Идея Божественного присутствия развернуто у Гегеля

Это и есть идея божественного присутствия, благости, любви, блаженства, написанная как она проходит в мышлении. Почему у святых отцов этого нет так развернуто?

"Природа Всеобщего состоит в том, чтобы быть самим собою и в то же время своим инобытием.763 Оно как бы преодолевает и захватывает764 всякое «инобытие» и образует с ним единство;765 ничто не может избегнуть этой участи:766 Всеобщее проникает во все, проходит767 через все, не зная границ и не позволяя прерывать свою деятельность.768 Оно представляет из себя единую субстанциальную непрерывность и сплошность,769 которая угашает770 в «непреодолимой эластичности своего единства»771 всю видимую разрозненность и многообразие деятельных начал. Поэтому Всеобщее, будучи с виду в «другом», на самом деле остается самим собою; оно не переходит ни во что «другое»772 и не насилует чужую природу,773 растворяя её в себе, впитывая её, усвояя и ассимилируя до полного слияния в тождество. Оно беспрепятственно774 вживается во всякое, с виду чуждое ему, многообразие, живет в нем775 и в то же время остается всецело равным себе,776 тождественным с собою777 и неизменным по существу.

Таким образом, Всеобщее, непрерывно и неомраченно продолжая себя через всякое содержание, обнаруживает способность к «бессмертному самоподдержанию».778 Имея перед собою какое-либо «инобытие» или «различие», оно знает, что, оно, само Всеобщее, составляет сущность этого другого; и потому оно относится к другому так, как к самому себе: Всеобщее есть любовь, свобода в любви.779 И потому оно может быть названо также «безграничным блаженством».780

Отсюда проистекает и простота Всеобщего. Жизнь его слагается с высокой внутренней целесообразностью.781 Род есть органическая Всеобщность,782 прогрессивно развертывающая себя самоё как всеобъемлющее единство. Это органическое развитие обнаруживает в результате, что Всеобщность есть единое все, в котором «снято» всякое обособленное существование. Поэтому, обретая во всем только себя, Всеобщее относится только к себе; вся его сложность, вся его полнота783 и богатство784 уживаются с величайшей простотой785 и непосредственностью.786 И в этом обнаруживается с величайшей наглядностью, что истинная Всеобщность есть сама спекулятивная мысль или абсолютная Субстанция. Жизнь её цельна и спокойна;787 она подобна органическому, всепреисполняющему творческому трепету.788

Таков характер и таково значение истинной789 Всеобщности. В качестве спекулятивной мысли она со всеми своими свойствами есть столь же объект, проникающий и охватывающий субъекта,790 сколь сам субъект, преодолевающий и захватывающий всякий объект, и заключающий его в себе так, как чистая форма заключает свое содержание.791 Это означает на языке обыденного понимания, что жить в формах Всеобщего свойственно не только познаваемой сущности мира и души, но и познающему разуму: разум, живя по свойственному ему самому способу, сливается с познаваемым предметом («природой», «душой», «государством», «искусством»), который живет тем же самым способом; ибо сущность субъекта есть спекулятивная мысль, и сущность объекта есть тоже спекулятивная мысль. Смысл познает сам себя; Всеобщее реально и «само по себе» и «для себя».792 В таком значении Всеобщее абсолютно: Дух восходит к свету своей мысли,793 он есть знаюший Дух и в самой истинной сущности своей «абсолютный Дух».794

В этом-то элементе живет и движется все сущее и вся философия.795 Философия искони направлена на Всеобщность, творящую себя в мысли, и существует или в процессе самопознания, происходящем в Понятии, или в завершенном покое состоявшейся познанности; нормально и в том, и в другом.

В этой жизни своей Всеобщее имеет свой особый, имманентный ему ритм «движения» и свою абсолютную «цель». Этот ритм есть диалектика; эта цель есть спекулятивная конкретность." (Ильин. Философия Гегеля. 5 Всеобщность мысли)


Рецензии