Сады Данте

      основной текст http://stihi.ru/2023/03/14/3149
      комментарии http://stihi.ru/2023/05/11/5059
      Ад. Зона льва. Пояса и рвы http://stihi.ru/2023/11/07/5360

"Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда Он утверждал наверху облака, когда давал морю устав, основанию Земли, тогда я была при нём питомицей"

Садовники - это люди, которые всегда работают с трепетом, с тем, что с ними происходит. Если ты можешь разделить с ним то, что он делает - это передача, которая происходит без слов, с тем, что происходит между ними, потому что слова работают здесь как знаки и символы и есть масса искушений прочитать что - нибудь поинтересней.

У Данте сады основаны на женских образах, так он изображает целостность человеческой жизни. Великие вещи начинаются с того, что он понимает моменты, что он до этого не существовал, это был только этап приготовления. Вся установка Данте строится на том, что ты можешь всё постичь, со всеми мудрыми людьми пообщаться, получить их в качестве учителей и, если у тебя получится, значит ты приготовился к путешествию, начинается новая жизнь. Понимание, что культура - это порог жизни, мало кому сейчас свойственно вывезти человека на этот порог, в его целостное развитие и борьбу, порог начинания судьбы. Самый большой путь, который мы должны пройти с упорством термита  это от сердца к голове и обратно, примерно 30 см. Этот путь и есть место битвы, некоторые достаточно умны, некоторые достаточно сердечны, осталось установить связь между этими вещами. Это другое чувство жизни и оно занято логикой сада. Данте широко использует тему материнства, Богородицу он называет дочерью своего же сына (она родила Бога, он создал её). Эта позиция не позиция немощи, а нормальная духовная история и она связана с темой сада, на которую Данте идёт, как на живца, круги своя. Здесь фраза: "Человек не моего круга" станет опасна. Это как понять о каком масштабе идёт речь, когда речь идёт о человеке, который принял решение быть счастливым. И это тоже траектория садовников, переход от леса к саду, превращение лесов в сады. Напомню, что история Данте о том, что каждый из нас в жизни мыкается и в какой - то момент переживает растерянность, потерянность, неопределённость и понимает, что он заблудился, это исходная точка.

Так заблудился, что б читатель даже не посмел подумать что он заблудился как - то страшнее, чем Данте. Это исключено. Книга о том, что будучи на пороге смерти, вообще не понимая как ты живёшь, открыть путь счастья и больше его не терять. Данте заблудился, запутался, посетил курсы саморазвития, отчаяния, встретил непреодолимые преграды: коррупция, дух атракциона, услада, всё встретил и понял: ну капец. Ему повезло, он встретил проводника, который расписывает ему путь и ведёт: ад, пургаториум, Чистилище, рай, планеты, небеса, ангельские чины, Белая роза - город сад, Пунктум. В ста песнях Данте запаковал целую культуру, ни до, ни после ничего соизмеримее не было.

Этот путь разбит на три части. Первая. Мы выбираемся из леса, весь ад построен на том, что у нас есть возможность двигаться дальше, но нас преследует усталость, в которой человек соглашается на меньшее и предаёт свои желания. Ад - это история о том, как это можно сделать на разных уровнях. Чем выше и глубже путь, тем лучше. Данте против жить потихонечку, поэтому надо исследовать высоту. Вторая. Мы остановились, предали желания, но ещё не умерли. Возникает вопрос: Могу ли я начать заново? Существует ли такая форма ошибки, греха, промаха, что - то такое, после чего дальнейшее движение исключено. Данте в этом совершенно радикален, он считает, что не бывает такой ошибки, которая может быть последней, кроме тех людей, которые уже мертвы, но ещё существуют, живут в материальном мире. Неужели себя можно окончательно разрушить? Данте против, он говорит, что не бывает такого человеческого действия, которое несоизмеримо с милосердием. Это бесконечно, а любой человеческий поступок конечен. Двигаться можно начать всегда, любую ошибку можно переварить, исправить, трансформировать в нечто другое. Прощать стоит только непростительное. У Данте весь скандал Чистилища построен на том, что у бога не может быть такой ошибки, с которой он начинает, это называется работой над ошибкой разрушения. Красота и величие Данте в том, что он показывает, как человек проседает, а потом показывает как из этого человека выливается высшая сила, достаёт его и это такие поединки очищения. Третья. Рай - это другое. Если ты побывал в этом земном саду, то это не конец истории. У нас ещё есть возможность открыть источник этого Рая. Ты не можешь справиться ни с чем, если в твоей жизни присутствует Роза, если опыта Розы нет, то проблема не решается. Эта точка присутствует и в лесу, всё эти истории связаны, это долгий путь, но для Розы это вообще не путь, она присутствует везде. Рай это про то, что ты начинаешь много двигаться, у тебя много событий и ты не устаёшь, не выгораешь. Это классическая форма полёта, но мы не всегда её ценим. Однако метафорам не учат.

