Отрочество. Рассказ продолжение

Учёбу в девятом классе я начинаю без подруг – они обе пошли учиться в педучилище.
Я снова одна, как когда-то в пятом классе после переезда на новое место жительства. Приглядываясь к одноклассникам,   обращаю внимание на синеглазую, небольшого роста, немного полноватую, застенчивую Валю. В начале седьмого класса она поражала всех тем, что наизусть озвучивала начало заданного текста. Кто-то из ребят поначалу хихикал, а я очень удивилась её усердию и была уверена, что многим из нас было бы сложно выучить то, что удавалось ей…
Подростковый возраст – это время раздумий, мечтаний, метаний, осмысления. Сколько всего непонятного! Где найти ответы на волнующие вопросы? В какой книге? Позже у меня появится подруга Люда, потом - друг Колька, который станет для меня подружкой-подушкой. Им я откроюсь, и буду доверять свои крошечные радости и большие переживания…
 А пока, я предложила свою дружбу Вале и никогда о том не пожалела – она была верной подругой. У её родителей были  удивительные имена – Нил и Лина…
После окончания школы наши пути-дорожки разойдутся – я выйду замуж, а она обретёт любовь своей, к сожалению, короткой жизни. Но через несколько лет нам будет подарена встреча в детской поликлинике, и мы искренне будем ей  рады.
За прошедшие годы Валюша изменилась – постройневшая, с  лучезарной улыбкой, светящимися глазами – всё выдавало в ней счастливую женщину. Рядом с ней были её муж – симпатичный молодой мужчина – обладатель очень высокого, «женского» голоса и трёхлетний сынишка. Волнуясь, она высказала пожелание о встрече: «Мне так хочется с тобой поделиться! Столько всего за это время произошло!»
Но вскоре я с семьёй переехала жить в другой район. Телефонов у нас не было. Жизнь закрутила, завертела. С Валей мы увиделись, но это было скорее прощание. Накануне состоялась  очередная  встреча нашего класса. Мама Вали сообщила о болезни дочери, и я выбралась проведать подружку. Но то, что я увидела, потрясло меня. Моя подружка с большим трудом передвигалась на ходунках. У меня не повернулся язык чем-то делиться – ей было не до чего - она даже не посмотрела в мою сторону. Мне было неуютно и холодно. Тётя Лина, видя моё смятение, задаст несколько вопросов, мы недолго посидели за чашкой чая, из которой для вида я сделала пару глотков, и она вызвалась  меня проводить. И я услышала всё то, о чём хотела мне поведать Валя после встречи со мной в детской поликлинике: она перенесла тяжёлую операцию на позвоночнике, по большой любви вышла замуж и родила сына. И этой радостью ей не терпелось поделиться со мной. Но коварная болезнь вернулась. Мне нечем было утешить тётю Лину – мне самой требовалась помощь.
Подружка прожила до тех пор, пока не осуществилась давняя мечта – побывать с семьёй на море: ею были собраны последние силы, чтобы научится  передвигаться с помощью ходунков для того, чтобы дойти до воды. После возвращения из поездки она стремительно угасла…
Я глубоко сожалею о том, что в своё время, не разделила с подругой радость выздоровления, радость обретения любви, радость рождения сына, что меня не было рядом с ней в годы болезни…
А тогда, в девятом классе к нашей общей радости, мы подружились.               
Как-то она поделилась со мной, что давно влюблена в мальчика из класса, который жил со мной в подъезде одного дома. Вскоре предложила мне поучаствовать в странном действии: мы должны были перевязать верёвкой ручки входных дверей - одноклассника и соседей по лестничной площадке. Я попыталась отказаться от глупой, по моему мнению, затеи, но увидев, что Валя расстроилась - согласилась. Всё обошлось – нас никто не застал за хулиганским занятием. Я не понимала подругу – как можно кого-то любить, если тебя не любят? Позже моё мнение изменится. А тогда мне пришла мысль: «А почему бы и мне не влюбиться?» - погрузиться в непознанный мир, приносящий одному радость, а другому – страдание, понять, что чувствует подружка. А чтобы оказаться на её месте, мне нужно было к кому-то воспылать чувством. Но к кому? Я выбрала новенького мальчика, недавно «влившегося» в наш класс, за его большие, красивые глаза. В какой-то момент мне показалось, что он занял место в моих мыслях.
Я даже посвятила ему стихи, о существовании которых он так и не узнал:

«Вместо встречи – Надежда,
А вместо тебя – Мечта.
Рядом со мною Книга,
А вдалеке – Звезда.

Хочешь, Звезду достану?
Сумерки в День превращу?
Хочешь, Снега растают?
И побегут Ручьи?

Хочешь? Ответь!
А пока –
Вместо встречи – Надежда,
А вместо тебя – Мечта».

