гл. 12. Луна для пасынков судьбы
Даже на фоне остальных пессимистичных пьес драматурга, эта пьеса является, пожалуй, самой трагической и самой мрачной. Почти все её герои несчастные люди, страдающие от одиночества, совершенно беззащитные перед суровыми реалиями жизни. Не случайно автор называл их “пасынками судьбы“.
Пьеса, написанная в 1942 году, посвящена памяти старшего брата драматурга — алкоголика, неудачника и наркомана.
Наркомания – это, вообще, злой рок семьи О’Нила. Мать Юджина была наркоманкой, его брат Джимми умер от наркотиков,
его средний сын кочевал по больницам для наркоманов. Да и сам будущий драматург уже к двадцати годам опустился на самое дно, кочуя в алкогольно-наркотическом дурмане по грязным борделям и барам.
В 1967 году эта пьеса была поставлена Товстоноговым в ленинградском БДТ. Предполагалось, что главные роли будут исполнять Татьяна Доронина и Ефим Копелян. Представляю, какие бы страсти бушевали на сцене, если бы это состоялось. Однако к тому времени Доронина покинула театр. Роль Джози в спектакле сыграла Ирина Лаврентьева. Надо сказать, сыграла неплохо, хотя в её трактовке и не хватало экспрессии.
Как неприкаянный странник герой пьесы Джим Тайрон бродит по этой жизни, спиваясь и все глубже погружаясь
в депрессию, называя жизнь "дерьмовым балаганом" и мечтая поскорее уйти из неё тихо во сне.
-- Нет ни настоящего, ни будущего, – говорит он, -- одно только прошлое, которое повторяется снова и снова…
И никуда от него не сбежишь.
Отца, который с ним сурово обращался, он ненавидит. И только благодаря матери Тайрон хоть как-то держал себя в руках. Но после её смерти он потерял всякий интерес к жизни и пустился во все тяжкие. Виски, азартные игры и продажные женщины –- вот и всё, что заполняло его жизнь.
Если бы у него была шагреневая кожа, она давно бы уже превратилась в прогнившую ветошь.
Перед отъездом в Нью-йорк, где он должен получить большое наследство, Тайрон решил провести последнюю ночь
с Джози, отец которой арендует у него землю.
Тайрон представляет, как они с Джози будут сидеть на крылечке, и она разрешит ему положить голову ей на грудь.
Он ведь знает: она недотрога — и только распускает слухи о своём якобы вольном поведении. Этим она и дорога ему,
в отличие от других женщин.
Испытывая определённые чувства к Тайрону, в лунную ночь Джози делает несколько попыток к близости, но они пресекаются на корню. И хотя Тайрон много говорит о любви, но всё это пустые слова: любви с Джози он не желает. Тайрон настолько пресыщен доступными женщинами, что его от них просто тошнит.
Вообще-то разглагольствовать о других женщинах в присутствии особы женского пола -- это по меньшей мере неприлично. Не говоря уже о том, что таким образом он травмирует Джози и полностью выхолащивает свои любовные излияния.
Правда, кто-то из критиков написал, что Тайрон делает это из великодушия, чтобы не причинять девушке лишних страданий, но я в этом сильно сомневаюсь. Он уже давно приговорил себя к аду, лишь его душа, отягощенная грехом,
взывала к покаянию. Именно таким и предстаёт Е.Копелян в роли Тайрона в спектакле БДТ. Даже по земле он ступал как-то неуверенно, мягкими шагами, будто сомневался в её подлинности.
Выжженной алкоголем Тайрон чем-то напоминает пушкинского демона -- духа сомнения и отрицания, сбивающего человека с пути истинного.
"Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел”
Философские рассуждения Тайрона -– это рассуждения законченного циника. А веру Джози во всепобеждающую силу любви он попросту пытается растоптать.
-- Утром, когда забрезжит серенький рассвет в тусклом грязном оконце, -- говорит он. –- всё, что мы называли любовью, окажется всего лишь горьким похмельем. («как мало тех, с кем хочется проснуться»)
Вспоминаю историю, о которой рассказывали мне друзья. Молодой человек начал встречаться с худенькой рыжеволосой девушкой -- ласковой, приветливой, желанной. Правда, иногда в её голосе проскальзывали железные нотки, но он не придавал этому большого значения. Испытывая к ней симпатию, молодой человек даже стал подумывать о женитьбе.
Но как-то, проснувшись ранним утром, он взглянул на её профиль и обомлел, покрывшись мелким потом. Нос с горбинкой казался сильно вытянутым. Чужеродный, злобный, жестокий профиль с острым подбородком вызвал в нём ужас и холодный трепет. Девушку как будто подменили. Рядом с ним лежала не его зазноба, а самая настоящая мегера.
