нём есть привкус академизма. ))

Надия Медведовская   19.10.2023 18:31   Заявить о нарушении
Я не стала говорить, но я там ещё и споткнулась на этой перспективе, ибо в ямбе ударение должно падать на второй слог, а там после служебной части речи "пер'спектива" получается. Речь о картине, но слог-то возвышенный, высокопарный: у меня это слово не вяжется там, простите. Но это моё имхо, со мной можно же и не соглашаться.
Да я вроде не комплименты расточаю, а всё по делу. Если мне не нравится работа, то я просто ничего не пишу обычно.

Марина Юрченко Виноградова   19.10.2023 18:39   Заявить о нарушении
Марина, спасибо за замечание насчёт ямба, я переписала эту строку, сомнительное слово перспектива убрала, теперь так: "И графика прозрачна и ясна".

А вот насчёт высокопарности стиля с Вами не согласна. Для меня высокопарность означает витиеватость и напыщенность - примерно, как в торжественных русских одах 18-го века, или у Виктора Гюго. У меня вроде такого нет.))

Надия Медведовская   19.10.2023 18:53   Заявить о нарушении
Вы правы, Надя. Да, я имела в виду возвышенный слог, возвышенный стиль сонета. "Высокопарный" упомянула только лишь затем, чтобы было яснее, что я имею в виду "возвышенный". А так-то это к оде, конечно, относится. В сонете обычно точные рифмы и особая лексика, не разговорная. В общем, изящная словесность.
Это не замечание было, всего лишь мнение, для подумать. Обычно не пишу никаких предложений: понимаю, что не всем это надо, но Вы человек умный, ищущий, правильно всё понимаете, за что я Вас очень уважаю.

Марина Юрченко Виноградова   19.10.2023 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.