Реформатор

Реформатор.
 
Посвящено великому реформатору, медику
16 века – Парацельсу.

Первая часть.

В конце годов восьмидесятых,
Прошлого века вышел фильм,
«Вход в лабиринт». То, по роману,
Братьев Вайнеров. Про врача.

Про врача немца – Парацельса.
Но это псевдоним его.
Врачом новатором он был там,
Вечно гонимым в годы те.

(Имя его – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст
Фон – Гогенгейм)

По фильму все переживали,
За судьбу Парацельса там.
Он, основоположником был,
Новых медицинских идей.

1493 год

Будущий врач этот родился,
В швейцарской деревушке Эгг,
Округа Айнзидельн, у перевала,
Эцель. В общем в бедной семье.

Отец Вильгельм Гогенгейм был там,
Бедным врачом, но с знатного,
И разорившегося рода,
Из рыцарей, из Швабии.

Всю жизнь он посвятил науке,
И сына своего назвал,
Он Теофрастом. Носил имя,
Ученик Аристотеля.

(В честь него и назвал сына)

Учителем он станет первым,
Будущего тоже врача,
Сына. И дом тех Гогенгеймов,
Библиотекой славился.

(Она была очень большой и большую часть составляли
Труды знаменитых АХИМИКОВ, и врачей. С трудами
Гиппократа и Авиценны Парацельс познакомился в детстве)

Когда 9 лет было сыну,
Отец лишился практики.
И они с сыном перебрались,
В Каринтию, юг Австрии.

(Мать Парацельса умерла за несколько лет до того)

Он при монастыре получит,
Место врача. А сын его,
Теофраст там поступит в школу,
(В воспоминаниях плохих).

Благочестивые там братья,
Наказывали жестко их,
Там за провинности любые,
Смирение им прививав.

(И послушание)

Учение недолго длилось,
В 16 лет продолжил он,
Учёбу в университете,
Базеля. И закончит тот.

Он в монастырь в Вюрцбург поедет,
Святой Иаков звался тот.
Образование продолжить,
В нём настоятель стал учить.

(Иоганн Тритемий – алхимик, медик, астроном и маг)

Но погружаясь в мир тех знаний,
Юноша начал понимать,
Что не всегда там в этих книгах,
Прописана истина дел.

И авторы там заблуждались,
Ошибки делали как все,
Простые люди…  Встречал часть,
Неточности в книгах таких.

Спустя несколько лет, поедет,
Теофраст тот в Италию,
В город Феррара, поступить чтоб,
В университет, что там был.

Тут тоже нелегко придётся,
Ему. Жил в общежитии,
Студентов. Где был вечный голод,
Безденежье также тогда.

Но он прилежно занимался,
Штудировал науки все.
И наконец получит степень,
Доктора медицины он.

Вторая часть.

(В 1517 году)

Но Теофраст был недоволен,
Образованием своим.
Его качеством. Ведь в те годы,
Учат догмам, канонам лишь.

(Заставляли профессора учить наизусть тома
Авиценны и цитировать на память трактаты Галена)

А Теофраст считал, что медик,
В своей работе должен был,
Если он был всё ж настоящим,
На опыт опираться свой.

(Свободные исследования и личные наблюдения)

И он занялся тогда этим,
Покинув университет.
Следующие десять лет он,
Провёл в различных странствиях.

И он объедет всю Европу,
В Московии аж побывал.
И он был на Ближнем Востоке,
И в Северной Африке был.

Везде перенимал он опыт:
Местных врачей, учёных там,
Знахарей, травников, ведуний,
И народных целителей.

В те годы же кругом царила,
Антисанитария там.
Наркоза не было в помине.
Как, делать операции?

Своеобразной лотереей,
Являлась операция,
Шансы были в живых остаться,
У больных тех невелики.

(Кто решался на хирургическое вмешательство)

И потому Гогенгейм ставил,
Во главу угла своего,
Лечения всех – ТЕРАПИЮ,
Лекарства, мази применял.

(Которые он сам изобретал)

За время своих путешествий,
Алхимией и астрологией,
Увлёкся Теофраст. Добившись,
Успехов на тех поприщах.

В Константинополе, когда был,
Работал долго в мастерской,
Он, Трисмозина Соломона,
Алхимик – выдающийся.

(Якобы, он с ним изобрёл ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ,
Что мало вероятно)

А если б это было правдой,
То обладая «камнем» тем,
Бессмертны были б и богаты,
Но это далеко ни так.

Всё время он был там без денег,
И умер, не дожив тогда,
До пятидесяти лет. Это,
Всё об обратном говорит.

1526 год

Теофраст фон Гогейнгейм всё же,
Решил остепениться там.
И в Страсбурге он поселился,
Свои труды стал издавать.

Первые свои сочиненья,
Астрологические атласы,
Подписывал их псевдонимом:
Он уже там, как – ПАРАЦЕЛЬС.

