нежить

Нежить
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Нежить (значения).
О персонажах славянской мифологии и фольклора см. Нечистая сила.

Картина «Мёртвые любовники». Около 1470 года
Не;жить, ожи;вшие мертвецы; (англ. undead) — персонажи художественной литературы Нового и Новейшего времени, а также современных фантастических произведений, в том числе тематического кино и компьютерных игр. Это существа, чаще всего люди, которые умерли, но ведут себя как живые. Нежить может быть бестелесной, как призраки, или иметь телесную оболочку, как вампиры и зомби[1]. Эти персонажи характерны для готической литературы и таких современных жанров, как фэнтези и ужасы[2].

7 Ссылки
Истоки
Представления об оживших мертвецах встречаются в верованиях большинства культур. Почти все формы нежити в той или иной степени основаны на мифологии и фольклоре.[1]

В восточной литературе (китайской, японской) «неумиренные» духи и тела фигурируют с незапамятных времён (см. кайдан, чжи-и). В европейской литературе интерес к этим существам появился в эпоху романтизма. В 1797—1799 гг. в английской и немецкой литературе возникла мода на «страшные» баллады о живых мертвецах. В это время Гёте создаёт «Коринфскую невесту», Вальтер Скотт — «Гленфинлас» и «Иванов вечер» (переведённый на русский язык В. А. Жуковским), С. Т. Кольридж — «Кристабель» и «Сказание о старом мореходе» (первую обработку легенды о летучем голландце).

На рубеже 1810-х и 1820-х гг. и в немецкой, и в английской литературе вместилищем рассказов о пришельцах с того света становится короткая проза. Так, в 1819 г. Джон Полидори публикует новеллу «Вампир», породившую целую литературу о вампирах. Годом ранее Мэри Шелли придумала чудовище Франкенштейна — существо, созданное из кусков различных тел и оживлённое электричеством[1]; это один из немногих примеров чисто литературной нежити, не имеющей предшественников в фольклоре. Викторианская эпоха ознаменовалась формированием специфического жанра рассказа о привидениях, на котором специализировались, в частности, Ш. Ле Фаню и М. Р. Джеймс.

Считается, что нежить обычно ничего не ест, кроме вампиров, которые пьют кровь, и зомби, которые в современных произведениях являются людоедами[1].

Название
См. также: Нечистая сила
В русском языке слово «нежить» традиционно обозначало не оживших мертвецов, а духов, нечистую силу, которая никогда не была человеком, она «не живёт и не умирает»: домового, полевого, водяного, лешего и пр.[3][1] Современное значение слова пришло в русский из английского языка[1].

Впервые английское слово undead, которое дословно переводится как «неусопший», в данном значении употребил Брэм Стокер в популярном романе «Дракула» (1897). Он называл им только вампиров, но в дальнейшем оно распространилось и на другие виды живых мертвецов. Иногда в англоговорящих странах используются и другие названия для нежити, например, unliving — «неживой» или шутливое living-impaired — «неполноценно живой»[1].

Во французском языке (а теперь также и в английском) для обозначения пришельцев с того света со стародавних времён используется также термин «revenant».

Разновидности
Некоторые виды нежити имеют реальные мифологические прообразы, другие же являются относительно современным авторским вымыслом. В современном западном фэнтези к нежити относят следующих существ:

Материальные существа
Личи — маги-некроманты, добровольно ставшие нежитью и хранящие свою душу в особых сосудах. Наиболее древние из них называются демиличами[1].
Вампиры — существа, которым необходимо пить человеческую кровь, чтобы выжить[1][4].
Скелеты — ходячие скелеты, поднятые из могил некромантами[1][4].
Зомби — мертвецы, превращённые колдовством или инфекцией в бездумных пожирателей плоти[1].
Гули (часто переводятся как упыри) — поедатели мёртвой и живой плоти, в основном живущие на кладбищах[1][4].
Умертвия — существа, популяризованные Джоном Р. Р. Толкином, обозначающие поднявшихся мертвецов/духов могильных холмов[5].
Драугры — близкие к умертвиям и вампирам существа, также иногда выступающие как стражи могильных курганов[1].
Мумии[en] — ожившие бальзамированные мертвецы, сохраняются лучше, чем зомби, часто обладают магическими способностями[1].
Ревенанты[en] — мертвецы, вставшие из могилы, одержимые какой-то целью, чаще всего местью[1][4].
Рыцари смерти[en] — выдающиеся полководцы и правители, ожившие после смерти по той или иной причине[1].
Бестелесные существа
Банши — женщины, которые являются возле дома человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его кончины близок[1][4].
Блуждающие огни — таинственные огоньки, появляющиеся чаще всего на болотах[1].
Призраки (привидения) — неупокоенные души умерших. В художественных произведениях бывают трёх типов: бессознательные, повторяющие одни и те же прижизненные действия как на записи; полусознательные, бесформенные, часто проявляющиеся полтергейстом; полностью сознательные духи, способные активно взаимодействовать с миром живых[1][4].
Тени — силуэты, всегда неотчётливые, безликие и видимые как правило мельком[4].
Галерея

