Григория паламу отлучили от церкви за многобожие и

«Если на сердце нет радости,
значит, там прилег дьявол»
 - святой Иоанн Кронштадтский.

Святой Григорий Палама (1296 - 1359), исихаст, афонский аскет,  которому посвящена вся вторая неделя великого поста,  в 1344 был отлучён от Церкви. За что? Думаете за проповедь нетварного света? Нет за политику.

Отец Григория был крупным чиновником, при императоре Андронике Втором Палеологе (1282-1328). Император хотел, чтобы Григорий посвятил себя государственной службе, но он, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую гору Афон.
Там Паламу научили умной молитве, это когда молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго» соединяется с дыханием и концентрацией внимания на теле.
Эта техника происходит от слова исихия – тишина, молчание, безмолвие. Она не была тогда ещё принята церковью и имела прикладной характер как практика для продвинутых. Палама посвятил исихазму себя полностью. Пять дней в неделю он молился умной молитвой, в пещере, над горным ручьем. В субботу и воскресенье приходил в монастырь для участия в общем богослужении. Проведя так годы, он учил, что Богообщение есть должная и необходимая часть жизни каждого христианина. Он возвращал Бога отдалённого догматами и богословскими спорами человеку. Учил, что человек спасается не силами своего разума и не приобщением к каким-то высшим формам философского знания.
Как объясняет священник Константин Камышанов, Палама – «… пришел к выводу, что Бог посещает человека и остается в нем в виде божественных энергий. Эти энергии не простое излучение, как лучи солнца. Они являются одной из граней существования Бога. Можно сказать, что эти энергии соединены с существом Бога. И мы их можем принимать. Присутствие Бога мы ощущаем по присутствию в нас благодати. Она является признаком жизни в Боге». Человек в Духе счастлив, он похож на апостолов, которых приняли за людей, выпивших сладкого вина. По Паламе не родившись в Духе, человек как бы и не рождается вовсе. Собственно с Пятидесятницы – сошествия Святого Духа на апостолов и началось христианство.

Как же святой Григорий Палама – человек в Духе мог испачкаться политикой?  Началось с богословских споров.  Богослов Варлаам из Калабрии (1290-1348) узнал, что на Афоне монахи массово видят нетварный свет, как апостолы на горе Фавор. Варлаам  отправился на Святую гору разоблачить явную ересь. Там он увидел, что греки  ставят созерцательный опыт выше  богословия, утверждая, что  познают Бога напрямую через умную молитву. Варлаам будучи образцовым   книжником,  разозлился видя такое духовное «пьянство» и стал с ним бороться называя исихастов «пуподушниками». Он писал: 1. Бог там, а мы тут. Бога познать невозможно. 2. "Умная молитва" - это ересь какая-то. 3. Свет, который видели апостолы на горе Фафор - тварный, Божественный свет увидеть не возможно, пока мы живы.

Монахи обиделись и попросили святителя Григория Паламу вступиться за них. Личные встречи Григория и Варлаама только углубили конфликт. Богослов не мог понять Паламу ибо не имел того, опыта о котором говорил главный исихаст, его вера была умозрительной.
Григорий же опираясь на слова апостола Иоанна Богослова , что Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы (1 Ин. 1, 5), доказывал, что хотя Господь "непостижим по сущности",  иметь знания о Боге и знать Бога - это не одно и то же. Мы можем созерцать Бога через  духовные очи.

Спор длился долго. Дошло до административно-командных рычагов.  На Константинопольском соборе 1341 года Варлаам, обвинил исихастов в неправильной молитве, но был осуждён сам, ему пришлось просить прощения. Разочаровавшись в православии Варлаам, уехал в Италию и принял там католичество.

Во время споров Паламы с Варлаамом, в качестве посредника и примирителя между ними выступал болгарин Григорий Акиндин (1300 -  1348), иеромонах, богослов и философ. Палама почти год жил в доме у Акиндина во время константинопольского собора 1341 года, у них завязался спор в котором  Акиндин обвинял Паламу во многобожии, потому, что тот  говорил как бы  о низшем божестве - Божественной энергии, и высшем божестве – Божественной сущности, имея в виду различение в Боге энергий и сущности.  Так друзья превратились во врагов.
Палама считал, что Акиндин обиделся на него когда после небольшой практики в чистой молитве, Акиндин заявил, что удостоился видения света, в центре которого был "некий человеческий лик". Палама расценил этот опыт  как "обман и забаву сатанинскую".

