Это птица гамаюн. Надежду подаёт!

Иди ты, моё златко - неси наши стяги кресью...



Иди ты, моё златко, неси наши стяги - "кресью".
Без воли и сдоба не сладка, и враз замолкает песня.

Иди ты, мой княже-златко, крути железовье - кресью,
Коль небо вошло во хмары, и солнце луной в поднебесье.

Иди, добрый путь, златко. Не жмись по углам во схронце.
Невиданный ворог ноне заплеча конем наезжает на солнце.

Иди... но вертайся, златко...

___________________

В русском фольклоре есть две птицы, которые могут служить прообразом, как принято считать,  арабской птицы Рух [http://stihi.ru/2023/09/18/6703 ]- обе они, как ни странно, связаны с темой Христианства: "Страфаил-птица, прикрывающая своими крыльями мир" (см.: Памятники... Т. П. С. 349—350; Бессонов НА. Калики перехожие: Сборник стихов и исследование. М., 1861. С. 273)

Почему? Потому что окончание "-ил" обязательно для всех главных архангелов (Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил). Как помним до грехопадения десятого ангельского чина [Палея Толковая] - Сатанаил так же имел в своем имени "-ил".

Одна из птиц связана с водной стихией и следом с Луной - "Ночная птица". В белорусском: "рущыць с поунi" говорят об убывающей луне.

Вторая - связана с огненно-водной стихией (точнее с плазмой, я думаю) - это "Дневной Птах". Образ солнечной птицы подробно разработан в других библейских апокрифах. В "Книге Еноха" создан образ Феникса, пению которого вторят все земные птицы, приветствуя утренний выход Солнца (Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного // ЧОИДР. 151)

Источник: Конь - так же атрибут в русском фольклоре Солнечного Культа, и во многих культах огненный конь способен подняться на Небеса, превращаясь в птицу.

"Классической страной, где издавна водились кони и откуда они, вероятно, распространились по всему миру, была Индия. И действительно, в ведической религии мы видим наиболее полное развитие коня-огня в лице бога Агни. Вот как Ольденберг описывает церемонию возжигания священного коня: "Старший жрец приказывает одному из подчиненных жрецов: "Приведи коня". Конь стоит около того места, на котором должно происходить трение огня, так, чтобы он взирал на процесс трения… Нет никакого сомнения, что конь есть не что иное, как воплощение Агни". Здесь конь взирает на трение, но в ведических гимнах он добывается из огнива: "Агни, которого новорожденным произвели путем трения две палочки" (Ригведа). Агни не только по очень многим деталям, но и по существу, по своей основной функции совпадает с конем. Он — бог-посредник ("вестник") между двумя мирами, в огне отводящий умерших в поднебесье."
[Исторические корни Волшебной сказки. Пропп Владимир. 10. Огненная природа коня]


Рецензии