Сергей Дягилев - Данко русского искусства

Сегодня я хочу вам рассказать о человеке…
Которого устраивала жизнь, лишь если в ней творятся чудеса.
«Ему подобных, - говорят, не появлялось больше века».
Новатор, модернист и кладезь умного словца.


Характеристики ему из уст известных личностей
Давались так, что непонятно было гений он или злодей.
Он «Дьявол во плоти», «Священный монстр», очаровательный и фееричный.
А воплощеньем этих качеств был никто иной, как Дягилев Сергей.


Розовощекий юноша немного дворянин,
Он вырос в окружении прекрасных книг, произведений и картин.
Приехал из Перми он в Питер на юриста поступать,
Но уготовано судьбою было импресарио ему великим стать.


Прекрасный имиджмейкер с тонким вкусом, улыбался мило,
Легко знакомился и чувствовал людей, в которых скрыт талант.
Красивая седая прядь волос, причиной стала прозвища «шиншилла».
Благодаря ему в искусстве заискрился не один чистейший «бриллиант».


Любил он громко петь, но у друзей закладывало уши.
Пытался сочинять мелодии, но Римский -Корсаков его критиковал.
Однако удалось ему затронуть и сердца, и души,
Когда журнал с названьем «Мир искусства» заново он основал.


Концепция журнала изменилась кардинально.
То был не скучный фолиант, а разноцветный альманах.
Дар привлекать к работе гениев у Дягилева развит был феноменально.
Журнал стал освещать искусство разных стран и рейтинг его вырос на глазах.


Сергей оставил место в императорском театре, не жалея.
Стал развивать искусство, не расшаркиваясь в преферансах.
Он понял, что есть «три кита» успеха у любой затеи.
Художественный замысел, активная реклама и финансы.


Дальнейшим шагом стало покорение Европы,
Там русских варварами называли, знали только Глинку, Достоевского, Толстого.
А в 1906-м в Париже заиграл калейдоскопом
Салон Осенний русскими картинами с высоким качеством решенья цветового.


В основу замысла вошли работы и Венецианова, Левицкого, Брюллова,
Из современников Коровин, Рерих, Бакст, Грабарь и Бенуа.
Все залы и рекламные буклеты были выверены и оформлены толково.
Так, что все критики признали шедевральность русского искусства амплуа.


А следующие два года над просторами Европы,
Гремели русской музыки волшебные мотивы из различных уголков.
Француз рукоплескал, а с ними немцы, англичане вторили синкопе,
Когда Шаляпин "жег" со сцены мощно, грозно, словно настоящий Годунов.


Ну а потом пришла пора Сезонов русских.
Великий импресарио шаблоны "рвал на раз".
Он прорубил окно в Европу Дягилевским методом преподносить искусство.
Ему стандарты старые все были «не указ».


Роль главная в балете раньше отводилась балерине,
А танцовщик ее носил, поддерживал словно безусый нянь.
Но Дягилев гармонию и жизнь вдохнул, дав партию мужчине.
Балет "заговорил", расцвел, когда соединились "Инь" и "Янь".


Однако хореографам пришлось немало потрудиться,
Чтобы поставить танец исходя из новых перспектив.
Костюмы абсолютно отличались от заезженных традиций.
А декорации усиливали театральный креатив.


Раздался звон, пора начать балет
Французы стихли в сей момент,
Открылся занавес, а там,
Красоты новых ярких декораций, что подобны небесам.


Все онемели от нахлынувшего восхищенья,
А это было лишь начало представленья.
Париж совсем не ожидал,
Что русское искусство всех сразит их наповал.


На сцену вышли танцовщицы, в блестящих платьицах девицы.
За ними всем на обозренье, в жакетах вышли, как виденье,
Мужчины, утопая в роскоши велюра,
Предстали перед зрителем, словно ожившая гравюра.


Чтоб для Сезона написать красивую афишу,
Серов часами наблюдал за репетицией, фиксируя «плие», потом «батман».
Он уловил прыжок и взмах руки, стремление подняться выше.
Нарисовал так, что афиша привлекала больше, чем актриса парижан.


Художественный замысел у каждого балета
Сергей оттачивал с художниками до последнего акцента.
Имея интуицию и "чуйку" на успех,
Его экспрессия и смелые идеи часто в шок ввергали всех.


Прекрасный классик консерватор Александр Бенуа,
Который чтил каноны историзма,
Порою спорил, утверждая, что Мир не сошел с ума,
И декорации с костюмами тут не приемлют экспрессионизма.


Но Дягилев был непреклонен и уперт,
Ему был нужен хайп, скандал и новое дыханье.
Авангардисты Гончарова с Ларионовым искоренили поисковый дискомфорт.
И русский колорит у «Золотого петушка» в Европе получил заслуженно признанье.


«Сезоны русские» не только вызывали восхищенье,
Но и манили заграничных модниц подражать
Леоном Бакстом в «Клеопатре» созданным твореньям.
Им нравилось в полупрозрачных шароварах и тюрбанах «зажигать».


Балет-скандал «Весна священная» работы Рериха включил.
На сцене декорации отождествляли и свободу, и простор.
Орнамент русский и медвежьи шкуры иностранцев очень возмутил.
Кто хрюкал, блеял, кто смеялся, кто-то в рукопашную пошел, чтоб дать отпор.


Был Рерих оскорблен, а Дягилев доволен:
«Вот это настоящая победа! И пускай себе свистят!»
Друг понял, что такой ответ у публики был искренне непроизволен,
Зато потом оценят и полюбят, и восторженно заговорят.


И даже когда в ДХШ 2 идет
Знакомство с Сезонами русскими в классе.
Глаза загораются, мозг выдает
Идеи костюмов, как будто мы асы.


Конечно, мы учимся в школе пока,
И опыт декора у нас небогатый.
Но дух победителя греет сердца.
Никто не боится дерзать, все согласны.


И множатся пачки эскизов на полках:
Жар-птицы, и Фавны, афиши и фон.
И может средь нас кто-то ждет втихомолку
Свой шанс, чтоб украсить Осенний салон.


Мне очень понравилось делать работу.
Себя посвятив изученью того,
Кто смог вопреки, став почти что банкротом.
Подняться в профессии так высоко.


Прожив его жизнь, изучая архивы,
Стал Дягилев в чем-то в пример для меня.
Он создал себя, а искусство дал миру.
Свободу, культуру, талант единя.


Как надо подать, чтоб шедевр «заиграл»,
Знал Дягилев, многим помог «быть на стиле»
Как Данко, он сердцем им путь освещал.
Вот только его не всегда все любили.


Он отдал все силы, искусству служа,
Россию он поднял в глазах всей Европы.
Он русский! Он всех победил без ножа!
И больше никто не назвал нас «холопы».


Рецензии