В том же 1341 году умер император Андроник Третий Палеолог,  началась гражданская война за трон между его двоюродным братом Иоанном Кантакузином (1292-1383) и Анной Савойской (1306-1359), матерью  малолетнего наследника престола Иоанна Пятого Палеолога (1332-1390).
Патриарх Иоанн Калека (1282-1347) поддерживал императрицу, Палама поддерживал Кантакузина, потому как отец Григория Паламы был наставником молодых Иоанна Кантакузина и Андроника Третьего, они с детства были все знакомы. Палама поддержал друга ещё и потому, что Кантакузин был регентом наследника престола, но его насильно отстранили заговорщики склонившие на свою сторону императрицу Анну.
Кантакузин бежал в Сербию, где просил защиты у сербского короля. Сербы начали помогать, но когда Кантакузин решил, что лучше работать с турками, сербы начали свою собственную игру на землях Византии и к 1348 захватили большую часть современно территории Греции.

Пока императрица Анна побеждала, в 1342 году святой Григорий Палама сел в тюрьму, а в  1344 году побывал отлучённым от Церкви. Как писал патриарх Иоанн Калека, официально Палама был отлучен от церкви за то, что перестал поминать в молитвах патриарха: «потому что он посмел неканоническим образом и без суда прекратить мое поминовение». Отлучение святого Григория Паламы было подписано всеми архиереями, потом никем не осужденными. Следует особо отметить – святой Григорий не был тогда епископом, а был простым афонским иеромонахом. На своё отлучение Палама отвечал: «…а те, кто не от истины, те и не от Церкви Христовой, сколь бы они ни возводили о себе лжи, когда называют самих себя святыми пастырями…». В общем святому Григорию Паламе для определения истины не нужны были соборы епископов, он в этом деле опирался на свою совесть и разум. За, что и сел. В это время Акиндин – главный богослов Византии был и главным обвинителем Паламы, который в одном из писем сравнивает того с бандитом, сообщая о родителях болгарина, что "и имени их никто назвать не может, кроме того, что они разбойничали и грабили где-то на западных границах".

Надо немного рассказать о патриархе Иоанне Калеке, он стал патриархом в 51 год благодаря Кантакузину, оценившему его феноминальную память и способность говорить, как по писанному.  У Калеки была жена и дочь, он развёлся ради того, что бы стать клириком. Кантакузин считая, что Калека всем ему обязан не считался с его мнением, поэтому Калека занял сторону врагов Кантакузина. Именно Иоанн Калека преобразовал Галицкую епархию в митрополию, то есть создал Малороссию. Но когда Кантакузин пришел к власти он отменил это решение возможно под давлением великого князя московского Симеона Гордого. Дело в том, что князь подарил Кантакузину деньги на позолоту святой Софии, а Кантакузин потратил их на турецких наёмников. Возможно, отменив новую русскую митрополию в Галиции Кантакузин отработал долг.  После того как Кантакузин и паламисты победили Калека был отлучен от церкви и закончил свою жизнь в тюрьме закованный в железо.
Победив, Кантакузин стал тестем и старшим соправителем своего молодого тёски императора. Патриарший престол занял Исидор Вухир (1300-1350), друг исихастов. Палама на соборе 1347 года был оправдан и избран архиепископом  Солунским. Когда же святой приехал епископствовать в Солунь (Фесалоники) его не пустили в город зилоты. Тут надо рассказать кто такие были зилоты.

К 1340 году все азиатские владения Византии захватили турки, а её европейские города заполнили беженцы. Гражданская война 1341—1347 годов привела к обнищанию народа, почти все блага сосредоточились в руках узкого круга аристократии, вождём которой был самый знатный аристократ империи Кантакузин. Он в качестве оплаты отдавал своим турецким наёмникам на разграбление греческие поселения выступавшие против него. Народ восставал, его возглавляли зилоты. Это было сильное движение объединявшее монахов и городские низы против аристократии.  Зилот означает приверженец веры в самом ортодоксальном её понимании.
В 1342 году зилоты возглавили движение за отделение от империи Солуни, которая была вторым по величине городом в Византии, захватили там власть и выступили против  Константинополя,  и против окруживших город сербов. В европейскую часть империи вошли сербы желавшие создать новое сербско-греческое государство. Сербы уговаривали зилотов присоединиться к ним в борьбе против турок. Но зелоты отказались, 7 лет они удерживали Солунь организовав там народное самоуправление.
В 1349 году после эпидемии чумы зилоты сдались, но не сербско-греческому королю Стефану Душану (1308-1355), а императору Иоанну  Кантакузину не смотря на то, что его армия состояла из турецких наёмников мусульман. К этому решению зилотов склонил Григорий Палама и другие афонскиe монахи-исихасты.

