Александр Пересвет
«Одесную стоять иль ошуюю?
решал перед сраженьем Пересвет, -
чтоб лучше подобраться к Челубею
сильней которого на этом свете нет…
Когда копьё свирепого врага
на много твоего копья длиннее
нет способа иного, чтоб плотнее
приблизиться к нему на три шага.
Но как? Древко тяжёлое такое -
не удержать в любых других руках,
не знает витязь, что есть Божий страх…
С конём его не справятся и трое.
Убитых им богатырей десяток,
а ратников, как звёзд не сосчитать,
но Пересвет обязан устоять,
чтоб жил народ от святок и до святок.
На поединок в дорогих шелках,
он выйдет, супротив я буду в схиме,
давно я не боярин , а монах
и Бог, надеюсь чадо не покинет.
Сойдёмся грудью в грудь, лицом к лицу,
он ждёт атаки с фланга, а не с фронта,
пусть знает их Мамай, с копьём к донцу
не ходят, нас поганые не троньте!
направить на него коня возможно
лишь в лоб , чтоб с центра нанести удар,
меня пронзит копьё , но всё ж не должно
мне спасовать. Князей или бояр
не посрамлю. Здесь у реки Непрядва
знаком мне каждый склон и каждый яр,
пусть сгину, но со мною Божья правда
и если нужно на её алтарь
сложить сии не хитрые пожитки
в сём диком поле, значит быть тому,
не мне судить , а Богу одному
сии приобретенья и убытки.
Меня сподобил Сергий и Ослябю,
и если здесь должны мы лечь костьми,
затем , чтобы добыть народу славу,
то значит были мы его детьми.
По нам молебен братия отслужит,
как надлежит , и Бог авось простит,
а если кто по нам и занедужит,
поймут, что не могли их осрамить,
не выполнить своё предназначенье.
Рассеяны последние сомненья,
мы оставляем их затем, чтоб жить
могли они , рожать детей , любить
на этих долах, и на этих нивах
во дни отлива Дона и разлива.
Не зря же , мудрый старец говорит,
что князь московский хана победит.
Святому старцу дадено виденье
от Божьей матери, Мамая и орду
здесь поджидает только пораженье,
начало тут и я к нему иду!»
И грянул бой и кровь лилась рекою,
и Челубей был выбит из седла,
и смерть его немедленно нашла,
убит он Пересвета был рукою.
Наш богатырь смертельно ранен тоже,
могучий конь его едва довёз
до стана , на глазах бледнеет кожа,
Ослябя рубит, колит – не до слёз.
С небес сошли невиданные муки,
ряды дружинников редеют каждый час,
поляна переходит много раз
из наших рук в поганых руки
Хан за приказом шлёт ещё приказ
разрозненным войскам соединиться…
Засадный полк в густом лесу таится,
Московский князь садится на коня…
Кровавую заканчивая жатву
иной аспект приобрела война,
на поле Куликовом государству
путь показать она была должна.
Светило покидало небосвод,
и стаей чёрной нависали птицы
над дикой степью. Русские зарницы
блистая речку, переходят в брод…
И хан, почти поверивший в победу
обескуражен, и бежит стремглав,
а русичей полки идут по следу
его полков – повержен Голиаф.
От Дона в степь бескрайнюю по склону
несолоно хлебавшие враги
уходят , князь поставит у реки
тогда ещё незримые заслоны…
Великий князь стал Дмитрием Донским,
и православными был признан
благоверным,
его деянье признано святым,
и Пересвета и Осляби мощи
хранятся в назидание живым,
однажды смертью смерть свою поправши.
Бояны песни посвящают им,
а Житии всегда о настоящем.
Свидетельство о публикации №123092202522