Он не обратил на меня никакого внимания, и на этом остыли мои надуманные чувства… 
 
А пока мне хватало любви к литературе. Педагог по предмету Тамара Петровна, она же и наш классный руководитель, была женщиной с приятными чертами лица, красивыми карими глазами,  довольно полноватой, но это не мешало ей носить туфли  на высоких каблуках. Заслышав их стук по школьному коридору, я испытывала радость: она здорова и урок состоится! Я её обожала! Педагог обладала волшебным даром - донести до нас свою любовь к литературе. Если бы мне раньше, до изучения творчества Маяковского, сказали, что я по ночам буду зачитываться его стихами, я бы выказала своё глубокое сомнение. Но именно так и случилось, и при первой возможности я купила трёхтомник его сочинений.
А все выходные дни я по-прежнему проводила в Ленинской библиотеке. В зале царила таинственная атмосфера. Я задавалась вопросом: сколько людей до меня прочли эти старинные книги? Каким счастьем было для меня посмотреть на мир глазами писателей!
Любовь к чтению передалась мне от старших братьев - в свободное от работы время я всегда видела их читающими. Телевизор не занимал в нашей семье главенствующего места. 
Не только с Валей я подружилась в девятом классе. К нам пришла второгодница Света. По какой причине осталась  – это меня не интересовало. Она была одинока, и я предложила ей свою дружбу. Женское счастье, к сожалению, обошло подружку стороной. Она одна вырастила троих детей. Младшая дочка повторила судьбу матери.
Но как бы ни было подруге тяжело, она никогда не впадает в отчаяние. Это доказательство жизнелюбия её сильной личности. Улыбка к месту и не очень часто озаряет её лицо. Это, ещё в школе, многим одноклассникам казалось странным, но только не мне – я тоже была смешливой девчонкой…
Света хорошо закончит школу. Да, это и неудивительно. Мне довелось побыть ученицей её мамы–инженера. А предшествовало этому одно обстоятельство: физику нам преподавала молодая красивая женщина - Егорова Валентина Алексеевна. Она держала класс в «ежовых рукавицах». С первым звонком, мы как первоклассники выстраивались возле кабинета по стенке друг за другом и затем строем входили за ней в класс. На контрольных работах, она дефилировала между рядами, не спуская с нас глаз. Списать было нереально. Как я её боялась! Однажды, услышав свою фамилию при вызове к доске, меня так стрессануло, что тетрадь окрасила большая капля крови – подвёл мой нос. Меня попросили выйти, чему я была рада и на урок, конечно, не возвратилась.
Так случилось, что Валентина Алексеевна подружилась с учительницей по химии – Ириной Петровной Ивановой. И с ней нам тоже «повезло». Что удивляло - они обе имели неприятную  привычку -  после неудовлетворительного ответа «награждать» ученика причудливым прозвищем – их в арсенале подруг, при неуемной фантазии, было множество. Валю они не трогали – видели, что ей трудно даётся запоминание прочитанного текста. А вот до меня «добралась» физичка, будто рентгеном меня  просветила: словно предугадала, что в будущем я буду прилично знать её предмет и выучусь на инженера.
Как-то получив дозу её «шедевра», я глубоко призадумалась – уж очень она задела моё самолюбие, хотя эта черта характера мне несвойственна. И у меня созрел план – показать ей, что я не «пешка». Только так, мне представлялось, Валентина Алексеевна забудет мой «адрес». И я обратилась к подруге с просьбой: «Светик, не позволит ли твоя мама мне присутствовать при вашей подготовке к контрольной работе?». Мою просьбу удовлетворили, и в ближайший выходной я отправилась к подруге домой. После завершения занятия нам был задан вопрос: «Девочки, вы всё поняли?». Света с радостью в голосе: «Да, мамочка!». Увидев мой рассеянный взгляд, наша репетитор произнесла: «Ясно, сейчас проверим твои знания!». И она, уделив мне два вечера своего времени, не спеша, закрыв все мои прорехи, с успехом подвела меня к нужной теме…
Во время контрольной работы Валентина Алексеевна как обычно прохаживалась вдоль классных рядов и неусыпно наблюдала за нашими телодвижениями. Я быстро решила задачи, но не высовывалась, чтобы первой сдать тетрадку. На следующем занятии педагог зачитала оценки. У меня пятёрка! Я ликовала – получилось доказать, что я могу хорошо учиться, просто физика  мне неинтересна. С тех пор учительница оставила меня в покое…
Жизнь пошла своим чередом: я много читала, писала печальные стихи.
В один прекрасный день, на классном собрании Тамара Петровна объявила, что запланировала на весенние каникулы поездку в Ленинград. У меня появилась мечта! Моя радость была безмерной.
А мою головушку заняли думы – где мне заработать 30 рублей на желанную поездку? 


Рецензии