А9. Конкурс Верлибр

Здравствуйте, дорогие друзья, авторы и гости конкурсной площадки «Сетевой Клуб Поэтов»!

С вами ведущая Елена Чалиева.

Те из вас, кто регулярно заходит на нашу площадку, знают, что мы начали серию конкурсов на поэтическую технику. Два таких конкурса уже прошли: «Пиррихий», в котором мы оттачивали умение авторов использовать длинные слова в двусложном метре, и «Составная рифма», где тренировали этот интересный вид рифмы. Оба конкурса были для тех авторов, кто тяготеет к классической системе стихосложения. А вот любители верлибра остались без внимания. Исправляем эту ситуацию настоящим конкурсом, который так и называется «Верлибр». Ну а если кто-то из вас ещё не пробовал себя в этом жанре, то самое время написать первый верлибр. А вдруг понравится? Тем более что помогать вам будут в этот раз три принимающих редактора.

Сначала немного теории.

Многие авторы Стихиры пишут верлибры (а есть и такие, которые только их и пишут) или, по крайней мере, попробовали себя в этом жанре. Но далеко не все, хотя жанр сейчас активно развивается. Что препятствует? Думаю, что не только привычка к метру и рифме. Одно из главных препятствий – отсутствие значительной теоретической базы: если по классическому стихосложению написаны тома теории, то в случае верлибра этого нет. Более того, я задавала нескольким профессиональным поэтам один и тот же вопрос: «Что такое хороший верлибр?» Ответы были довольно расплывчатые, что говорит о том, что авторы при написании больше полагаются на свою интуицию, чем на твёрдую основу теории. Верлибрист при написании стихотворения как бы балансирует между прозой и классической поэзией наподобие эквилибриста, идущего по канату.

Сам термин «верлибр» произошёл от французского «vers libre», что в переводе означает «свободный стих». Так от чего же он свободен? Кажется, что от всего, к чему мы привыкли в поэзии – от чётко заданной рифмы и ритмической организованности. По мнению уважаемых наших литературоведов М. Гаспарова и Ю. Орлицкого, верлибр отличается от прозы только членением текста на строки неравной длины. Но означает ли это, что любой прозаический текст, если его разбить на строки, становится верлибром, в смысле «поэзией»? Нет, конечно. Верлибр – поэзия чёткой мысли и яркого чувства. Здесь не может быть стихов «ни о чём». И хотя метр и рифма, помогающая метру, отсутствуют (у каждой строки свой ритм), однако эта совокупность ритмов имеет свою интонацию. В этих требованиях и заключается сложность написания верлибров.

Попробую пояснить всё это на примере моего любимого верлибра Анны Ахматовой, написанного без малого сто лет тому назад. Не смотря на отсутствие метра и рифмы, которые и позволяют нам легко запоминать стихи, я запомнила это стихотворение наизусть с первого прочтения ещё в юности и помню до сих пор:

Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.
По-другому глаза глядят, и губы
Улыбаются другой улыбкой.
Я заметила это, вернувшись
С похорон одного поэта.
И с тех пор проверяла часто,
И моя догадка подтвердилась.

Как видите, в стихотворении есть необычная мысль-наблюдение (я бы даже сказала, «открытие») Ахматовой, изложенная в предельно лаконичной форме: попробуйте выбросить из текста хоть одно слово так, чтобы не поменялся смысл, – не получится. А если слова в строках переставить местами, что для прозы бывает некритично, то вся мелодичность куда-то пропадает, а это говорит нам о том, что в тексте есть внутренняя мелодия. Всё это и создаёт ощущение именно поэзии. Добавлю, что в верлибре могут присутствовать отдельные строки с метром или с рифмой, но их количество должно быть незначительно по сравнению с общим количеством строк (в упомянутом стихотворении первая строка – амфибрахий).


А теперь вернёмся к нашим баранам (то бишь непосредственно к нашему конкурсу).

Итак, объявляется конкурс «ВЕРЛИБР».
ЗАДАНИЕ КОНКУРСА:

Присылайте свои старые или новые стихотворения (кроме поэтических переводов), написанные верлибром. Тема стихов – произвольная.

Запреты – обычные на нашей площадке: нецензурщина, порнография, пошлость, политика и СВО.
Объём текста – не более 40 строк.
От одного автора принимается 1 произведение. Возможна одна замена стихотворения, но только на этапе приёма ведущей.
ВАЖНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
В тексте допускается некоторое количество строк с метром и рифмой, но их количество не должно превышать четверти от общего количества строк. Стихопроза и белый стих не принимаются. Только стихотворные тексты, где свободный стих составляет не менее 75 процентов по количеству строк. Спорные случаи решаются принимающими редакторами.

К участию и голосованию приглашаются ВСЕ АВТОРЫ сайта Стихи.ру, зарегистрировавшие свою страницу не позднее 01.06.2023 года.

ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией к этому анонсу конкурса по следующей форме:

— НАЗВАНИЕ стихотворения;
— ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
— ТЕКСТ стихотворения.