***
Untoter

Ein Untoter verl;sst sein Grab
(Inkunabel aus dem 16. Jh., Bayerische Staatsbibliothek, M;nchen)
Als Untote bezeichnet man phantastische Wesen, die bereits verstorbene Menschen verk;rpern, welche sich k;rperlich weiter unter den Lebenden aufhalten oder zu ihnen zur;ckkehren. Untote entstammen der Mythologie, der Folklore und der Religion. Als Nachlebende befinden sie sich in einem k;rperlich-seelischen Zustand zwischen Leben und Tod. Im Horrorgenre werden Untote als Vampire, Zombies oder Wiederg;nger dargestellt.


Das Wort Untoter ist ein Lehnwort aus dem Englischen (undead), wo es seit dem 15. Jh. in der Bedeutung „nicht tot, lebendig“ belegt ist.[1] Im heutigen Sinn wurde er zuerst von Bram Stoker in seinem 1897 erschienenen Roman Dracula (als Un-Dead) verwendet.[2][3]

Untote in Volksglauben, M;rchen und Religion

„Vampirgrab“ in Sanok
Erz;hlungen von Untoten geh;ren zu den narrativen Auspr;gungen des kulturhistorisch weit verbreiteten Totenglaubens. Die Nekrophobie (Angst vor der R;ckkehr von Toten) ist ein weit verbreiteter Topos in Mythologie und Bestattungskultur.[4] Bereits aus der Jungsteinzeit ist ein Grab in Pinnow (Uckermark) erhalten, in dem der Leichnam mit einem Findling beschwert wurde, vermutlich, um eine R;ckkehr des Toten zu verhindern.[5]

In Kulturen wie der christlichen, die die Endg;ltigkeit des Todes verneinen, sind sie ein Ausdruck der ;berzeugung, dass Lebende ;ber das Grab hinaus Beziehungen mit den Toten unterhalten.[6] Die Vorstellung von lebenden Leichen und ruhelosen Toten wird – wiewohl quellenm;;ig nicht belegbar – mit germanisch-mittelalterlichen Auffassungen in Verbindung gebracht. Christlich gepr;gt ist dagegen die Ansicht, die wiederkehrenden Toten f;nden nach ihrer Erl;sung ihre ewige Ruhe in Frieden bei Gott. Die Ursachen f;r die Ruhelosigkeit der Toten liegen zumeist in irdischen Verfehlungen, Vers;umnissen oder bleibenden Bindungen an das Diesseits. Tote suchen in der Welt der Lebenden nach unerf;llten Forderungen, ;berbringen Botschaften, b;;en oder ;ben Rache f;r eine nicht abgegoltene Schuld. Auch die absichtliche oder versehentliche St;rung der Totenruhe durch Lebende ist ein h;ufiger Anlass f;r ihr Erscheinen. Aus diesen Ursachen ergeben sich auch die ambivalenten Z;ge der Untoten im Verh;ltnis zu den Lebenden und ihr diesen gegen;ber zumeist feindseliges, l;stiges, aggressives und gef;hrliches Verhalten. Dabei beruht die Gef;hrlichkeit der Toten auf ihren besonderen Kr;ften.


Das Aachener Bahkauv stellt einen Untoten in Tiergestalt dar
Die Vorstellung von einem Untoten kann sich von der des Gespenstes oder anderer Geistwesen dadurch unterscheiden, dass man Letztere als k;rperlich tote und nur noch geistig oder seelisch aktive Lebensformen betrachtet, w;hrend Untote meist im Gegenteil als geistig und seelisch tote, nur noch k;rperlich anwesende Schattenwesen imaginiert werden. K;rperlich treten lebende Tote als theriomorphe (tiergestaltige) und anthropomorphe (menschenartige) Gestalten in Erscheinung.

