Трудно ли полюбить труд

      На недавней встрече с выпускниками в день Последнего звонка мэр Мурманска, в частности, сказал: "У вас замечательный потенциал. Но только труд сделает вас тем, кем вы планируете быть. Труд, который может показаться вам скучным и монотонным…».
      Истина эта вообще-то из разряда банальных, но, тем не менее, она остается истиной. И останется таковой, если мы хотя бы время от времени  будем размышлять над нею и уточнять. Это полезно как для здоровья истины, так и для нашего здоровья.
      Почему я заговорил об этом? А потому что в СССР на протяжении жизни нескольких поколений труд объявлялся «делом чести, делом славы, делом доблести и геройства». Это официальное, широко растиражированное определение глубоко въелось в народное сознание, и даже  в подсознание, став нашим, как выражаются психологи, коллективным бессознательным. А ведь это определение труда, мягко говоря, не совсем верно. Оно не учитывает того, что творческий труд – это прежде всего дело любви, пристрастия, а не геройства. И именно такой труд по передовым понятиям становится наиболее актуальным, ценным. Это та нива, на которой совершенно добровольно растут и множатся трудоголики в самом хорошем смысле  слова: люди не больные, а здоровые и счастливые своим трудом.
      Абстрактного труда в природе не существует, он всегда конкретен. Поэтому труд с одинаковым правом можно считать и лечащим и калечащим: смотря каким трудом человек занят, и в каких условиях.
      В России всё еще нет четкого осознания этой проблемы. Труд по-прежнему ощущается народным большинством как повинность. Отсюда и рождаются у нас выражения типа: «Прежде чем нажить добро своим горбом, наживают горб», «Ударный труд ударяет по здоровью» и так далее. Потому и на   митингах протеста речь идет (вернее, шла: какие сейчас митинги?) не о труде (с ним как бы всё  давно понятно), а о достойной зарплате за несомую трудовую повинность. У кого что болит. У нас пока еще зарплата болит больше.
А вот на развитом Западе, интересная, захватывающая душу работа уже около полувека ценится выше, чем зарплата, потому что тамошняя зарплата практически на любом рабочем месте обеспечивает приличное существование, достойное человека. Вот молодежь там и учится, и переучивается, и ходит по учебным заведениям частенько до 30 – 40 лет, пробуя себя на разных поприщах, дабы ненароком не зарыть в землю свой талант, потому что из зарытых в землю талантов вырастают сорняки комплексов.
      Те, кому жизнь нужна для работы, счастливее тех, кому работа нужна для жизни. Но нам еще предстоит развиться до победы такого понимания.


Рецензии
Понравилось Ваше определение труда:
"...труд – это прежде всего дело любви, пристрастия, а не геройства. ...Это та нива, на которой совершенно добровольно растут и множатся трудоголики в самом хорошем смысле слова: люди не больные, а здоровые и счастливые своим трудом".
"А вот на развитом Западе, интересная, захватывающая душу работа уже около полувека ценится выше, чем зарплата, потому что тамошняя зарплата практически на любом рабочем месте обеспечивает приличное существование, достойное человека".
Абсолютно согласна с Вашими мыслями и хочется подписаться под каждой строкой, поэтому делаю себе зарубку на память. Спасибо)

Марина Юрченко Виноградова   10.10.2023 09:36     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам,
Марина. Не забываете, присматриваете за мной. Однако, по-моему, проглядели "Сплочённость", программное для меня. Приведу его здесь, не обессудьте.

Сосновый бор, просвеченный насквозь,
открытый и таинственный,
как юность…
Под говором твоим во мне очнулось
былое.
И еще не улеглось.

В бору друзей, в светлейшие года
мы тоже были зелены и колки.
И тоже не мешали нам иголки.
Игла игле не причинит вреда.

Мы взапуски носились по стране,
но мудро в нас жила
сплоченность леса.
Умели мы собраться, и согреться,
и спеться,
и стоять спина к спине…

Легко друг к другу в молодости льнем,
но с легкостью зато и расстаемся:
рукой помашем,
смолкой обольемся,
уверенные, будто слёзы льём.

Сплоченность – ускользающий момент.
Сплоченные,
ему цены не знаем,
ну а когда умом оценим
задним –
сплоченности уже в помине нет…

Мне мудрости твоей не одолжить,
сосновый бор,
ты жить нас не научишь.
Но вся твоя пахучесть и живучесть
спокойно утверждает:
«Надо жить!»

Неважно, что теперь мои друзья
едва ль составят крохотную рощу.
Тем более я их не опорочу.
Тем более без них мне жить нельзя.

Я верю – на земле немало есть
подобных рощиц,
выстоявших порознь.
Я верю, что от них возникнет поросль,
которая сомкнется
в новый лес.

Владимир Смирнов 25   10.10.2023 11:05   Заявить о нарушении
Оно прекрасно. Спасибо Вам огромное. Вы – большой мастер слова. А это – я утащу в свой литературный дневник, если Вы не против)
Рада Вас читать. Мудрость, гармония, искренность – это то, что я нахожу в Ваших работах. Поэтому всегда с удовольствием читаю, за что и благодарю от чистого сердца.

Марина Юрченко Виноградова   10.10.2023 11:11   Заявить о нарушении