Царевна

Царевна.

Посвящено сестре Петра Первого, царевне
Печального образа – Наталье Алексеевне.

Первая часть.

Была она самой любимой,
Из всех его семи сестёр.
Красавица, умница эта,
С доброй душою там была.

Никогда та не расставалась,
С братом. А в детстве же она,
На все баталии ходила,
Его потешные тогда.

Первая в юности с семейства,
Царского, та оденет там,
Открытое платье по моде,
Уж европейской, что придёт.

Освоит та и реверансы,
Вместо поклонов, чтоб с Петром,
В Немецкую слободу ездить,
На фейерверки там смотреть.

Исполнится как 9 лет ей,
А Петру 10 – оба там,
Переживут ужас, что будет,
Стрелецкого бунта тогда.

От бунтовщиков родня гибла…
А вдовствующая мать их,
Царица –  детей обнимая,
В слезах, в подвале пребывав.

(Троице – Сергиева монастыря)

С тех пор Пётр ожесточился.
Он всюду видел лишь врагов,
Доверяя там лишь сестрице,
Милой Наталье той своей.

Вот только женихам Натальи,
Всем Пётр (1) - царь отказывал.
Она ж осталась как «царевна,
Печального образа» там.

(Красавица, словно созданная для романтики и
Рыцарских ухаживаний)

Первым посватался ж к царевне,
Наталье Алексеевне –
Её ровесник и участник,
Затей всех молодых Петра.

То был – Меншиков Алексашка,
Преображенского полка,
Бомбардир. Слыл тогда красавцем,
Во многом был тогда хорош.

«Высокого роста, хорошо сложен, худощав,
С приятными чертами лица, с очень живыми
 глазами; любил великолепно одеваться и,
главное, что особо поражало иностранцев,
был очень опрятен» - так о нём писал историк
Сергей Соловьёв.

И вот однажды Алексашка,
Вдруг вознамерился всерьёз,
Наталье сделать предложенье,
Чтоб породниться там с царём!

Но тут при первом же намёке,
Там на такое вот родство -
Впал в БЕШЕНСТВО с этого Пётр,
Наталья же притихла там.

Не раз видела уж Наталья,
Во гневе братца своего.
Когда он бил вдруг Алексашку,
До крови в тот миг по лицу.

(Во время буйных застолий)

Однако обошлось. «Жених» же,
Сделал вид, что будто его,
Неверно поняли… А Пётр,
Долго ещё ж там бушевал.

Вскоре утешился «жених» тот,
Приударив за девушкой,
Комнатной, 16 – летней,
Натальи Алексеевны.

(Дарьей Арсеньевой. Женился он по страстной
любви, но всю жизнь изменял жене без
зазрения совести)

Дружба весёлой троицы той:
Пётр – Наталья – Меншиков,
С этого не расстроилась там,
Были ж двадцатилетними.

Вторая часть.

И всей компанией бывали,
В Немецкой слободе. И там,
И развлекались… И мечтали,
О переустройстве страны.

(России на европейский лад)

Грезил Пётр с Меншиковым же,
Больше о новой армии,
Наталья ж бредила театром,
И в европейском стиле там.

В детстве, та с замираньем сердца,
Входила в разорённую,
Комедийную хоромину,
Отца своего, что была.

Алексея Михайловича. Которую закрыли после
Его смерти. Наталья маленькая в серебряных
Туфельках ступала по пыльному ковру, и гладила
Руками стены, обитые когда – то красивой, но
Обветшалой алой материей)

Отца не помнила Наталья.
Три года ей было всего,
Когда он умер. Но от нянек,
Узнала, что «творилось» там.

(В Хоромине отца)

Но театральные те страсти,
Наталью не пугали же,
Напротив – воодушевляли.
Натура творческой была.

(Этим она пошла в своего отца – большого
Любителя драматического искусства)

Смолоду царь горел идеей,
Там Алексей Михайлович,
«Комедию учинить» в царстве,
Возражали ж церковники.

«Бесовская игра», мол, это.
«Душевная пакость» к тому ж.
Царь им в пример, о византийских,
Рассказал, императорах.

(Которые любили театр)

Пообещал, что будет ставить,
Сам – пьесы на сюжеты лишь,
Библейские. Патриарх всё же,
Скрепя сердце – согласье дал.

(И в селе Преображенском вознеслась деревянная
 Комедийная Хоромина. Потом нашли немца для
Перевода текстов заморских пьес. А из ближайших
сёл пригнали посадских мужиков и молодых подьячих.
Бедолаги полгода зубрили монологи, учились говорить
с пафосом и пострашнее пучить на сцене глаза. Были
поставлены «Артаксерксово действо» в 1672 году в год
рождения Петра, за год до рождения Натальи. Потом
другие пьесы.

Через три года царь скончался.
И труппу распустили ту.
Потом Пётр пообещает,
Театр этот возродить.

