Метаморфозы. Полувенок сонетов. Английский сонет

     Сонет не совсем английский, ибо написан трёхстопным ямбом.
     Как и вдохновившее нас стихотворение
     Бориса Леонидовича Пастернака "Ночь" (1956 год).

     Остаётся добавить, как всегда, что полу-венок, в отличие от венка, состоит не из 15-ти, а из 9-ти сонетов.
 
     Из семи сонетов – которые своими первыми и последними строчками формируют магистрал (2х7=14), Восьмого – замыкающего (первая строчка – последняя строчка 7-го, последняя – первая строчка 1-го) и Девятого – Магистрала.

     При этом первые 8 написаны классическим английским сонетом, только трёхстопным ямбом исполненные.

     Магистрал же является классическим итальянским сонетом, правда тоже написанный трёхстопным ямбом.

     И, конечно, перечислить авторов:

     Николай Ошустович http://stihi.ru/avtor/aerobrother  ,

     Марина Морская 12 http://stihi.ru/avtor/marinamorskaya4 ,
   
     Юрий Лысенко-Раин http://stihi.ru/avtor/sailrain ,

     Наталья Гегер http://stihi.ru/avtor/nata1972

     Ну, а дальше, решать читателю были ли наши усилия напрасны или нет!!!!
 
                Итак…

                "Не спи, не спи художник!
                Не прерывай труда!"

                                     Б.Л.Пастернак

          Сонет - 1 - Парение (Николай Ошустович)

Парит воздушный замок
на нити подвесной,
парит сирени запах –
пронзительно земной,

Биг-Бен и воды Сены,
и Лондон и Париж,
твоей темницы стены,
и ты уже паришь....

И у тебя в ладонях,
дрожащих навесу,
парит картонный домик –
вещей земная суть.

Над пламенем зари –
проснулся и пари!

        Сонет - 2 - Попурри (Марина Морская 12)

Вспорхнули чувства гаммой:
мелодии картин
нестройной панорамой
восходят из руин.

Мотив безумно разный,
наполнил мир окрест,
тасует ноты – пазлы,
взвиваясь до небес.

Вскипели ритмов страсти,
отдав земному дань,
над хОррором ты властен
и, преступая грань,
кружатся попурри,
взрывая нерв внутри.

      Сонет - 3 - Нить (Наталья Гегер)

Лаская жадно лоно
пространственных орбит,
предательским изломом
передо мной парит
строка. Неуловима.
Пытаюсь ухватить.
Она лишь струйкой дыма
мне оставляет нить.

Цепляюсь осторожно,
внимаю по чуть-чуть.
И в свой рюкзак дорожный
раскладываю суть,

надеясь на гран-при,
проснувшейся зари.

     Сонет - 4 - Икар (Юрий Лысенко-Раин)

Серебряные звоны
слетают с куполов
подобные озону
в дыхании миров.

Я тот настой целебный
без остановки пью
и чувствую как крепнет
во мне моё "ай-кью".

Божественным Икаром
взираю с облаков
на этот мир усталый,
что умереть готов.

Но мысли – бунтари
врываются: "Замри!"

       Сонет - 5 - Маета (Николай Ошустович)

Нет места мне ночами
в хоромах: мне в стогу б!..
Касанья душ, печалей,
единства рук и губ
страшусь я в мире оном
(с женою ли, с сестрой...)
Капрал над легионом,
я поверяю строй.

Пусть,  до седьмого пота, –
в миру, как на войне,
но есть под сердцем кто-то,
кто просится вовне...

мечась во тьме внутри
от двери и к двери!

       Сонет - 6 - Голгофа (Марина Морская 12)

Смотри Христа очами!
Неси Голгофы крест!
Ты в дерзости отчаян
и ты богат, как Крез!

Вращать уполномочен
Луны янтарный шар,
оберегая ночи
свечением Стожар.

Перебирая звёзды
и, гладя Млечный Путь,
вдыхай свободы воздух,
не смея глаз сомкнуть.

Сияй, как алтари! –
гори, дерзай и зри!

