Nihilistiums
NIHILISTIUMS
в конце повести всегда принято указывать на недостатки/главные совершения героя/-ев
выставляя мораль за прописку индивида
либо же
что намного хуже, по-моему
осуществлять попытку оправдания всего сюжета повести этими последними чахлыми 5-ю или 10-ю страницами
тем самым как бы заслоняя саму идею
само свое желание взяться за эту вещь
я думал об этом, глядя как птицы кружатся над вокзалом
их же я наблюдал и на Тверской, когда вышел из паршивого "ресторана" "Одесса"
но что там?
птицы и птицы
а здесь, значится, что-то другое
возможно, первообразное, если позволите помечатать...
мне почему-то вспомнился По и Киплинг, не знаю даже почему (?)
сейчас эти же, в сути своей, птицы были совсем иные
такие несчастные, брошенные в воздушной сфере
как будто бы весь мир отказался с ними разговаривать
выписал их из завещания
запретил к просмотру
а я стою себе, наглец, глазами хлопаю
может
и за это
надо уничтожать?
не знаю
эх... – это я вздыхаю
3 дня пролетели быстро
но я не жалею, что надо уезжать
как и не жалею, что вообще приехал сюда
дело в-другом
на языке собралась слюна
но она словно остекленела
забетонировалась
как и некоторые чувства мои
в порыве того наблюдения
"а может
это и есть
время..?" –
невольно подумал я
затоптав окурок, я двинулся дальше
сквозь единое состояние людей
через толпу
продирался, такое чувство, час или два
1
2
...
мне поплохело, закружилась голова, подташнивало
это всегда случалось со мной в толпе
да и вообще
в любом крупном скоплении чего-либо
я боюсь большинства
и этот страх более метафизический, чем ментальный
по крайней мере, мне хочется так думать
я хотел было поведать вам ещё о своих болячках, как вдруг
кто-то пихнул меня в бок
кто-то продирался через толпу, не забывая при этом громко выражать свое мнение по сложившейся ситуации
и тут я обнаружил
что пробудился
потому что все время однородная масса, это Большое пальто
просто тащило меня за собой, а я
словно лист из стихотворения Басё
плыл по течению, ни о чем не думая и
в общем-то, натурально отсутствуя
только сейчас пробудился
тут же начав
грести
к источнику шума
оказалось, пожилой господин очень спешил
ему надо было вернуться домой, во Францию
причем сделать это очень быстро
времени у него, по его словам, осталось совсем немного
он очень много ругался, практически
плевался ядом во/на всё и вся
(даже на меня попало, отчего на левой щеке у меня теперь маленькое прожжённое пятнышко, как после химического ожога)
а я только слушал и слушал его
почему-то меня завораживала та буря
та искромётная бесконечность, что бурлила в нем
возвышаясь над всем обозримым миром
да и над искусством-ваще, если уж на то пошло
которое, к слову, старик ни во что не ставил
и, наверное, правильно делал
что значит искусство
когда оно не ваще
особенно когда ты опаздываешь
на свой поезд?
я успел
поезд начал движение как раз под мой прыжок
и если бы прошло ещё хоть одно мгновение
я бы точно поцеловался (в лучшем случае) с пустотой, а после с рельсами
или же вообще – с инерцией
снова бы встретился со смертью, доброй своей подругой
обитающей в солнечном регионе, на Лазурных берегах, или же
не в столь лазурном Монмартре, на улице Жирардон
я проходил вагоны насквозь в поиске своего места
ко мне подошёл служащий, выглядящий как молодой Мишель Фуко
"ваш билет, пожалуйста"
я протянул скомканную бумажку
"а, так вам прямо" – с улыбкой сказал служащий, проглатывая билет
"ну, это я и так знаю, придурок" – подумал я и пошел было дальше
но вдруг этот самый "с л у ж а щ и й" с разбега бросился в ближайшее окно
посыпались брызги стекла
я старался защитить глаза
всё обошлось
подойдя к окну, я обнаружил
что оно ведёт не на вступление в спектакле про возвращение неизвестного поэта в Москву
а...
