В искрах отражений. Учитель и ученик

   
Как терпелив учитель:
Он непрерывно торопит
Не давая возможности, хотя бы на миг
Потешить себя уверенность в теории

Как мягок:
Нанося удар за ударом
Выгоняет тебя
из привычных закутков обид и мнений

Как лёгок в общении:
каждый твой промах выносится на обсуждение
и мусолится несколько дней,
так даря возможность научиться замечать мелочи
и не обращать внимание на явное и отвлекающее

Как подвижен:
Сияя добродушной улыбкой - находит для ученика неудобную позу
и оставляет его в ней на час
Позволяя тебе досконально изучить покой

Как медлителен:
движется плавно, предлагая коснуться его,
хотя бы пальцем,
но, несмотря на все усилия – остается недоступен
не делая и трети шага в сторону
 
      
       МАСТЕР И УЧЕНИК
             ***
Вопросы ученика всегда изящны. Он ищет ответы, полагая, что сможет, через искусность формы и сложность объяснений, поточнее понять тай-ный смысл. Учитель мечтает лишь о времени – это единственное, что в избытке имеет его ученик. И единственное, чего совсем не осталось у не-го самого.
***
Ученик стеснялся его причуд,
но пригласил мастера к себе домой.
Пытаясь защититься от необычного -
постелил учителю на чердаке.
Ночью грохот и радостный смех:
Мастер упал вверх!
Проломив черепицу – он вывалился в небо.
            ***
Ученик разговорчив и постоянно находит что-то новое для себя, предла-гая всем посмотреть, что у него из этого получилось. Мастер молчит. Иногда он отвечает на вопросы и тут же замолкает, понимая, что оста-навливает ученика, предлагая лишь один из миллионов возможных вари-антов решения.   


                ***
Дождавшись нужного момента,
Берет с собой, показывая мира пустоту.
Освобождаясь от насилья претендента,
Звучит лишь раз, однажды только взяв,
Одну единственную ноту.

                Сила рефлекса
Ученик задает вопрос и ждет ответа – рефлекс.
Ему показывают движение или дают книгу на незнакомом языке, в кото-рой он сможет найти нужную фразу – так вырабатывая в нем рефлекс на время. Ученик обижен и разочарован: он просто спросил. Неужели так трудно сказать "да" или "нет". Учитель спокоен, он знает: ценно лишь то, что добыто самим. Ученик верит и барахтается в пучине системы, выводя собственные принципы. Проходят годы… Теперь уже – спрашивают его. И ждут ответа, подчиняясь своему рефлексу на вопрос. Он протягивает им книгу или показывает движение, понимая, что есть лишь время.

 
                ***
Что будет с тем, кто привык постоянно преодолевать себя?
Что случится с ним и со всеми вокруг него,
если он перестанет сражаться?
Что будет, если вся жизнь пройдет в борьбе?
Принесет ли это радость ему и всем?
Учитель спрашивает: "Есть ли у твоего пути сердце"?
Какой простой вопрос. Удастся ли найти решение?
Чего стоит ответ, если он неприменим?          
                ***
Ученик погружается в омут движения планет,
Вплетается, натуго, в ритм незнакомых вращений.
Сжимая в ладонях внимания хрупкий скелет,
Скользит утираясь от пота извечных сомнений.


                Пустыня времени.
По глубокому песку медленно бредут учитель и ученик. Тяжело ступая – будущий мастер проваливается на каждом шагу, но терпит, понимая, что путь требует усилий. Учитель легко скользит над землей, не поднимая пыли. Время – кажется ученику бесконечным и он, путаясь в одежде, с трудом преодолевая пустыню, что раскинулась перед ним. Время учите-ля закончилось, но иногда он наклоняется и поднимает из песка неболь-шой алмаз. Времени нет, и он радуется каждому подаренному мгнове-нию, превращая песчинку – в драгоценность.
    
