Горе-вышивальщица

Пьеса.
Сцена первая.
Действующие лица:
Циля (экономка)
Морденко (ростовщик)

Циля (подходя к окну, с французским прононсом):

Как Ви считаете, мон шер,
Достаточно ль уже стемнело?
Повышивать я захотела,
Так не зажечь ли нам торшер?

Морденко (про себя):

Опять чухонка крышей едет!
Не вспомнила и об обеде!
Опять начнётся про Париж!
Ах, чтоб совсем её, ити ж!

Циля (зажигая лучину):

Какие предпочли б шелка ви,
Мон шер, ронжовый иль бордо?
Пурпур не в моде уж давно,
А Вам к лицу. Ви не видали?

Морденко (бормочет немного громче):

Вот дура! Решето стянула!
Нашла же пяльцы для себя!
Ну, хоть с бордо не обманула,-
Свеклой покрасила букля.

Циля (мечтательно):

В Париж поеду за пленэром!
По Елисейским по полям,
На лошадях, да с кавалером…
Там силь ву пле, пардон, шарман…

Морденко (громко):

Мадам, какой пленэр вам нужен?!
Идите, приготовьте ужин!
И пяльцы не забудьте взять!
Чухонская вы дура, мать!

Ну, сэкономила, не спорю!
Лучину не сжигала вволю
И дров брала ты ровно три.
Ну, стану звать тебя Джули!

Но бредни надоело слушать!
Ты экономка, дура, клуша,
А вовсе не экономист,
Миллионер и пейзажист!

Циля (надменно):

Мон шер! Я Вас не понимаю!
Я Вас буквально из сарая,
Буквально прямо от свиней,
Неблагодарный ви лакей!

Я вот без Саги вышиваю
Давно не ездию в трамваю,
Хочу из лобстеров омлет,
Но думаю: «Нет Циля! Нет!»

Я цель великую имею!
Себя совсем я не жалею!
Всё в дом, копейка чтоб велась
И на билет нам набралась!

Морденко (кричит):

Опять! Ну, не могу я слушать!
Довольно! Уж завяли уши!
Иди, шелка свои добей,
А то получишь пенделей!

Циля (гордо):
Живите сами как хотите!
Вам не разбогатеть вовек!
Ви низменность, а я Казбек!
Я ухожу! И не ищите!

Снимает телогрейку и валенки и лезет на печь.

Сцена вторая.
Действующие лица:
Циля, разбогатевшая после смерти Морденко,  собирается в Париж, на выставку.
Мастер.

Циля (заходя в багетную  мастерскую):

Мусьё, на выставку я еду!
Оформите мои шелка!
Мне бы хотелось до обеду -
Потом мутит от коньяка.

Мастер (в экстазе вознося руки):

Сударыня! Восторг! Марина!
Я прав? Ведь это же корабль?
Непревзойденная картина!
Оценит даже коннетабль!

Циля (польщённо):

Я, право, думала иначе…
Но вы такой специалист…
Пущай марина. На удачу!
Исправит в списке галерист.

Пущай он в сентябре как-будто.
Тут жёлтый, видите, в углу?
А здесь бордо слегка надуто,
Как алый парус поутру.

Мастер:

О, да! Я вижу! Надо дубом
Всегда марины оформлять!
Тут желудя, тут просто срубом.
Морилкой будем укреплять?

(подводя к доскам):

Морилку прям рекомендую!
Ему же плавать по морям!
Извольте видеть! Дуб вживую!
Доска к доске, гвоздя к гвоздям!

Циля (что-то высчитывая про себя):

Я склонна согласиться с Вами.
Кубов тут, видно, двадцать пять?
А что нам делать с парусами?
Их тоже дубом оформлять?

Мастер (махая руками):

Ну, что Вы, что Вы, это слишком!
Я б не позволил никогда!
Я ж не какой-то там мальчишка,
А, всё-таки, величина!

Мы сверху листья клёна пустим!
Смотрите, как взыграл корабль!
Так связь с Канадой не упустим
И подчеркнём, что тут сентябрь.

Циля(задумчиво):

Да, да, отличное решенье!
Тут дуб, тут клён, тут паспарту.
Прекрасно! Слёзы умиленья!
Ох, защипало прям во рту.