Первая станция - это лес. В Аду и Чистилище три леса: сумрачный, лес самоубийц в кругах насилия, земной рай. Между ними есть несколько переходных форм: сад в Лимбе, дерево, растущее сверху - вниз в круге чревоугодников. Это переживания по поводу потери пути, растерянности в хаосе. Это контраст чувства прекрасного и чувства страха, то самое чувство садовника. Все культуры, в которых мы живём- это метрики, овладение ими. Когда входишь в сад метрики исчезают, остаётся толика - пространство по вертикали. Хаос подобен манной каше, в лесу человек перестраивает толику, в лесу она есть. Это вопрос о Боге, тот, кто пробивает вертикаль. Данте видит свет и бросается на него, он выключает вертикаль, он понимает, что это очень убогая жизнь, эта попытка обойти зверей. Это Дантовские холмы, они слишком маленькие для человека. Может это везение? Ну вы знаете кому везёт. Данте показывает, что любая встреча учит, любой встреченный тобой человек - это Вергилий. Первое свойство проводника - не отвечать на заданные вопросы.  Данте позволяет себе малодушие (вторая песня). Все люди, как люди, а он один и он не хочет идти, прикрываясь странной формой, припоминая кто был в аду до него. Для Данте ключевая проблема - путать смирение и малодушие, ему милее дерзкие, например атеист Капаней, но спрашивает: Может не сегодня пойдём? Люди умеют обживать лес. Человек малодушный приходит в движение, не потому что ему батарейку заменили или резоны привели. Мотивация возникает только в одном случае, если ты понимаешь, что ты любим. Данте не чувствовал опасности. Его охраняла женская вибрирующая вертикаль, небесная канцелярия, где метафорика будет конечно ботанической. Это путь рождения мужества.

Лес в Лимбе (четвёртая песня). Зелёный цвет, искусственное солнце, прям такой Дисней - ленд заставка, у Данте сердце поёт, там такие люди, что вам бы тоже понравилось. На них возникает остановка, от них уходит вертикаль, она пробивается дождём. Если ты не знаешь как пробивается вертикаль, ты вынужден жить по горизонтали. 

Лес самоубийц (седьмой круг). Данте объясняет почему люди соглашаются на зло. Я стремлюсь совершить что - то благое, но надо пойти на непопулярные темы и сделать что - то злое, как инструмент чего - либо ценного. Такая инструментализация хорошего. Почему нет. Данте  показывает, что человек совершает недоброе, ну например, не убивает, а ликвидирует. Такая логика великого террора, растворения противоположное творению. Данте  показывает, что сам человек меняется, эта форма его деформирует, отсюда и корявый стонущий лес. Чтобы дальше пойти, давай это выясним, почему лес так делает. Данте создаёт совершенно потрясающие образы, парадокс, где тело как пальто, одежда на кусте, вводя тождество: речь - кровь.