Eine verbreitete Erscheinungsform des Untoten ist der Vampir, der in seiner klassischen Auspr;gung in S;drum;nien, Griechenland und Serbien vorkommt, w;hrend er in Transsilvanien, dem angeblichen Heimatland der Roman- und Filmfigur Dracula, kaum bekannt ist.

In den Yoruba-Religionen, wie zum Beispiel dem Voodoo, spielt der Glaube an von Hexern beherrschte Zombies eine gro;e Rolle. In anderen Mythologien agieren Untote dagegen unabh;ngig von ;u;eren, sie kontrollierenden M;chten. Aus der russischen Mythologie stammt die Figur des Koschtschei, der seine Seele getrennt von seinem untoten K;rper aufbewahrt.

Den Lebenden k;nnen Untote auf verschiedene Weise Schaden zuf;gen. Am bekanntesten ist das Blutsaugen der Vampire. Nach den ;ltesten Berichten sollen die untoten Wiederg;nger ihre Opfer gew;rgt und Krankheiten und Seuchen verbreitet haben. Andere Untote, so genannte Aufhocker, hocken den Lebenden auf und lassen sich tragen, bis ihre Opfer ersch;pft oder tot zusammenbrechen. H;ufig anzutreffen ist das Motiv, dass ein Mensch, der sich einem Untoten n;hert, eine heftige Ohrfeige oder ein bleibendes Mal auf seinem K;rper erh;lt. Neben Untoten, die aus ihren Gr;bern steigen, gab es im europ;ischen Volksglauben auch den Nachzehrer, einen im Grab liegenden Toten, der von dort aus durch K;rper;ffnungen den Hinterbliebenen die Lebenskraft absaugen und sie ebenfalls in den Tod ziehen kann.

Um den deutschen Magier Agrippa von Nettesheim rankte sich eine schon zu seinen Lebzeiten verbreitete Geschichte, er habe zur Tarnung eines Verbrechens den Leichnam eines Toten in einer Weise wiederbelebt, dass dieser eine Zeitlang als Untoter ;ber den Marktplatz wandelte, wo er schlie;lich umfiel und f;r alle sichtbar erneut „gestorben“ sein soll.

Eine Sonderform von Untoten verk;rpern in der sp;tromantischen Erz;hlung Das kalte Herz von Wilhelm Hauff der Holl;nder-Michel und seine Opfer,[7] die bereits vor ihrem physischen Tod einen untoten Zustand erreichen, indem sie ihr Herz durch einen Stein ersetzen und dadurch die F;higkeit zu Menschlichkeit und Mitgef;hl verlieren.

Moderne Adaptionen
Untote verschiedenster Art tauchen als fiktive Figuren oft in Fantasy-Literatur sowie in Massenmedien wie Filmen und Computer- und Konsolenspielen auf. Dabei werden den aus den diversen mythologischen Kontexten bekannten untoten Gestalten in den verschiedenen Medienentwicklungen h;ufig sehr unterschiedliche Eigenschaften zugeschrieben; eine allgemeing;ltige Klassifikation solcher Spiel- und Unterhaltungsfiguren gibt es nicht. Oft sind es Schwarzmagier oder Nekromanten, die Untote erschaffen oder beschw;ren. Vielfach treten sie in Horden niederer Untoter wie Zombies, Ghule oder wandelnder Skelette auf, die den Spiel-, Film- oder Romanhelden bedrohen, angreifen bzw. von ihm besiegt werden m;ssen. Eine besondere Form des Untoten ist der Lich, ein m;chtiger Schwarzmagier, der das Untotendasein willentlich als eine Form der Unsterblichkeit w;hlt, um sich intensiver dem Studium der Magie zu widmen.

Bisweilen wird der Begriff „Untote“ in Life Sciences und Kulturwissenschaften aufgenommen und unter diversen Perspektiven zur Beleuchtung des Spannungsfelds zwischen Leben und Tod in der real existierenden Welt herangezogen.[8]

Siehe auch
Draugr
Jiang Shi
Kopfloser Reiter
Rusalka
Strigoi
Y;kai
Liste von Fabelwesen


Рецензии