      Сонет - 7 - Избрание (Наташа Гегер)

Как будто заключаешь
ты с музою контракт,
от ада и до рая
неся свой артефакт.

Очистившись в купели
обманчивой тиши,
качаешь в колыбели
гармонию души.

Ну, а потом мечтаешь
в сиянии планет.
И тьму ты принимаешь,
но выбираешь свет.

И, смяв календари,
ты с Вечностью пари.

       Сонет - 8 - Жажда творения (Юрий Лысенко-Раин)

Ты с Вечностью пари
заключишь не однажды
и, что ни говори,
страшнее нету жажды,
чем жажда волшебства
творения горенья,
ведь почки и листва –
одной цепочки звенья:
нежданно пробудясь
изысканны и нежны
вдруг обнажают связь
твою с собою прежним –

вне всех возможных рамок
парит воздушный замок.

              МАГИСТРАЛ

Парит воздушный замок:
проснулся и пари! –
Вспорхнули чувства гаммой,
взрывая нерв внутри!

Лаская жадно лоно
проснувшейся зари,
серебряные звоны
врываются... Замри!

Нет места мне ночами:
от двери и к двери!..
Смотри Христа очами,
гори, дерзай и зри,
как будто заключаешь
ты с Вечностью пари!

25-08-23   -   25-09-23


Рецензии
Доброе утро! Внесу в спор свою лепту! Я, в силу слабых пока знаний о сонетах, сразу нашла в интернете:

"Английский или Сонет Шекспира состоит из 14 строк, каждая строка содержит десять слогов и написана на пятистопный ямб, в котором образец безударного слога, за которым следует ударение, повторяется пять раз. Схема рифмы в сонетах Шекспира такова а-б-а-б, к-д-к-д, е-ф-е-ф, г-г; последние две строки представляют собой рифму или героический куплет."

По мне так это сонет, только в новой интерпретации трехстопным ямбом! А уж про последние две строки точно: героический куплет! Чего стоят: "мысли – бунтари!" Петровича, "над пламенем зари!" Николая, Наташины "смятые календари" и, даже не промолчу скромно, мой "взорванный изнутри нерв!" Каждое двустишие, как откровение и руководство к действию!
Это мои мысли дилетанта!
Друзья, всем спасибо за творческую совместную работу! В кипении страстей при создании этого полувенка, мы смогли выразить своё видение энергии горения творения!🌞🤩🔥🔥🔥🔥🔥

И ещё: переходя от сонета к сонету, мы, пишем очень созвучно, как-будто даём совет и позыв следующему автору, хотя установка была писать хоть о чём, только образно и необычно. Примеры:

"Над пламенем зари –
проснулся и пари!

Вспорхнули чувства гаммой:"

***

кружатся попурри,
взрывая нерв внутри.

Лаская жадно лоно
пространственных орбит,

***

надеясь на гран-при,
проснувшейся зари.

Серебряные звоны
слетают с куполов

***

И далее по всем сонетам! Плавность перехода мыслей очень заметна, хотя, в основном, мы писали практически одновременно, не ожидая предыдущего сонета!!! 🤩

Марина Алтайская   27.09.2023 04:31     Заявить о нарушении
Марина, спасибо за мнение. Но если ты полемизируешь со Славой, следовало писать в его рецензии, а то он может и не прочтет твою горячую полемику. А во вторых, определение сонета в инете на которое ты нарвалась верное, но неполное.
Слава не возражает против того, что у нас сонет в этом определении. И ему даже все равно, что ямб у нас трёхстопный. Однако для него сонет это что-то несколько большее, чем 14 строк зарифмованных определенным образом. Он по Алкоре определяет сонет. А там есть дополнительные требования к содержанию и построению. Ну почитай внимательно. Теза-антитеза-синтез-замок и т.д.
Я никогда такого не придерживался и все мои соавторы, включая А&О, тоже. Так что со своей колокольни он прав. Но он признал наши стихи отличными,хотя НЕДОСОНЕТАМИ.
. Спасибо ему за это!

Семинар Юрия Петровича   27.09.2023 10:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.