Земной рай (26 песня). Данте встречает Улисса, который очень хотел оказаться в Раю. Всё сладкое оттуда, место, где берётся надежда и туда надо попасть. Образ Одиссея - Улисса, которого никто не мог остановить в жизни, он странствовал, вернулся домой, Одиссея, Иллиада, 56 дней, для античного сознания Улисс закончился. Но, оказывается, Улисс дома недолго засиделся, его не остановила ни любовь к отцу, ни любовь к сыну и жене Пенелопе, ему нужен был земной рай, ему нужно было куда - то добраться. И он поплыл на безумном кораблике. Следующей будет тема моря, потому что во всех садах должны быть реки и вода, связь моря и сада. Улисс совершает полёт в бесконечность и мы узнаем куда же они плыли. К неизведанному месту, тёмной чудовищного размера горе, где они врезались. Улисс не знал, что врезался он в рай земной, он почти доплыл, его влекло по бесконечному простору и у берега горы Чистилище он гибнет. Он очень похож на Данте, но Данте удалось побывать в саду, а Улиссу нет. Там очень живописно.

продолжение Земной Рай. Реки и воды Данте http://stihi.ru/2023/10/19/2294

Рай Данте. Три моря http://stihi.ru/2023/11/01/6227
иллюстрация Гюстав Доре


Рецензии
тебе удается разложить, чтобы читающий понял схему...
и подталкиваешь меня к чтению::))
книга дома есть с давних времен...

Валерий Кувшинчиков   03.10.2023 09:44     Заявить о нарушении
да, подталкиваю, очень хочу, чтобы ты её прочёл и не только ты, каждый. Образование предполагает энциклопедичность, а её дают книги. Ну не вот это же читать: "Я поэт, зовусь я Цветик. От меня вам всем приветик" или "Я страдала, страданула, через речку ссиганула", "Ночь, улица, фонарь, аптека, не видно ни одного человека" - поэтика однако, а другого то нет. Нельзя быть таким поэтом, не взлетишь, Пегас не выдержит. Таких не переубедить, только сам замараешься. И если ты этого не понимаешь, сиди и жуй бутерброд и не морочь голову. Когда писатель пописывает, а читатель почитывает, то это никому не нужно, даже самому пишущему. Настоящая поэзия для меня - это в кровь босая душа, которая тоньше чувствует, чем обычный обыватель, у неё как будто отсутствует кожа, она обладает особым зрением. Поэзия скорее аскетизм, выборочность, это такое кино, крупный план, три дэ, звук и изображение. Спасибо тебе, Валерочка, рада, что прочёл.

Ирина Чубенко Сергеева   03.10.2023 11:15   Заявить о нарушении
ну - ты понимаешь, что я лаконичен не потому, что не смогу что-то сказать...
::))
я тебя понимаю...
и да - для меня настоящая поэзия - это обязательно с раздраем, как у Высоцкого...

Валерий Кувшинчиков   03.10.2023 11:41   Заявить о нарушении
Валерочка, я знаю твою способность видеть мир с необычного ракурса, со стороны подвала, иначе подтекста, того, что находится между строк. В искусстве важно не что, а как. Здесь магнит попритягательней, поэзия - это звук, это фонетика, это ритм, ассонанс, синкопы, аллитерация. Поэзия может быть в прозе, белым стихом, но её (имхо) не может быть в верлибре, это вещи несовместимые, это всё равно что нецензурно прочесть Данте, Гомера, Гёте, Толстого, Пушкина. Это как писать без рифмы, без анафор, без метафор, да в общем - то и без стихов. Лучше пересказать, чем этот модный дурацкий верлибр. Это попкорн в кино, кока - кола, которая и есть кино, а то, что там мелькает на экране - приправа, соус к попкорну, кока - коле и ещё красивой девушке, с которой можно на заднем ряду чем - то заняться, более серьёзным. Человек создаёт вторую реальность и она для него будет важна, это будет литература или поэзия, музыка или кинематограф, наука или философия и всегда найдутся люди, которые будут разделять этот духовный трепет от общения с этой второй реальностью. Мёртвое произведение - это обложка, где вы прочитали сюжет и тут же забыли. Хорошее - оно как руки матери, которые сделаны из нежности и поэтому вам хорошо спится. Это умение выражать большее, чем вербальность, то, что находится вне слов. Вот вам феноменология в высшем её проявлении.

Ирина Чубенко Сергеева   03.10.2023 14:42   Заявить о нарушении
вот ты даешь!!!

Валерий Кувшинчиков   03.10.2023 16:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.