Глава четвёртая. Ах, Одесса...

Главы из семейной летописи.

Глава третья. Тихон Задонский http://stihi.ru/2023/10/09/4415

Так совпало, что эту главу своей семейной летописи я пишу в годовщину трагических событий в Одессе, любимом городе моей юности. Городе, с которым меня так многое связывает. Представляю, как удивились бы герои этой истории, узнав, что сегодня их внуки живут в разных странах. А политики называют нас двумя разными народами. Но обо всем по порядку.

Итак, в семье моей бабушки Настеньки по линии мамы было шестеро детей.

Первая, Лида (год рождения неизвестен), была очень красива, умерла в молодости, в возрасте около 21 года.

Вторая — сногсшибательная и статная Мария (1895-1983). Семейная легенда гласит, что среди её ухажёров был даже Арам Хачатурян. Но она предпочла всем простого работягу: «А Васька лучше всех». Маруся, как называли её домашние, стала директором школы в Москве. Их единственный с Василием сын, Евгений Поколодин, пропал без вести на фронте.

Третьей в 1900 году родилась моя бабушка, Анастасия.

Четвёртая, Анна — детский врач, жила и похоронена в Москве на м.Университет. Любимый жених её погиб на фронте, она так и не вышла замуж.

Пятый — Тихон (1911), которому была посвящена предыдущая глава.

И, наконец, младшая сестра Зинаида, которую все мы называли Зинушкой (1915-1990).

Все дети в семье получили хорошее образование. Не исключением стала и Зинушка, получившая профессию фармацевта. Будучи самой младшей среди детей, она рано потеряла родителей, но была нежно опекаема старшими сёстрами и братом. И особенно тесные узы связали её с моей Настенькой: в Зинушку влюбился адъютант и боевой друг моего деда, Виктор Гущин. А как Зинушке было не влюбиться в него? Вы только посмотрите на эту фотографию! Руки Зинушки он просил у её старшей сестры, то есть моей бабушки. Так и породнились два товарища. После войны Виктор стал начальником генерального штаба Одессы.

С какой удивительной любовью, теплотой и заботой все они относились друг к другу, воспринимая как родных и детей и даже внуков друг друга. Это была настоящая большая семья. И мы, москвичи, дружили и с «нашими ленинградцами» и с «нашими одесситами». Только сейчас, через много лет я начиню по-настоящему понимать и ценить это.

У Виктора и Зинушки родилось двое сыновей — Евгений и Анатолий, но они любили как родную дочь и мою маму, а потом и меня. Прекрасная хозяйка, модница, настоящая женщина, для меня Зинушка была и навсегда останется «моей одесской бабушкой» (хотя сама она категорически запрещала называть себя «бабушкой», только «тётей» Зиной). Когда закончилась моя пионерская пора, пора пионерлагеря, каждый год с 15 до 20 лет я приезжала на летние (а то и на зимние) каникулы к ней в Одессу. Ах, этот мягкий одесский говор, одесский юмор, одесские дворики, южная кухня, шумный Привоз, бескрайнее и такое разное море...

Любимый город — это прежде всего любимые люди. Зинушка любила нас, а мы любили её и любили Одессу. Как-то летом у родителей не было денег, чтобы купить мне билет на поезд до Одессы, и я продала свой велосипед. Даже думала после школы поступать в Одесский Политехнический. Сложись тогда моя судьба иначе, сегодня я бы тоже была там, на Куликовом Поле.

На фото: Виктор и Зинаида Гущины, Польша, 1943 г.

Глава пятая (приключенческая). Горячий эстонский парень http://stihi.ru/2023/10/13/6624


Рецензии
Написанный Вами роман, Оленька, надо показать сериалом. Не оторваться. Такое бывает только в жизни!

Екатерина Сивкова   31.10.2023 17:01     Заявить о нарушении
Спасибо. Собственно, это не роман. Это документальный жанр. Просто всегда интересовалась историей и в частности историей своей семьи.

Ольга Муравьёва   31.10.2023 19:30   Заявить о нарушении