Андрей Критский против Максима Исповедника

Было такое время, когда православный святой и папа римский вместе боролись против константинопольского патриарха и самого императора Западной и Восточной римской империи.

В 631 году указом византийского императора Ираклия Первого(610-641), предписывалось отрезать носы и уши монофизитов и отбирать их имущество, за то, что мнофизиты не признавали  наличие в Христе человеческой природы. Монофизитство было проклято на Халкидонском соборе 451 года, который утвердил наличие в Христе двух воль Божественной и человеческой.

Отрезанием ушей Ираклий пытался привести свой народ к Халкидоном формуле, но это привело к тому, что монофизиты проживавшие на востоке Византии стали поддерживать не византийцев, а арабов. Стало ясно, что насилием проблему не решить, и Феодор епископ Фаранский (умер в 630) предложил идею монофилитства. Эта идея должна была примерить расколовшуюся восточную церковь в борьбе против персов и арабов: «В воплощении нашего Спасителя есть только одно действование, образователь и виновник которого есть Бог Слово, а человечество есть Его орудие, так что, чтобы мы ни говорили о Нём, как о Боге ли, или как о человеке, всё это есть действование Божества Слова».

В 638 году Ираклий и константинопольский патриарх Сергий (610-638) издали «Эктесис» - указ запрещающий споры об одной или двух энергиях во Христе и предлагали признать новый догмат — о единстве Божественной воли. Административными методами монофелитство быстро стало распространяться. Но не все христиане согласились с примирительной позицией.

В 642 году в Риме состоялся собор под председательством папы Иоанна Четвёртого, который осудил «Эктесис». Не принял монофилитство и бывший секретарь Ираклия будущий святой Максим Исповедник (580-662). Став монахом в 50 лет Максим имел крепкие сложившиеся представления о правильном, его не интересовала политическая целесообразность и не пугал авторитет власти, он был фантиком халкидонской формулы православного учения о двух природных волях во Христе.
Святой Максим Исповедник предавал анафеме всех тех, кого считал неправыми, например, великого аскета Евгария Понтийского. Он говорил – «Если вся вселенная начнёт причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Дух Святой анафематствовал чрез апостола даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое проповеди апостольской».

За негибкость Максима отправили в ссылку, но в 645 году после победы на публичном диспуте в Карфагене над монофилитом - бывшим патриархом Константинопольским Пирром (умер 654), папа римский Фёдор (умер 649) пригласил Максима стать советником по богословским вопросам. Максим и Пирр отправилась в Рим. Пап Фёдор был греком и возможно они с Максимом были знакомы с молодости. Победа Максима в споре с монофилитами спровоцировала ряд поместных сборов в северной Африке осудивших монофилитство и даже привела к восстанию, которое возглавил родственник императора правитель северной Африки Георгий, сам объявивший себя императором.

В 646 году на этом фоне папа римский прервал евхаристическое общение с монофилитским архиепископом Павлом Вторым Константинопольским, под предлогом того, что его не канонически привела к власти толпа, во время беспорядков в столице Византии. Духовные разногласия грозили настоящей гражданской войной.
В 648 году император Констант Второй (630-668) дабы преодолеть раскол издал - «Типос», указ в котором вообще запрещал «любые споры и разговоры об одной воле или одной энергии, равно как и о двух волях или двух энергиях». Но было уже поздно.

В 646 году Максим Исповедник вновь оказался в Риме, Феодор умер, не успев получить «Типос». Нового папу римского Мартина (598-655) избрали, не дожидаясь имперского одобрения, что было восстанием против светской власти. Более того Мартин и Максим созвали собор в Латеранском дворце на котором присутствовали 105 епископов, в основном из Италии и Африки и монахов беженцев от мусульман с Востока. Они утвердили учение о двух энергиях и двух волях во Христе. Собор проклял: Евгария Понтийского, Феодора Фаранского, Кира Александрийского и трёх патриархов Константинопольских: Сергия, Пирра и Павла. Решения собора были приняты на всем Западе. Это событие было подобно объявлению войны Константу Второму.

Император вспылил и двинул войска на Рим. Но переход на сторону латеран командира этих войск и очередное нападение арабов смешало планы. Вместо захвата Рима Констант приказал доставить в Константинополь папу Римского Мартина и монаха Максима.

В 653 году римского папу под конвоем доставил в Константинополь, пытали и сослали в Херсонес (современный Севастополь), где святой Мартин умер два года спустя. Его обвиняли в том, что он был незаконно, без императорской санкции избран, а ещё посылал деньги арабам. На самом деле Мартин посылал деньги идущим в захваченный мусульманами Иерусалим.

В 654 году Пирр, в своё время изгнанный из Константинополя за подозрения в заговоре против императора и отрекавшийся от монофилизма в Риме,  вернулся в Константинополь и снова стал монофилитом, а после смерти патриарха Павла Второго второй раз стал патриархом на несколько месяцев.