А ведь ещё днём она так простодушно улыбалась и заразительно смеялась.
«Невероятно! Где же были мои глаза?» –- изумился он.
После этой ночи они расстались.
-- Человек может дать только то, что имеет, -- словно оправдываясь перед Джози, произнёс Тайрон. -- Но если он несчастен, то ему и дать-то другим нечего.
Заметив, что Джози не оставляет попыток расположить его к себе, он резко меняет поведение и начинает смотреть на неё
с издевкой и вожделением:
-- Давай, лапочка. А зачем, по-твоему, я сюда пришел? Нечего перед собой выламываться.
(Подходит к ней и прижимается всем телом.)
А ты ведь милашка! Я давно на тебя нацеливаюсь. Любовь –- какая чушь! Я покажу тебе, что такое любовь. Я знаю, что тебе нужно, киска.
(Она смотрит на него с ужасом, он грубо её целует)
-- Пойдем, куколка, пойдем баиньки. (Толкает ее к двери.)
Джози расплакалась, не выдержав такого цинизма и унижения.
Однако, всепобеждающую силу любви, присущую женщине с самого рождения, не так-то просто вырвать из её сердца. Понимая это, Тайрон прибегает к крайнему средству. Он рассказывает Джози то, что он боялся кому-либо говорить.
Но он больше не может держать это в себе, ему необходимо излить свою душу.
“Я смотрел на мать, и что-то со мной случилось, -- вспоминал Тайрон. -- Я понял, что ничего не чувствую.
Я знал, что должен страдать, но ничего не чувствовал. Казалось, я тоже был мертвый".
Джози, испытывая к нему глубочайшую жалость, пытается его успокоить,
-- Джим! Не надо! Все прошло. Ты достаточно себя наказал. И ты был пьян. Ты не хотел…
Но он, не обращая на неё внимания, продолжает свой убийственный рассказ:
“Надо было привезти ее тело сюда, чтобы похоронить рядом со стариком. Я взял купе и заперся там с ящиком виски.
Она ехала в своем гробу в багажном вагоне. И сколько бы я ни пил, я не мог этого забыть ни на минуту. Наконец мне стало невтерпеж одному оставаться в купе. Казалось, в нем бродят призраки. Я сходил с ума”.
Затем Тайрон стал бродить по вагонам и, найдя проститутку, зазывная улыбка которой была холодна, как лапы у полярного медведя, за 50 долларов провёл с ней ночь.
После этих слов Джози от него отстранилась. А он добавил, что был так пьян, что даже не пошел на похороны матери.
Вот тут-то и наступил момент истины. У Джози открылись глаза.
-- Сама виновата, -- призналась девушка. -- Думала, что есть еще надежда. Не знала, что он уже умер, что эта пропащая душа пришла ко мне покаяться и найти покой, хотя бы на одну-единственную ночь.
=========================================
В приступе покаяния страдающий от одиночества Тайрон произносит фразу, которая прочно засела в моей памяти.
-- Когда я пришёл на эту землю, никто меня не ожидал!
Но подобные слова вместо него мог произнести любой обездоленный человек, любой пасынок судьбы. И таких людей,
к сожалению, довольно много. Ведь далеко не у всех есть заботливые родители и дружная семья, далеко не у всех отсутствуют проблемы со здоровьем; далеко не все обладают хорошими внешними данными, чтобы нравиться, имеют интересную работу
и нормальное жильё. А кто-то вообще всю жизнь не вылезает из нужды.
Эту фразу часто повторял один мой приятель –- бледный худощавый художник с абсолютно седой головой. Как-то мне стало любопытно, и я спросил его, почему он так говорит. Оказывается, во время блокады врачи уговорили его мать сделать аборт. Её измучила дистрофия -- она еле передвигала ноги.
В конце недели после работы мать с большим трудом добралась до Снегирёвки. Заметим, что многие роженицы из-за истощения этого сделать не могли: на некоторых улицах снега было по колено. Да и смертность во время родов в то время была очень высока.
Уже в лечебном заведении выяснилось, что мать забыла дома паспорт. По этой причине принимать её отказались. Посоветовали прийти в понедельник с утра. Мать посчитала это знамением, перепугалась и больше в роддоме не появлялась.
-- Когда я об этом узнал от доброжелателя, -- сказал художник. -- смертельная тоска поселилась в моей душе.
Выходит, что я случайно появился на свет. Горько это осознавать. И где бы я ни был, и чтобы ни делал, эта фраза не выходила
у меня из головы.
КОГДА Я ПРИШЁЛ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ, НИКТО МЕНЯ НЕ ОЖИДАЛ!
==============================================
Постскриптум. В 1975 году не стало Ефима Копеляна. В память о нём поэтесса Ольга Малаховская написала замечательное стихотворение "Луна для пасынков судьбы". Думаю, уместно его здесь привести.