(Есть версия, что так его прозвали ученики.
Сравнивая его с древнегреческим врачом –
Корнелием Цельсом)

Парацельс - будет же с латыни:
«Подобный Цельсу». Так им стал.
В Страсбурге пробыл он недолго,
Характер неуживчив был.

Сумел за срок этот короткий,
Поссориться со всеми там.
А именитых врачей местных,
Он всячески там обзывал.

(Ослами и пробковыми дубами)

И вот он в Базель перебрался,
Сначала всё неплохо шло.
И даже получил он место,
Профессора. Лекции вёл.

(В местном университете)

Третья часть.

По медицине читать начал,
Их… на НЕМЕЦКОМ языке…
Скандал там самый настоящий,
Вызвал сей факт, что сделал он.

По всем традициям учебным,
Должны все лекции читать,
Лишь на ЛАТЫНИ. Парацельсу ж,
Не было дела до тех норм.

Вскоре на него ополчились,
Местные все аптекари.
Их назовёт скандалист этот:
«Неучами бездарными».

(Заботящимися лишь о своём кошельке)

Предпочитал он тогда делать,
В своей лаборатории,
Необходимые лекарства.
Не шёл ни с кем на компромисс.

И потому ему придётся,
Перебраться в город Кальмар.
Здесь он чуть было не попал вдруг,
На костёр ИНКВИЗИЦИИ.

Целители местные знали,
О репутации его,
Скандальной…  И на Парацельса,
Донесли куда надо там.

(Как на мага и чернокнижника)

К счастью суда он избегает.
Так как влиятельных тогда ж,
Там покровителей хватало,
И возьмут под своё крыло.

Один с людей тогда достойных,
Архиепископ Зальцбурга,
Предложил ему перебраться,
В его владения тогда.

(Заступничество князя Церкви гарантировало
Парацельсу полную безопасность)

И он принял то предложенье,
С радостью. Наконец зажив,
Спокойной жизнью. Был свой домик,
Лаборатория своя.

(И несколько своих учеников)

Но поговаривали всё же,
Что с ними обращался врач,
Не лучшим образом.  И так же,
Не делился знаниями.

(Крайне неохотно давал их ученикам)

Условия жизни, которых,
Плачевными являлись там.
О них оставил он и запись,
Какими они были там:

«…Платья носят грубые, кожаное, шкурой либо
Фартуком завешанное о кои они руки вытирают,
Пальцы свои в угли, в отбросы и всяческую грязь
Суют, а не в кольца золотые и, подобно кузнецам
И угольщикам, закопчены»

Но всё ж ученики все эти,
Наставником гордились тем.
И про него же небылицы,
Рассказывали всякие.

«Мол, владел философским камнем,
И мог по воздуху летать…
Искусственного человека,
Вывел в лаборатории.

ГОМУНКОЛОМ – его назвали.
Конечно, это байки всё,
Современному человеку,
Трудно поверить в это всё.

В судьбе ж этого Парацельса,
Сыграли роковую роль,
Они тогда. В Зальцбурге тоже,
Имел завистников тогда.

Открыто те не выступали,
Предпочитая собирать,
Все «небылицы». И решили,
Избавиться всё ж от него.

Четвёртая часть.

Сентябрь 1541 года

Был приглашён врач на пирушку,
В таверну «Белый конь». Когда ж,
В подпитии он находился,
Напали люди на него.

Его враги их там наняли.
И драка завязалась там.
С лестницы ж сбросят Парацельса,
О камень он ударится…

(Лежащий внизу)

Повредит череп от паденья,
Ударившись о камень тот.
Через три дня, Парацельс умер,
Закончит жизнь великий врач.

Его похоронят на приходском кладбище города
Зальцбурга, расположенного возле церкви
Святого Себастьяна.

Учения Парацельса:

Он противопоставил учению Гиппократа, Галена,
Авиценны – «спагирическую» медицину, созданную
На базе Учений Гиппократа.
Он учил, что живой организм состоит также из ртути, серы,
Всяких солей, которые составляют все тела на земле,
Когда человек здоров – то они находятся в равновесии друг
с другом, а болезнь – это преобладание одного над всеми, или
недостаток одного из них.
Парацельс первым начал применять химические средства.
Его считают предтечей современной ФАРМАКОЛОГИИ.
Фраза его: «Всё есть яд, и ничуть не лишено ядовитости.
Одна лишь ДОЗА, делает яд НЕЗАМЕТНЫМ. (Всё яд, всё –
Лекарства. Всё определяет доза)
Он учил, что человек это – МИКРОКОСМ.
Что человек производится Богом, из «вытяжки» целого мира
 и несёт в себе образ Творца. И что не существует ни каких
запретных знаний, Человек обязан исследовать все сущности
не только в природе, но и за её пределами.
Что человеческая сущность включает в себя 7 элементов.
Он применил идеи Агриппы. Составил алхимические сочинения.
Исследовал металл – цинк.

Про него считают, что он, как Мартин Лютер был в религии,
Так он стал реформатором в медицинской теории и практике.


Рецензии