в другой вагон
по ту сторону, мужчина в форме служащего отряхивался от стекла
Фуко сказал мне: "Надломи уверованное" – протягивая руку, как бы приглашая проследовать за ним
и я незамедлительно последовал
за его рукой
как разбойник, пойманный на краже
церковной утвари
мертвецы
на полу
под стенами
на сиденьях
у дверей
перед стеллажами с сумками
торчащие из окон
перевернутые вверх ногами
запрокинутые назад
повисшие
выпотрошенные
расстрелянные
мужчины и женщины
дети и старики
приезжие и уезжающие
охранники и проводницы
случайные гости
вымазанные в крови
со спущенными штанами
высунутыми языками
широко открытыми глазами
и застывшими гримасами ужаса
повиновения
стыда
ненависти
нужно было переступать через гряды их
чтобы продолжать путь
я оцепенел, просто шёл вперед
зондеркоманда всё ещё работала
стреляла тут и там
осматривала трупы, не выжил ли кто
в черных плащах и противогазах
в фуражках зикмаренгена
личная армия Замка
Фуко тоже шел рядом
на его голове была такая же милая шляпка
он всегда умел хорошо притворяться
идеально смешивался с толпой
я ждал от него чего-то
ждал какой-то борьбы
но он просто шел рядом
легко улыбаясь, с не моргающими глазами
wohin gehst du?
спросил один из экзотических проводников
nichts besonderes, ich habe es einfach eilig
ответил вперед меня Фуко
я ищу одного француза!
начал было я, но
солдат уже отошел в сторону
словно бы меня вообще
не существовало
для него
есть цель, а есть то, что на пути, как говорится
проходя мимо тел
я пытался выцепить знакомые черты
но все эти бедолаги были
до того обезображены
что оставалось невозможным понять
а были ли они вообще
когда-то людьми
может, эти бравые ребятки с повязками
убивают только чудовищ?
либо же просто
сами чудовища
так защищаются
от собственного разоблачения
посмотрев на Фуко, я подумал
наверное, он бы со мной согласился
если я бы решился сказать это вслух
но мы шли дальше
молча под аккомпанемент
трупных испарений
и какой-то особенно черной
тоскливой субстанции
называемой
самосуд
кто эти люди?
прошептал я Фуко, когда мы
перебирались в точно такой же вагон, перед этим
сняв и оттащив двух убитых особенно жестоким способом
распятых на двери
nihilistes. уже просто – nihil
сквозь зубы процедил он
сзади нами уже заинтересовали двое с автоматами
потому мы скорей проследовали внутрь
ничего не менялось
обстановка была все той же
создавалось впечатление, что
мы снова и снова проживали
одну и ту же сцену из начала
даже картины одни и те же
менялся только ракурс подсъема
данте бы обзавидовался, подумал я
просто ni_мб какой-то
ни света, ни мрака
ни хрена
мертвецы и убийцы
палач и жертва
заключенный и надзиратель
Фуко усмехнулся ходу моих мыслей
ему явно нравилось, как я
пытаюсь абстрагироваться
что ж
это называется поэзия, мон шер
он кивнул, потому что
тоже читал хайдеггера
что, в общем
ни ему, ни мне
особой чести в данной ситуации не делает
покинув, кажется
700-й
или 2023-й вагон
мы вышли в ресторан
пышные люди ели ещё более пышную еду
играла музыка, музыканты пытались попадать под фонограмму
пышные инструменты из фольги их не слушали
и иногда допускали живую ноту
на каждом столе лежало по книжке
обязательно в ярко кричащем переплете
автор такой-то такой-то
ни на что не претендует и т.д. и т.п.
мы шли мимо всех этих
достопочтенных джентльменов и их дам
перемазанные кровью
оба слегка улыбались, не моргая
тени наших жизней тянулись следом
почти призраки, почти фантомы, мы шли дальше
qui sont ces "gens"?