“Забрезжит бледный серенький рассвет
Страницу жизни ночь перевернет
И кто-то рядом тихо скажет «нет»
И, не прощаясь, в тот рассвет уйдет
И унесет с собой свою печаль
Твою -– тебе оставит горевать
А так хотелось что-нибудь начать!
Душой оттаяв, сердце согревать
О, как, порой, мы верим в сны
Мечты, иллюзии и страсти!..
Луна для пасынков судьбы –-
Свиданий ложных соучастник...
Луна для пасынков судьбы!.. --
Твой свет неярок, луч так тонок!..
О, если б только знала ты
Как сердцу бедному он дорог!..
И для кого колдуешь ты
Игрой теней в дыму дурманном!..
Для тех, кто хочет верить в сны
Для тех , кто хочет быть обманут”
=============================================
08. 2023 год. СПб
=========================================
На моём Яндекс-диске есть песня на это стихотворение:
https://disk.yandex.ru/d/7TDJeONN9l_BzA
-------------------------------------------------
Рецензия
Очень грустный очерк о пасынках судьбы, Андрей!
Кого-то Судьба любит, а кого-то пинает, и от этого не спрятаться в скорлупу.
Вы правы: всё повторяется в жизни...
Со вздохом,
Элла Лякишева 17.09.2023
Пронзительны мои ощущения от прочитанного. Можно и меня отнести к "нежданным". Однажды "выдохнула" вслух:
-- Родители её не любили, они ею гордились.
И мне до сих пор стыдно за то, что вот так, наотмашь, сказала...
Наталия Матлина 09.09.
Добрый день, Андрей. Разбор поведения героев этого спектакля мне очень понравился.
Драматург со всей правдивостью показывает драматизм и даже трагизм таких молодых людей, как Джим Тайрон, которые родились случайно, не по желанию матери явились в этот мир.
А кто знает, может половина человечества так рождается, только материнский инстинкт во многих матерях потом пробуждается.
Ну, а в ком не пробудился, те, действительно, обрекают детей своих на несчастную жизнь, которые становятся пасынками судьбы.
Замечательный, талантливый актер Ефим Копелян мне с детства запомнился своими ролями в спектаклях и кино.
Жаль, что тоже рано ушел из жизни, как многие другие актеры.
Людмила Каштанова 19.08.2023 11:
По земле бродит много пасынков судьбы. Мы просто об этом не задумываемся. А жизнь становится всё тревожнее.
Андрей Жунин 19.08.2023
Тайрон - типичный нигилист. Жить надо настоящим и находить в нем что-то хорошее, тренировать позитивное мышление. Герой Омара Хайяма сумел в себе преодолеть это неверие, эти отчаяние и неприкаянность. Одно из последних стихов: "Сердца веселыми швырнем на сито жизни// И можно пылью стать под уличной метлой" о многом говорит. А вообще любопытная пьеса, при случае надо посмотреть.
Нина Алешагина 16.08.2023
Как-то странно слышать про Капеляна в роли прожжённого циника, наркомана и неудачника. Не знаю, как там в Америках, рядом со мной таких персонажей довольно. О них я тоже писал. Была девочка, красивая, тонкая, звонкая, но судьбу которой можно было предвидеть уже тогда, когда ей было тринадцать лет. В двадцать пять, родив двух девочек от случайных собутыльников, которых по-своему любила, бросив их на попечение старой бабушки (родители, прочно сидевшие на стакане, уже покинули к тому времени этот мир) захотела свести счёты с жизнью, прыгнув под машину. Неудачно.
Прожила ещё четыре года со сломанными ногами и раздробленным тазом в компании таких же девочек и мальчиков.
В тридцать скончалась глубокой старухой. Вопрос, который меня терзает -- что стало с её дочерьми, хотя ответ висит в воздухе. Прожигать жизнь, делать её ненужной - особый талант. Вокруг столько интересного, как можно не любить жизнь, и вообще не любить!
А исправить кого-то, изменить, вылечить любовью -- ничего глупее невозможно придумать. Человек приходит в этот мир с готовым характером. Макаренки, якобы давшие шанс беспризорникам начать новую жизнь -- выдумка. Насмотрелся я на выпускников детских домов: ни одной сколько-нибудь приличной судьбы.
Валерий Столыпин 16.08.2023
Как все непросто, неоднозначно...Не хочется судить, осуждать пасынков, Вы помогаете их понять, разобраться в душах. Жизнь сделала их циничными, ущербными. Очень сильное впечатление, ведь верно, нас никто не ожидает... Понимаю чувства художника, его боль...
С большим интересом ознакомилась с Вашей работой, убедительно, зрело.
Виктория Романюк 14.08.2023
Свидетельство о публикации №123092603088
