Не говори и не молчи нечаянно

*

легки снега, белёсы облака
безликий образ ангела витает,
как сумерки, но пара слов витая
рекою кажется и речью велика
 
рукою кажется бездонная тоска
горюющая То`ска – Vissi d`arte
художник, правнук ли кавалергарда
познали смерть в утробе мотылька

где Чжуан-цзы ещё крылат, и вот
свой вдох и выдох усмиряет в споре
чу! дзынькнет время и – memento  mori
он под уздцы себя к огню ведёт

и эхом катится за пятницу восток
идут на запад дни и перемены
пьют кальвадос враги и джентльмены
пока сверчки заходят на шесток

пока жесток пресыщенный партер
и статус кво высиживают квочки
и пир горой, герой из общей бочки
несёт свой горб, как сонный дромадер


*

снова бессрочная память – на жёлтый клубок
глядя из окон квартиры, расстроиться в звуке
лоб золотой, где твой тёплый ещё колобок?
лунный бетховен порхает в космическом круге

слышишь, грохочет ракета? на взорванный храм
падает яблочный свет бесконечных аллюзий
мир на крови` от волхвов к неизменным дарам
сухость просфоры с оплавленной свечкой inclusif

точки-тире на погостах тобой учтены,
Господи,
солнечных звуков бы – музыки смыслов
памяти камень – убежище нам в две стены
хлеб и вино от тебя – неприкаянным мыслям

*

вот двери белые почти
ключи из белого металла
они не требуют их чтить
им слова малого не мало

и жизнь не просит чтить её
лишь сходу считывает ду’ши
на ветках тучи воробьёв
ещё один внизу досужий

мы видели их много лет
и сердце чьё-то нежно пело
мы шли вперёд искали свет
и небо синее густело

мы шли просили даждь нам днесь
хватали воздух ртом как рыбы
а кто-то был сейчас и здесь
но выбыл

*

Это лето, Господи. То полынь, то тархун.
Что болит, то взыщется.
 «Плине кача по Тисині».
Это небо грозное – степь да степь на слуху.
В её сердце солнечном дочки и сыны.      

В её духе праздничном тёплых трав весна.   
Ждёт орава сонная 
вёсел божьего ковчега.
Чур тебе, ночная мгла! Зе-ле-на
вечность земной зерницы,
млечность её побегов.
 
Эта степь вольна’, как волна миров.
Жизнь бежит, аукнется слово отчее.
Где-то враг лежит, – день его багров,
ночь его близка,
голова – с прочими.

От зерна до звёзд сотни тысяч лиц.
На чужую степь раз-охотившись –
разоритель гнёзд распластался ниц, –
ни чудить, ни петь, раз – уходит жизнь.

Два – безмолвен и безымянно зол –
неуч, неофит, власти бубенец.
Горлу мало мглы – пьёт полей рассол,
по усам скользит смерти леденец.

Кто там осиян, светел и велик?
В чернозём сойдут тысячи крове’й.
На болотах жил серенький «кулик»,
но лежит в степи он со тьмой своей.


*

Не говори и не молчи нечаянно,
когда земля, укрытая отчаяньем,
болит и просит милости одной,
зови её весной.

Качни поэзий ангельскую ветку,
стихи стихий немыслимой расцветки –
не фантики конфетные уже,
не Фаберже.

Летят и липнут странные наклейки
к чужой-своей душе – узкоколейке,
не говорят там вместо всех за всех
сквозь горький смех.

Не говорят и не молчат покорно,
когда вокруг белы` снега` попкорна
и холод пуст, и жарок углей дар,
и вспыхнувший Икар.

Не умолчи – все звуки знают всуе,
как голос витражи во снах срисует
с песчаных дюн и сумерек богов,
и был таков


Рецензии
"Не говори и не молчи нечаянно,
когда земля, укрытая отчаяньем,
болит и просит милости одной,
зови её весной."

Начало текста предлагает не говорить и не молчать "нечаянно", указывая на важность осознанности в наших словах и молчании. Упоминание земли, укрытой отчаянием, предполагает, что она нуждается в нашей поддержке и зовет нас к себе весной, когда природа пробуждается к новой жизни. С Чжуан-цзы начали, его идеями и завершили... много отдельных последовательных частей, от того нет смысла проговаривать все.

"Качни поэзий ангельскую ветку" подразумевает использование поэзии и выражения творческого потенциала для вдохновения и исцеления, но осмысленного и не высокомерного "не фантики конфетные уже, не Фаберже".

"Летят и липнут странные наклейки" может означать, что различные идеи и мысли приходят к нам, прилипая к нашему сознанию, независимо от того, хотим ли мы их принимать или нет. "к чужой-своей душе – узкоколейке, не говорят там вместо всех за всех сквозь горький смех." — Строка "Не говорят там вместо всех за всех сквозь горький смех" указывает на то, что некоторые идеи или высказывания могут быть неверно восприняты или недооценены, первоначально даже самим собой. Но призма осознания всегда проходит через струны собственного сердца, — "к чужой-своей душе – узкоколейке".

Последняя часть текста предлагает не умалчивать, а выражать свои мысли и чувства, так как они могут оказаться важными и иметь значение, даже если они кажутся незначительными или непонятными на первый взгляд.

Белый снег... заточили облака,
Ангельский образ витает в них.
Тоска бездонная, как волны,
Сердца тревожит и края не знает
Безутешное горе, где меж тьмою
И светом сумерки точат болью ткань.

Символы, аллегории, звуки,
Фразы на разныз языках звучат и молчат.
Время бежит, но Чжуан-цзы спокоен,
Беседует со смертью, как с другом в лесу,
Где только слова донесённые покорили время
И не знали утрат и преград.

Реальность переплетается с мифом,
Бочка с вином, и ковчег, всё божественно,
Чего не заметим в суе, что затмит стремление
В лучшие времена и их густую синь.
Мир сновидений входит в нашу жизнь,
Смешивается с ней, как рассвет с темнотой.

Пробуждение. И человек предоставлен скупым ветрам,
Терзхаемый холодом обстоятельств...
Его одолевают ностальгия, тоска по ушедшим дням,
Двери, ключи, воспоминания. Время,
Как и люди, ускользает, что вода сквозь пальцы,
Мы остаемся, лишь дымом на ветру.

Борьба и смирение, вечный философский спор,
Жизнь тяжкая, но и в ней всегда есть место светлому.
Стремление к смыслу, к гармонии, к пониманию,
В мире среди вечной незваной в нашу жизнь войны,
Где реальность неудобно смешалась с мечтой,
А тьма, порой стала тропой для преодоления светом...

Алексей Сикорский   05.03.2024 05:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей. Несподівано.

Татьяна Орбатова   05.03.2024 12:54   Заявить о нарушении