В 655 году взяли святого Максима. На допросе его обвиняли, что он любит латинян и не любит греков, что он поднял восстание против Константинополя, что косвенно было правдой, но его пытались уговорить смириться. Отвечая на предложение согласиться с «Типосом» ради единства Константинополя и Рима, он заявил: «Я думаю не о единении или разъединении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры». Поняв, что старик безнадежен его   сослали в Визию (Болгария), откуда он продолжал писать против монофелитства и волновать умы. Власть копила раздражение 7 лет после чего у неё случилась истерика.

В 662 году святого Максима привезли в Константинополь, на очередной вселенский собор под руководством патриарха Петра, там прокляли вместе с папой Мартином  и патриархом иерусалимским Софронием (560-638), после чего Максиму, чтобы он не писал и не болтал, отрезали правую руку и язык, и сослали в Цагери (Грузя), где он вскоре умер в возрасте 82 лет. Так Максим Исповедник добился чего хотел - стал святым мучеником. Но не будь Констант Второй убит во время дворцового переворота, возможно православные так и считали бы Максима еретиком как и многих других подвижников забаненых по прихотям политики.

В 668 году императором стал Константин Четвёртый Бородатый (668-685). Он разгромил арабов, терзавших Византию и даже осаждавших Константинополь. Мусульмане вынуждены были заключить 30 летний мир по которому вся Малая Азия оставалась за империей и согласились ежегодно выплачивать императору 3 000 золотых и возвращать по 50 пленников и 50 коней. Политическая ситуация изменилась. Победное шествие ислама впервые было жестко остановлено, аварский хан и славянские вожди послали представителей к императору признавая его владычество. На этом фоне началось сближение западной и восточной церквей.

В 680 году по предложению Бородатого в Константинополе состоялся шестой Вселенский собор на котором присутствовали 170 святых отцов из которых 15 были римские клирики, и 4 монаха из греческих монастырей Рима. На этом соборе был забавный случай монофилит Полихроний, предложил доказать чудом истинность монофилитства: он вызвался воскресить умершего. Опыт был позволен, и Полихроний не справился. Собор осудил его как еретика и возмутителя народа, а вместе с ним и всех остальных монофилитов в том числе действующего патриарха Макария. После чего реабилитировал Максима Исповедника и папу Мартина.

Православный проповедник скорее всего скажет, что Максима прокляли еретики и будет не прав. По свидетельству святого Феофана Сигрианского (760-817), на соборе 712 года, созванном императором армянином Филиппиком Барданесом для возобновления монофелитства, Максима Исповедника прокляли святой Андрей епископ Критский (660-740) и святитель Герман епископ Кизический, будущий патриарх Константинопольский. Филипик был воспитанником патриарха Константинопольского Макария Антиохийского — столпа монофелитства, отлученного от церкви на шестом Вселенском соборе. Филиппик  не хотел переступить порога императорского дворца, пока изображенная на его фасаде картина шестого Вселенского собора не была уничтожена.

Андрей Критский был немым от рождения до семи лет, когда чудесным образом исцелился, приняв причастие. С того времени вся его жизнь была связана с церковью. Он известен как автор Великого покаянного канона, текст которого находится в Триоди постной, состоит из 250 тропарей и считается самым длинным каноном из существующих. Святитель Герман был насильно кастрирован ещё в юности и всю жизнь был монахом, он славился пророчествами, например: когда он крестил сына императора Льва Исавра Константина, то тот обкакался в святую воду и Герман предрёк, что это будет гонитель православия. За Константином  закрепилась кличка Копроним, то есть говнюк. Когда он стал императором то продолжил  бороться с иконами как его папа.
Святой Андрей Критский и святитель Герман подписали анафему всему Вселенскому Собору.

Через год Филиппика свергли. Когда он спал после обеда, заговорщики, вхожие во дворец, схватили спящего императора, вывели на ипподром и публично ослепили. Никто его не защитил. На другой день императором  провозгласили человека, который находился в должности госсекретаря как и Максим Исповедник в своё время.
Новый император Арсений Второй резко повернулся к халкидонской формуле. Герман и Андрей покаялись. Герман Кизикский, стал патриархом на созванном новом соборе 715—716 годов и торжественно проклял монофелитство. Может быть по этому  покаянный канон Критского самый длинный. А если бы не свергли Барданеса, если бы армяне закрепились на престоле, то Андрей и Герман каяться конечно бы не стали. Зачем?

Монофилизм введённый как способ объединить церковь просуществовал официально всего 42 года, плюс ещё три года при Барданесе. Объединиться церковь смогла только силой оружия,  не на долго конечно, потом началась история с иконоборчеством.

Одна воля или две воли, сегодня эти споры выглядят как богословское словоблудие, а в то время люди готовы были убивать и умирать за эти абстрактные формулы и более того обрекать несогласных на вечные муки в аду. Они же верили в вечный ад.
Если бы они были действительно святыми наполненными благодатью разве они бы вели себя так?  Интересно, что сказал бы им Христос если бы мог…


Рецензии