***
Ученик давно просил показать этот океан и мастер взял его с собой. Обе-регая от потрясения, он развернул ученика спиной, приказав непрерывно записывать на песке свои ощущения. Ученик все слышал, ощущал на себе прохладу ветра и вдыхал соленый запах. Он непрерывно писал о том, что океан – это холод, ветер, соль, сырость, но так и не рискнул посмот-реть назад. Кода урок закончился – учитель ушел в океан, навсегда оста-вив ученика на берегу. Вернувшись – он рассказал всем об океане… Что мог…
Прошли годы и, теперь уже он сам, взял с собой ученика попросившего объяснить, что же такое время? Теперь он стоял и смотрел на океан, а развернутый спиной ученик, записывал свои ощущения. Пришло время и бывший ученик шагнул в океан, оставив последователя одного на пустом берегу…


      ***
Мастер, как вода: не поддается сжатию  и принимает удар – погружая его в себя. Ученик плещется в его свободе ищет берег...
***
 Учитель – достаточно тяжел, чтобы не поддаваться движению слов. Па-дая в океан форм, он, собственным безмолвием, продавливает толщу во-ды и, погружаясь в глубину, доходит до дна. Оставив далеко наверху беспокойное колыхание фраз – постигает пустоту разговора. Ученик – лёгок настолько, что покоряется очарованию волн. Долго-долго качает его гулкое море болтовни, убаюкивая волю надежностью формулировок.             
***
Времени нет, и никогда не было.
Мысль – укорачивается до слова,
Касание – сжимается до результата,
Нет смысла в лишнем
и задуманное движение прерывается в самом начале.

***
Движения – становятся быстрей
Короче мысли, будут жесты
Фразы – резче
И все равно час от часу не легче…
Звенят усилия в тишине теней.
***
Кружится итог, меняя за мгновения правила чужой игры, уже давно при-нятые и прочно устоявшиеся. Подталкивая нерешительных и требова-тельно обрывая торопливых назначает свою власть.
***
Пелена секунд
Ритм согнут
Растянута секунда до года
С пути наезженного свернут
Дар времени… И – лопается мир
Прорываясь под тяжестью кода.

***
Безжалостно мудрый торопит, не дав продохнуть
Он знает, что времени, даже мгновения, - нет.
Хрипит ученик, разрываясь в растяжках планет,
Вскрывая защиту, легко устремляется в путь.       
***
Ученика одолевают тревоги. Хочется покоя и он просит учителя о помо-щи. Тот – отправляет его на паперть. Одетый с иголочки, неделя за не-делей, на коленях стоит ученик, склонившись перед кружкой для подая-ний. То белый как мел, то красный как рак, он постигает тишину превра-щений, исполняя урок до конца.
               

***
Роняет ученик капли времени в сухую теории тушь. Тщательно растирает плотную массу своими движениями. Взяв покрепче первое намерение пишет свой иероглиф. Рядом учитель в его пустой руке – лишь время. Текст завершен...
***
Ученик выполняет комплекс в поле:
Ему тесно и он постоянно выходит за край
Упираясь коленями  в грудь, помогает себе руками…
Невдалеке вращается мастер,
танцуя на развороте листка из тетради:
Закрыты глаза, расслаблен. 
Трава не примята вокруг…
 
***
Ученик вспоминает то, что было:
скользит лезвие внимания, снимая слои
Падают легкие лепестки событий,
открывая сердцевину.
***
Мастер цепляется словами за форму, подбирая названия известному и замирает в неподвижности: в действительности – всё не так.
***
Времени – больше на миг
Движения – точней на пол-шага
От жалоб на век отвык
Кисть – намерение,
Небо – бумага.
Так кратко звучит мелодия его движений:
Пишет мастер стихи пустоты.
***
Избавляясь от последних навязанных мнений,
Пританцовывая на, сомнений, пылающих углях,
Ученик вычищает  тревог углы,
тщательно скрытые новых от знаний,
Выдирает из тела ошметки бесценных скоплений.


                ***
Учитель шел чуть впереди. Вот он неловко споткнулся и упал, распла-стался по траве, широко раскинув руки. "Я-то получше буду, половчее, чем он" – решает ученик. Твердый, уверенный делает шаг и проваливает-ся в глубокую яму, прикрытую гибкими ветками, оставив мастера на краю.            