Представляя произведение на конкурс, автор может сделать ремарку «Без обсуждения». В этом случае в ходе конкурса, в том числе при голосовании, его стихотворение обсуждаться другими авторами не будет. Особо чувствительных к критике и ранимых авторов призываю воспользоваться ремаркой непременно, а то потом не жалуйтесь.

ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ до 21:00 мск 7 октября 2023 года.

Этот конкурс будет проходить по правилам наших тематических конкурсов (хотя это конкурс без заданной темы), которые традиционно проводятся в ДВА ЭТАПА.
На ПЕРВОМ этапе осуществляется приём заявок ведущей конкурса (т.е. мной), которая следит за формальной стороной: правильностью оформления заявок, за тем, чтобы представленные на конкурс стихи не нарушали запреты нашей площадки (см. выше), ограничения по объёму текста и соответствовали заданию конкурса. Затем со стихами начинают работу ПРИНИМАЮЩИЕ РЕДАКТОРЫ. В этот раз в связи со сложностью темы их будет ТРОЕ:

Поэтесса Ирина Жизневская – http://stihi.ru/avtor/irinazhiznewsk;
Поэтесса Алисса Росс – http://stihi.ru/avtor/alissaross;
Руководитель нашей Творческой мастерской Валерия Салтанова – http://stihi.ru/avtor/SALTAN.

Принимающие редакторы могут, но не обязаны, высказывать своё мнение о конкурсных стихах, давать советы авторам по их улучшению. Авторы, прочитав советы, имеют право ими воспользоваться и отредактировать стихи, поданные на конкурс. Редактирование осуществляется прямо в рецензиях, но только до окончания приёма заявок. Задача принимающих редакторов – помочь авторам при необходимости доработать поданные на конкурс стихи, чтобы они могли пройти во второй этап конкурса (попасть в лонг конкурса).

ВАЖНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Я уже писала в предыдущих своих статьях, но хочу ещё раз напомнить авторам, которые любят обсосать каждое слово в своём детище, что в ленте приёма конкурса никаких «простыней» с обсуждением быть не должно: принимающие редакторы кратко пишут свои впечатления и советы, а авторы САМОСТОЯТЕЛЬНО при необходимости и желании корректируют свои стихи.

После прочтения всех стихов и окончания приёма заявок принимающие редакторы составляют СПИСОК СТИХОВ (ЛОНГ) для народного голосования. Традиционно на наши конкурсы поступает много стихов с высоким художественным уровнем, но, несмотря на это, из-за ограниченного объёма лонга не все они смогут в него войти, а только лучшие из лучших. То, какие произведения войдут, и их общее количество в лонге будут определять принимающие редакторы на основании результатов их непубличного голосования. Четвёртым голосующим выступит один из членов редакции Клуба. Решение о включении в лонг каждого произведения принимается простым большинством голосов редакторов.

У каждого из четырёх голосующих редакторов есть право на одну квоту, по которой он может дополнить лонг конкурса любым стихотворением на своё усмотрение, в том числе своим. Если редактор захочет использовать квоту для стихотворения, которого не было в конкурсных заявках, то должно быть получено письменное согласие автора этого произведения в рецензиях.

После формирования и публикации лонга начинается ВТОРОЙ этап – будет объявлено НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ (с участием эксперта) по принципу «один голос – один балл» (голос эксперта – 10 баллов). Голосование добровольное.
Подробнее о порядке голосования будет написано в анонсе голосования, в котором также будет объявлено имя эксперта этого конкурса.

ПРИЗЫ:
1 место – 2000 стихобаллов;
2 место – 1500 с/б;
3 место – 1000 с/б;
4 место – 500 с/б.

Все авторы, занявшие призовые места в наших конкурсах, становятся резидентами «Сетевого Клуба Поэтов» и включаются в список «Избранные авторы» нашей площадки (для тех авторов, кто не являлся резидентом Клуба до этого конкурса). Резиденты имеют право быть принимающими редакторами и делать отбор произведений в лонги, а также участвовать в конкурсах с пометкой «только для резидентов СКП».

Участие в конкурсе бесплатное. Но редакция СКП заранее благодарна за любую вашу поддержку нашей площадки стихобаллами, которые мы будем использовать для проведения следующих конкурсов. Их можно перечислить на логин omut902.

Итак, жду заявки с вашими лучшими верлибрами.
А пока – пока!

Ведущая конкурса Елена Чалиева, моя страница – http://stihi.ru/avtor/chalieva.
Картинка из интернета.


Рецензии
Друзья, время приёма заявок на этот непростой конкурс истекло, и я закрываю приём. Прошу авторов больше не редактировать конкурсные стихи до окончания конкурса, так как я начинаю формирование лонга. Второй этап конкурса (народное голосование за стихи лонга с привлечением эксперта) будет объявлен отдельной публикацией в ближайшие два дня.

Напоминаю тем, кто забыл заглянуть в наш Календарь конкурсов, что завтра на нашей площадке стартуют сразу два «свежих» (по выражению одного автора) конкурса: авторский Илины Гумер «Один на один» с экспертом (имя узнаете завтра) и мой тематический (тему тоже держу в секрете до завтра).

До скорой встречи!
Редактор СКП Елена Чалиева.

Сетевой Клуб Поэтов   08.10.2023 09:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.