шепнули одни пышные усы слева
nihilistes, bient;t - juste nihil
шепнули в ответ усы справа
так, преодолевая широкие столы
мы проделали путь через весь курорт
ещё 700-т
или 2023-и вагона
оказавшись, в конце
в белом-белом купе
свободном от всяких стен
окон
сидений
а главное
сущностей в-нем
выходя из последнего вагона
наконец-то опускаясь пятой своей на мягкую почву
я оглянулся посмотреть
на весь скорый поезд
оказалось
что он никуда, собственно, и не двигался
перемещались – только мы
две инерционные молекулы
и не боле
я хотел попрощаться с Фуко
хотел спроситься об одном французе
но он уже успел раствориться
где-то впреди, либо
остался в том поезде навсегда
ведь, когда я снова обернулся
увидел, что эта макина
начала свой путь
послышался гудок
и скорая стрела исчезла в тумане
как будто бы её вовсе
никогда и не было
я стоял перед входом в аэропорт
в таком дыму было сложно что-то различить
я нервно выкуривал сигарету
вот-вот мой рейс
мимо меня проплывали силуэты
их голоса смешивались в одну полифоническую симфонию
я вспомнил фильм ларса фон триера, усмехнулся
всё понятно, я снова оказался здесь
перелистав блокнот, я открыл свой некролог по Лиотару
неплохо по(с)лучилось, подумал я
пуская дымные струи
смешивающиеся с голосовыми призраками
абсолютной речью
скоро ли отправляется поезд?
услышал я слева
повернувшись, увидел неясный силуэт
это был мужчина в черном пальто и
шляпе котелке, сдвинутой на бок
скоро ли отправляется поезд?
снова повторил силуэт, только на этот раз на двух других языках
уже отправился, вы опоздали
смущенно ответил я, предложив сигарету
силуэт охотно взял её, затянулся
значит, в следующий раз
усмехнулся он
значит, в следующий раз
усмехнулся я
немного помолчали, глядя на
затуманенное небо
собирался дождь
кричали чайки
как странно, что они забыли здесь?
эти птицы
так непохожие на тех
что я видел ранее
в городе, который
так скоро должен был покинуть
вы не знаете одного француза?
начал я
он похож на вас
такой же... бледный и больной
похож на полоумного
кажется, у него ревматизм
и речевые спазмы
возможно, даже литературные
полагаю, он сейчас вместе с остальными
плывет обратно во францию на каком-нибудь корабле
в цинковой каюте
без особого воодушевления ответил незнакомец
его похоронят со всеми?
спросил я, первые капли рухнули на стекла моих очков
да, за стенами Замка
силуэт выглядел задумчиво
понятно, значит, он так и не попал туда в полной мере
я высматривал в тумане проблески дождя
но обнаруживал только капли на собственном носе
знаете, вы напоминаете мне одного большего мыслителя
не в смысле веса, точнее
не в смысле веса как плотности, а веса политического
хм, философского
сбивчиво лепетал я
да? кого же?
силуэт явно собирался убраться подальше в ближайшем будущем
фридриха ницще, наверное
да, ближе всего он
я тоже собирался идти на посадку
кхм, вот это обстоятельство, впрочем
силуэт поправил шляпу
простите, мне пора убираться со сцены
понимаю, у меня скоро рейс, тоже надо бежать
на том мы и распрощались с приведением
я, поправив отваливающийся карман пальто
уже собрался заходить в здание, как вдруг
услышал – я обязательно передам вашему другу привет
я кивнул, с улыбкой глядя
как силуэт исчезал в пространстве
которое я сам и придумал, либо
кто-то могущественнее меня
решил играть по своим правилам
на чужой
территории
он удалялся
в туман, рассеивался
в ужасе и пустоте
в пустоте и ужасе
но, глядя на это
я почему-то все же
думал "вот оно – счастье"
пусть меня и не переставало
переполнять это великое в своей несправедливости чувство
большой
неизбежной
но такой до боли
необходимой нам всем
трагедии
финальный титр:
У Б И Т Ь С Е Л И Н А !
затемнение
занавес
(из цикла спекулятивных элегий "Убить Селина!", апрель 2023)
Свидетельство о публикации №123100202852