                Статика
От напряжения такого
Даже время перекосило, что ли?
Еле движутся, секунды назначенного срока,
за стрелки цепляясь,
Все шире шаг мгновений. Меньше сил…
Меняют свой размер промежутки равные,
Проявляясь в напряжении
Растягиваются, без меры,
под тяжестью статичной позы

***
Утомилась тень
Присела на край стола отраженного в озере...
Терпит ученик, кряхтит, тужится:
стоит в низкой стойке.
Далеко еще до конца...
***
... В чем только душа держится?
Жилы на костях.
Терпит.
Вздутые вены трещат, время через себя перекачивая
Волю в намерении вымачивает,
Силы личные – наружу тащит.
Все на пользу.
Усилия нескончаемые…               

***
Ходуном, его тела сухой костяк
Кирпичами загруженный донельзя,
Тяжело.
Аж, жилы внутри скользят…
Дрожит, качается перед глазами кровавой пеленой
Пространства тугой, размашистый стяг.
Видно, сила сейчас у него в гостях…
Терпит, покрытый пеной.
Все на пользу: такая видно ученика стезя…
***
Дыхание усилием сдавлено.
Внешнего нет движения.
Ни тоски, ни злости... 
И подавно.
Все жгутами усталости застаревшей – перетянуто,
Передавлено
Лишь короткие, перекрученные туго, напряжения
               

               


Богачи
Бедный, бедный ученик!
Полны руки его камней драгоценных понятий
Сто повозок.
Погонщики тощие, с криками,
гонят накопленных слов и мнений
караван неповоротливый…
Бедный, бедный, ищущий вечно!
Чтобы взять ему еще хоть что-нибудь
он же должен хоть что-нибудь бросить,
Но, горе ему бедному! Горе!
Сначала, поди отыщи, что не так уж важно.
Отворачивается мужественно.
Огрызается яростно.
Упирается пятками, тянет телеги, гремящие, за собой.
Проходят мимо дары бесконечные.
Плачет, плачет упрямый всезнайка от жадности…
Слезы зависти  в парче дорогой прячет.

Ах, богач! Штаны драные!
Эй! Раздай куски! Да мои возьми!
Улыбается учитель, дышит глубоко!
Так легко ему: целый мир качается за плечами
Переносит он его играючи с места, на место новое
Пустота впереди: иди мимо дорог!
Бери-отдавай спокойно.
Все богатства мира –  его (руки – давно пусты).
Ах, богач!
Целый свет прошел налегке.
      
            
                Не судьба
Уголок мира, отгороженный камнем гор.
Так далеко от чужих забот живут учитель и ученик
Медленно прорастает ребенка
каменный цветок понимания.
Лишенный эмоций он не различает чужих страхов,
равнодушен к боли.
Каменный взгляд Будды, сидящего на вершине горы –
бесстрастен.

Мальчик дает миру шанс: предлагая бороться за жизнь
Веселится, наблюдает за молчаливой битвой холодных
признавая их силу.

Он просыпается с камнем на спине и не смеет спорить
Учитель выставляет перед ним первое правило:
"Уважай жизнь".
и ученик признает свою  ошибку
Ревёт ребенок над мертвой змеей –
оплакивая свою судьбу:
Камень теперь придется носить всю жизнь…

Мать привезла дочь: последняя надежда.
Не надеясь на чудо –
она терпеливо исполняет привычный ритуал


Долгие ночи без сна
преодолевает расписанную судьбу.
Взгляд каменного Будды, с вершины горы –
 бесстрастен.

Бьет учитель палкой наотмашь по худой спине
Помогая решить ученику возникшую проблему
Каменный взгляд Будды
Высеченного учителем много лет назад из скалы – бесстрастен.

Режет ученик окровавленным ножом
Иероглифы, написанные учителем на причале.
Ярость уходит.
Каменный взгляд Будды
Высеченного учителем много лет назад из скалы – бесстрастен.

Повзрослевший ученик, с камнем за спиной,
тащит своего Будду к вершине горы.
Долгий путь.
Он ставит каменную фигурку, рядом с Буддой учителя.
Тишина.
Что же было в жизни того, кто ушел давно: Будда учителя – велик.
Каменный взгляд Будды,
Вырезанного из скалы учителем – бесстрастен
Он видел многое и способен оценить красоту повтора.
Вот и теперь ученик идет по следам учителя,
еще плотнее закручивая спираль ситуации.
Решения – нет.


Рецензии