Житие Богор. Глава 28. Риза и поЯс Богородицы

На память  Церкви  отдала Она
честнУю ризу и поЯс сам свой,
заступничества то залог святой,
что отдан был навечно племенам.

О ризе поведу я свой рассказ.
Шёл пятый век. Случилось как-то раз
двум братьям, это Галвий и Кандид
(об этом нам предание гласит),

на поклонение святым местам,
что в Палестине, через Назарет
проехать. Удивлён весь белый свет,
что вот они поесть решили там.

И что же? Видят в глубине покой,
там свечи многоцветные горят,
поочерёдно выстроившись в ряд,
благоухает фимиам... Бог мой,

да что же там такое, дай ответ.
Благочестивая еврейка вслед
им сознается, что в ковчеге здесь
одежда Богородицы и есть.

Давайте-ка припомним, что двоим
Она перед Успением своим
одежды завещала . Их хранят
благоговейно... Люди говорят

о силе дивной этих двух даров...
Продолжили те путь в Иерусалим,
но в душах тайный замысел храним
и уж к осуществлению готов.

Обратный путь. Приходят погостить,
чтоб тайно им ковчежец подменить,
который уж давно  у них готов,
на нем златой узорчатый покров...

Так все и вышло. А потом их
 путь
в Константинополь. Там построят дом,
что Влахернами назовут потом.
О чудесах попробуй позабудь,

когда они вершатся день за днем!
Огромной силы ризы. Как же быть?
И вот уж не выходит утаить,
спешат все к императору. При нем,

что именем суровым назван Лев,
Влахернский срочно был построен храм.
Те ризы и находятся всё там,
защиту поселенью дать сумев...

И эта риза и поЯс хранят
достойный городок от всяких бед.
Захватчики заслуженный ответ
получат. В свое время, говорят,

то сарацины, персы, а потом
и наши витязи, Аскольд и Дир,
пришли с Руси, чтобы увидеть мир,
но справиться так и не смог никто...

Когда же Цареград был осажден,
на берег моря ризу принесли,
едва коснулась, волны враз пошли,
и флот был на погибель осужден.

Аскольд и Дир хотели победить
и Византию быстро одолеть,
но в христианство перешли, чтоб впредь
лишь Бога о спасении молить.

Честной поЯс был также сохранен,
он вверен попечению Фомы.
Тут выступает прямо изо тьмы
Аркадий, Феодосия сын он.

Пульхерия же, дочь, ковчег взяла,
поЯс вложила, царскую печать,
чтобы в Константинополе начать
в Влахернском храме чУдные дела.

В 9 веке Иосиф Студит
специальный там канон соорудит,
где в строчках запечатал акростих
всю силу Божьих помыслов святых.

Царица Зоя, уж 10 век,
а муж ее ведь Лев Философ был,
страдала от болезни. Бог открыл,
что выздоровеет тот человек, 

когда поЯс возложат . И тогда
открыт ковчег был в давние года,
поЯс там находился невредим.
И хворь её мы сразу исцелим.

И вот опять в ковчег положен он.
Для верующих же всех тех времен
отныне этот праздник  все здесь чтут.
Митрополит наш Пимен видел тут

и ризу  и поЯс. Но  вот теперь
хранится часть его в другом, поверь,
в грузинском храме, что в Зугдиди.Там
с  пор, как его жертвовал Роман.

Был император греческий. Он дочь
царю Абхазии и Грузии точь-в-точь,
Агриру за Баграта отдаёт.
Ей сей поЯс  целение даёт.

Упрашивает милого отца
послать ей вместе с ним сейчас гонца.
А Нина, дочь Георгия, когда
в Россию в стародавние года

вступает, Александру отдает
 поЯс, как видно, от души щедрот.
Но Александр I был велик,
украсить его срочно он велит

и Нине с благодарностью отдать
и каменную церковь воздвигать.
... Не наживалась наша Русь на том,
кто навсегда входил в наш Русский дом...
13.09.2023


Рецензии