По итогу главными победителями в той византийской гражданской войне стали турки, наводнившие Фракию и Македонию. После чего Кантакузин мечтал о сплочении перед лицом исламской угрозы всех православных стран и о сближении их с западным христианским миром, об унии православной и римско-католической церквей, но только — на основе единства в вере и взаимоуважения. Интересно, что  Кантакузин был москвофилом, он выступал за объединения расколотых Ордой, Литвой и Польшей русских земель вокруг Москвы, о чем свидетельствует ряд его грамот русским князьям.

Палама во время осады Солуни был на Афоне, где встретился со Стефаном Душаном, который пытаясь заручиться  поддержкой святого обещал пожаловать ему «целые города и области для получения доходов» . Дело в том, что в 1346 году Душан провёл в Скопье сербско-болгарский собор на котором была провозглашена независимая от Константинополя Сербская православная церковь со своим патриархом. На соборе 1346 года Стефан  был коронован «царём сербов и греков», но Григорий сохранил верность Кантакузину. Тогда Стефан отправил  Паламу  в Константинополь как посредника между ним и императором.  Палама был схвачен  турками и  год прожил в плену у турецких пиратов, пока Душан его не выкупил. Лишь за три года до кончины святой Григорий будучи епископом Солуни, попал в Солунь. А сербский король Стефан Душан, патриарх Сербии Иоанициус Второй и все сербские земли в 1350 году были отлучены от православной церкви Константинопольским патриархом Каллистом учеником Григория Паламы. Эта анафема была отменена греками лишь двадцать пять лет спустя, во время правления сербского князя святого Лазаря. Так, что история Сербской православной церкви началась с проклятия всей Сербии.

На соборе 1347 года патриарх Константинопольский Иоанн Калека был низложен. Акиндин отказался встречаться с императором Кантакузином, который  в роли посредника попытался прекратить богословские споры между исихастами и Акиндином. Последний добровольно  удалиться в изгнание, где вскоре умер. На соборе 1351 года его прокляли, а Паламу провозгласили «защитником благочестия».

Если бы турецкие наёмники не захватили в 1347 году Константинополь и не сделали таким образом Кантакузина соправителем, то собора отменившего анафему святому Григорию Паламе могло бы и не быть. Паламу могли бы и не оправдать на следующих соборах, он ведь поддерживал человека, боровшегося за власть руками мусульман. И Варлаам Калабрийский с Григорием Акиндиным могли бы считаться сейчас не еретиками, а отцами церкви.

В 1354 году Кантакузин вынужден был отречься от престола, когда народ возглавляемый окрепшим зятем предъявил ему претензии за его союз с турками и то, что он отдал одну свою дочь за мусульманского полевого командира.
После отречения Кантакузин под именем Иоасафа Христодула стал монахом «пуподушником», как друг его юности святой Григорий, которого он пережил на 24 года, прожив 91 год из них 28 в монастыре.
Времени у него было много, по этому он стал единственным византийским императором, который оставил после себя подробные автобиографические записи.

Да зилоты выступали против Паламы и поддерживали Акиндина, который утверждал, что Бога невозможно познать никак, ну и потому, что зилоты выступали против Кантакузина как главного олигарха Византии. Зилоты были республиканцами, а Палама скорее монархистом.  На Афоне Палама возглавлял монастырь Эсфигнем из этого монастыря ещё до Паламы вышел основатель русского монашества святой Антоний Печерский (умер 1073). И по иронии судьбы именно этот монастырь стал оплотом современного греческого зилотства.
В 1965 году монахи  Эсфигнема отказалась поминать на богослужениях Константинопольского патриарха Афинагора, который отменил анафему католикам в ответ на отмену ими анафемы православным. Это взаимное проклятие действовало с 1054 года. Зилотам это не понравилось ибо они главные враги экуменизма. Эсфигмен отказался совместно молиться вообще со всеми с насельниками других монастырей, в которых поминали патриарха. Их попытались изгнать силой, но они якобы заминировали монастырь и вывесили лозунг- «Православие или смерть». Тогда им отключили электричество и заблокировали банковские счета. Монахи Эсфигмена живут как настоящие монахи древности.
Уже более полувека монастырь в котором начальствовал святой Григорий Палама   является единственным монастырем Афона, не подчиняющимся Константинопольскому патриарху и не состоящим в единстве с Православной Церковью. Всё как при Паламе, который тоже  не признавал патриарха и готов был умереть за свои убеждения, только тогда зилоты были не на его стороне.


Рецензии