И. И. Ендогуров. Мыс Фиолент. Скала Святого Георги

Пейзажистов к себе часто Крым привлекал...
Ендогуров свои там задачи решал,
И по-своему он раскрывает сюжет,
И в картине какой-то картинности нет!

Колорит необычный картине придал,
Для чего переходный момент выбирал.
Фиолент на картине он изобразил,
На две части пространство тот мыс разделил:

На небесный простор и на водную ширь,
Где на воды легла скала как богатырь.
Сколь тончайших оттенков художник создал,
И изменчивость моря он тем передал.

Открывающийся бесконечный простор
Далеко вглубь уводит у зрителя взор.
В небесах облака можем мы увидать,
И подвижна, изменчива водная гладь.

Силуэт чайки на тёмном мысе мелькнёт.
И корабль, исчезая вдали, поплывёт.
Провожает его полусонный «медведь»,
Продолжая в просторы морские смотреть.

-----
И. И. Ендогуров. Мыс Фиолент. Скала Святого Георгия. 1880-е


Рецензии
Мыс Фиолент - целое собрание замечательных видов, а по характерным скалам - это горный Крым в миниатюре. В частности, изображённая на картине островерхая скала (с гротом) похожа на скалу Разбойников (тоже островерхую, с гротом) в Кара-Даге.

Из Тавридиады А. С. Пушкина http://stihi.ru/2013/11/29/2896 :

" Лежит путь к Фиоленту-мысу,
Где монастырь в объятьях скал,
Источник в нём, от Бога смыслом,
А виды – как весь Крым предстал!

Там в море островами скалы,
Огромный, с гротом, скальный мыс,
«Медведь» припал к воде, но малый –
Прекрасный Высших сил каприз!

Приметы мини-Кара-Дага
И новосветских гротов, бухт -
Сих мест кровавая отвага
О Деве порождала слух. 18)

Поэт проехал Лукоморье,
По древней Таврике ходил
И там, в полуденном приморье,
Романтики веков вкусил. 19)

На фоне многих впечатлений
Копился вдохновений пыл –
Проснулся к бою русский Гений
И понял меру своих сил!

18) Там же
«Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы.»
(Указ. Соч. т. 6 , письмо 110, с. 93)

«Чаадаеву
К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья:
Здесь успокоена была
Вражда свирепой Эвмениды;
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы рождество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось»
(Указ. Соч. т. 1 , с. 395)

Из комментария к стихотворению «Чаадаев»:
«…помечено в оглавлении: «С морского берега Тавриды»...»
Стихотворение вызвано посещением развалин так называемого «Храма Артемиды» на южном берегу Крыма и связано с древнегреческим мифом об Ифигении и Оресте. Ифигения была в Тавриде (Крым) жрицей богини Артемиды (Дианы), которой приносились кровавые человеческие жертвы. Брата Ифигении Ореста преследовали Эвмениды (Эринии) – богини мщения. Для избавления от них Орест должен был похитить статую Артемиды из Тавриды, куда он и отправился со своим другом Пиладом. Царь Тавриды, захватив Ореста, обрёк его в жертву Артемиде, но Пилад, желая спасти своего друга, выдал себя за Ореста, отказавшегося, однако, от спасения такою ценой. После этого великодушного спора («святое дружбы торжество») Ифигения, узнав своего брата, спасла его и бежала с ним в Грецию, где положила основание культу Артемиды Таврической («провозвестница Тавриды»).
(Указ. Соч. т. 1 , с. 735)
Ныне две близко расположенные вулканические скалы в море у мыса Фиолент называются Орест и Пилад.

19) А. А. Дельвигу, декабрь 1824 г., Михайловское
«Видно мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических: по крайней мере тут посетили меня рифмы, я думал стихами…»
(Указ. Соч. т. 6 , письмо 110, с. 93)

Из романа «Евгений Онегин»:
«… Онегин посещает потом Тавриду:
Воображенью край священный:
С Атридом спорил там Пилад,
Там закололся Митридат,
Там пел Мицкевич вдохновенный
И, посреди прибрежных скал,
Свою Литву воспоминал»
(Указ. Соч. т. 3 , с. 168)
Пояснение: по современным представлениям, Митридат не «закололся», как у А. С. Пушкина, а его заколи заговорщики, не сумев отравить, так как Митридат с детства приучал себя к ядам, и те на него не действовали. (А. Б.)

«К морю
Прощай, свободная стихия,
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
………………………………………………
Прощай же, море, не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.»
(Указ. Соч. т. 1 , с. 378)
Пояснение: стихотворение написано в связи с отъездом Пушкина из Одессы в конце июля 1824 г. и под впечатлением известия о смерти Байрона в Греции (Указ. Соч. т. 1 , с. 730) . Но романтические мотивы общения и прощания с морем зародились, несомненно, и при прощании с морем у мыса Фиолент перед отъездом в Бахчисарай. (А. Б.)"

Спасибо за тонкое раскрытие нюансов картины, Иван! Художник изображает, поэт увидеть вдохновляет! Несколько раз там был, и по лестнице ходил, и с катера смотрел,... и каждый раз не наглядеться!
Спасибо ещё раз, что напомнил!
С дружеским теплом!

Александр Беличенко   14.10.2023 19:58     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр! Спасибо за пространный и познавательный отзыв! Рад за тебя, что ты многократно видел мыс Фиолент и любовался им непосредственно, а не на картинах, как я. Здоровья, радости жизни и новых творческих работ! С дружеским теплом и улыбкой!

Иван Есаулков   16.10.2023 10:00   Заявить о нарушении
Я же крымчанин-керчанин по рождению, Иван. Но сам побывал в Крыму ещё не везде, где очень интересно. А где побывал, отражено в моих разделах "Родной город Керчь", "Крым", "Лично пережитое". Будет время, заглядывай - буду очень рад твоему впечатлительному вниманию.
Здоровья!

Александр Беличенко   17.10.2023 11:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.