Часть 3 Подводная гвардия. Вступление

       
                «Годы  уйдут  за  эпохами  длинными,
                Будет  Отечеству  вспомнить  о  ком,
                Вы  возвратитесь  к  потомкам   былинами
                Славой,  мечтой  и  святым  родником!»


   Подводные Силы Северного Флота созданы 1 июня 1933 года. Они состояли  из отдельного дивизиона подводных лодок, в состав которого вошли ПЛ ПЛ: «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец». К 1939 году Подводные Силы Флота пополнились лодками типа «Щука» и «М», а к августу 1940 года подводными крейсерами типа «К». Первое боевое крещение Подводные Силы СФ получили в период Советско-финской войны. Они несли дозоры, вели разведку и охраняли  подходы  к  основным  базам  Флота. 
   В период Великой Отечественной войны подводные лодки СФ  успешно решали задачи по пресечению вывоза стратегического сырья из губы Печенга и нарушению коммуникаций вдоль норвежских берегов. Выполнялись и другие задачи. Около 50%, это где-то  10–12 ПЛ погибли по неизвестным причинам. По нашим оценкам, которые мы проводили в штабе 23 дивизии ОВР СФ, лодки в основном погибли на электрических якорных минах (типа нашей мины УКСМ)  в  районах  позиций  у  норвежских берегов
   В послевоенные годы Флот пополнился новыми дизельными и атомными ПЛ, которые добились паритета на море и вышли в океан. Мужество, Смелость, Беззаветность, верность  Долгу и Отечеству – вот основа, на которой держался  Подводный Мир. Слава подводникам!
   В мирное время с 1939  по 2003 год на Северном флоте погибло 10 лодок – 5 дизельных и 5 атомных, из них 2 в базе. Следует заметить, что Нарком
Н.Г. Кузнецов не сдавал своих командиров (пример гибели «Щ-424», где командиром был капитан 3 ранга К. М. Шуйский). Нарком не сдавал и Комфлотов. Кстати, Сталин тоже входил в обстоятельства и разбирался, где вина командира, где вина стихии и где вина власти. Из 16-ти Комфлотов, начиная с К. Душенова и заканчивая
Г. Сучковым – шесть  Комфлотов  на  СФ  были сняты  со  своих  должностей,  а  один  из  них – К. Душенов репрессирован. За аварийность на СФ сняты:
В. П. Дрозд, В. И. Платонов, А. Т. Чабаненко, А. П. Михайловский, В. А. Попов,
Г. А. Сучков. Удивительна избирательность власти при наказании  Комфлотов! Например, за гибель в апреле 1970 года ПЛ «К-8» никто не наказан, а  Комфлот
С. Лобов  назначен Помощником  Начальника  Генштаба  по  ВМФ. За гибель «К-219» в октябре 1986 года и ПЛА «Комсомолец» в апреле 1989 года практически никто не наказан – один из Комфлотов впоследствии  стал Первым зам. Главкома, а другой умудрился стать Главкомом. Гибель ПЛ в мирное время – это не рок и не неизбежность, а цепь непредотвращённых случайностей, на 99% - человеческий фактор. Только высочайшая ответственность  перед  Флотом, не только командования Флота, но и власти, способны  исключить гибель ПЛ в мирное время. Пример тому – организация БП  и использование ПЛ в период с 1971 по 1985 год, когда не было гибели ПЛ и была самая высокая напряжённость сил Флота. К сожалению, прошлое не учит, а те, кто приходят к управлению Флотом, из прошлого выводов не делают.


Рецензии