(хитро прищурившись):

Но уж за клён немного скиньте!
Ведь, всё же, клён совсем не дуб!
Вы тут мозгами пораскиньте,
Пока я съездию в гольф-клуб.

Мастер (угодливо):

Сударыня, как сын канадца
(Папаша отошел от дел),
Я вам процентов скину двадцать,
И это даже не предел!

Я вам служить почту за счастье!
Всё будет истинный шарман!
Вам повезло, что я здесь мастер,
А не какой-то там чурбан!

(Кланяется, потирает руки, провожая до дверей.)

Циля (с довольной улыбкой, в сторону):

Хоть он и вор и шаромыжник,
Надуть я всё-таки смогла!
Нашёлся, тоже, передвижник!
Но я глаза-то отвела!

Марина! Как запомнить только?
Поставлю крестик. Вот же псих!
Но за бесценок дуба сколько!
Париж падёт у ног моих!

Садится в экипаж, уезжает.

Сцена третья.
Циля на выставке в Париже.
Действующие лица:
Циля.
Поручик Ржевский.
Публика.
Лошадь.

Циля (за утренним кофием):

Что пишет пресса о картине?
Вчерась там был корреспондент.
Стоял, как столб, посередине,
Хоть выставляй на постамент.

Поручик (картавя и грассируя):

Судалыня! Они засланцы!
Куда клестьянам от пела
Писать о чувствах иностланцев!
О лусском духе сентябля!

Циля (мечтательно):

Сегодня речь я прочитаю
Про освещение основ.
Там очень тонко намекаю
Я о количестве дубов.

С трудом, но довезли досюда
Моё творенье три коня.
И оформления покуда
Не переплюнуть у меня!

Поручик (энергично кивая):

Мой ангел! К челту пелесуды!
Вчела я видел, как одна
Служанка вдрлебезги посуду
Лазбила, лухнув у окна,

Едва увидела калтину!
Какой вам нужен еще знак?
Увидит публика малину
И будет полный вам аншлаг!

Циля (проверяя нарисованный крестик на руке):

Ох, я все время забываю!
Марина! Надо ж учудить!
Однако, время. Опоздаю,
А мне ведь речь произносить!

На выставке.
Циля (стоя у своей картины):

Мусьё и прочие мадамы!
Исполнилась моя мечта!
Не даром! Только телеграммы
Мне обошлись рублей в полста!

Смотрит на нарисованный на руке крестик, тяжело задумывается, морщит лоб, чешет в затылке. Просияв:

Дык вот. Как видите, картина.
На ней марина в полный рост.
Нос длинный, как у Буратино,
А сзади, сообразно, хвост.

На ней матросы с капитаном
Не раз одерживали верх.
По всем морям и окиянам
Их знали, жаловаться грех!

Воодушевившись, показывает на висящую рядом гигантскую картину с белкой:

Корму отдельно я отмечу.
Дубов пошло на раму - страсть!
Побольше будет, чем у белки!
Ей, кстати, тоже б не упасть.

Вот тут, в углу, слегка помялось,
Пардон! Париж - не близкий свет!
В шелках я вовсе не стеснялась,
Но пыль впиталась от карет.

А в общем мощная картина!
И не забудьте про дубы!
Что скажешь, это же марина!
Хоть в плаванье на ей плыви!

Позвольте, о своих я планах
Поведаю на этот год.
Сюрприз сюда сейчас придёт,
Он задержался у каштанов.

Слышен цокот копыт.
Поручик Ржевский, гордо подбоченясь, въезжает в зал на лошади.

Циля (торжественно):

Прошу внимания, мадамы!
Приехал бенефициар!
Картину я включила в планы
«На перевале Сен-Бернар»!

Что в том Наполеоне толку?
Поручик - лучшая модель!
Достоен он иглы и шёлку!
Согласны вы, мадемуазель?

Мадемуазель краснеет. Лошадь ржёт.

Циля (кокетливо подмигнув господину, стоящему поблизости):

Ещё про планы на субботу!
Пора моим пасть крепостям!
Готова я прервать работу
И прокатиться по полям!

Господин столбенеет, затем поворачивается к стоящей рядом даме и ошарашенно трясёт головой.
Дама ржёт.
Поручик влюбленно смотрит на даму.
Лошадь падает в обморок.
Картина с грохотом падает рядом.
Публика разбегается.
Занавес.


Рецензии