(Но в начале 18 века Петру было не до того.
Пётр вознамерился - «РКБИТЬ ОКНО В ЕВРОПУ»

1700 – й год.

Пётр (1) 28 – летний,
Под Нарвой «оконфузился»,
Сильно к тому ж. Он проиграет,
Бой там шведскому королю.

(18 – летнему Карлу – Двенадцатому)

Князя Голицына пошлёт Пётр,
В Вену с приказом хлопотать,
О перемирии со шведом.
И князь из Вены написал:

«Что шведский король много ищет,
И много денег обещал,
И беспрестанно меня просит,
Чтобы прислали вы портрет.

Срочно своей сестры – царевны,
Натальи Алексеевны.
Здесь при дворе того желают,
Императрица больше ж всех».

«Отдать любимую Наталью,
В жёны заклятому врагу?!
Чтоб замириться с супостатом?!
Да НИКОГДА! Вскричал там Пётр.

(Ему такое показалось позором, более
Чем Нарва…)

Третья часть.

Но титулованные отцы,
Династии той Вюртемберг,
И Гогенцоллерн –кто быстрее,
Слали портреты дочерей.

(Своих к Карлу (12). А один из сватов даже
приехал к нему сам. Кузен – Фридрих Гольштейн – Готторпский)

Но сватовство то обернулось,
Там сущей вакханалией.
Братья на радостях там стали,
Соревноваться по стрельбе.

(По зайцам и козам прямо в замке Карлсберг!
Фарфор в дребезги, мебель в щепки, ковры в крови
Несчастных животных)

И это было лишь начало
Того «сватовства» Братья ж те,
Пьянствовать начали с медведем,
Но дрессированным там их.

В итоге медведь выпадает,
С окна третьего этажа…
Заморские послы строчили ж,
Доклады в свои страны там.

«Мол, юный дикарь сошёл с ума»

Новость та воодушевляет,
Там европейцев. Швеция,
Кажется лёгкой впредь добычей,
Враги – кузены Карла же.

(Польский король Август и датский – Фредерик (4)
Самый отчаянный – царь РУССКИЙ)

Не трогать же, Пётр решает,
А биться с Карлом – до конца.
До полной там уже победы,
И он их всё же РАЗОБЬЁТ

1709 год.

Наголову разобьёт шведов,
Пётр (1) в тот год   А Швеция,
После Северной войны их там,
Империей не будет уж.

(И в прежнем статусе уже не восстановилось…)

Как царь, действовал Пётр верно,
Но совсем не по – братски всё ж.
Не лучший жених Карл на свете,
Наталье ж - худо в девицах.

К тому ж король завязал с пьянством:
«Его баталиям вредит».
Кстати, и не завёл семьи Карл (12) после,
Как и царевна русская.

По собственному тот желанью.
Наталья же, по воле той,
Крутого братца. И который,
Плохим женихам отказал.

А вот, хороших –не искал там.
Ни одного шанса не дав,
Сестре на личное же счастье,
К тому же нагрузил её.

Он отдал ей на воспитанье,
Алексея – сына его.
Его мать Евдокию, также,
Жену первую – он сослал.

(В монастырь)

Добрая же душа Наталья,
Сироту (при родителях,
Живых) очень всё же жалела,
Любила, развлекала там.

(Следуя зову своей творческой натуры. Алексей
Просыпался под рукотворной вербой с золотыми
Листочками и заморскими фруктами. А в Новый
Год под ёлкой с серебряными орешками и сладостями)

Но вырос там её племянник,
И отдан в руки дядек был,
Царевна в печаль – тоску впала…
Тут вспомнил обещанье Пётр.

Театр возродить отцовский.
Наталья оживилась. Ведь,
Её мечтою это было,
И Пётр помогает ей.

(Шлёт ей декорации и реквизит из немецких
театров Москвы)

Наталья сама пишет пьесы,
Обдуманные хорошо.
А «Комедия Олундина»,
Прообразом сказки там став.

(Пушкинской «Сказка о царе Салтане». Представления
Шли в Хоромине её отца, Алексея Михайловича)

1714 год

Наталье было уж за 40,
То царь устроил для сестры,
В Санкт – Петербурге, деревянный,
Театр с музыкантами.

Было у той 10 актёров,
16 музыкантов с ней.
Для всех желающих – бесплатный,
Вход был в театр её тот.

Но счастье творчества же было,
Недолгим у Натальи.  Та,
В 42 года там скончалась,
И старой девой умерла…

Одни историки всё ж верят,
Что Пётр очень не хотел,
С Натальей своей расставаться,
Потому замуж не отдал.

Но может, царь всё ж опасался,
(От сантиментов был далёк)
Что муж её, иль сыновья той,
Могли б претендовать на трон.

(Если бы они все появились у той)

Так и осталась та царевна,
С натурой романтической,
Красавица, умница также,
С душой доброй – в жизни одна.

Осталась Наталья Алексеевна в истории
«царевной печального образа». А жаль…


Рецензии