Еретик вошедший в Добротолюбие

 «Молитва есть плод радости и благодарения. Если желаешь молиться как должно, не ввергай душу в печаль. Иначе — всуе подвизаешься» - учил отец Евагарий Понтийский (345-399). Через 154 года после смерти он был осуждён на пятом Вселенском соборе, потом  на Латеранском соборе предан анафеме. На шестом Вселенском анафема была подтверждена, а в первом правиле Трулльского собора 691 года наследие Евгария называется элинскими баснями.

Полтора века Евгария почитали как отца церкви, а потом опомнились и ещё 150 лет проклинали как еретика. Кто такой этот Евгарий Понтийский?
Он был сыном священника из Грузии, первый христианский  богослов, начавший обобщать, осмыслять и записывать  аскетический  опыт отцов египетской пустыни. Основоположник направления в аскетизме, к которому принадлежали преподобные Исихий Синаит, Филофей Синайский, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат, Григорий Синаит и позднейшие исихасты. А так же и анафематствовавший его святой Максим Исповедник, которого потом тоже прокляли вместе с учениками и даже вырвали ему язык и отрубили руку, что бы не мог писать.

Под влиянием сочинений Евгария в Византии возникло направление в духовной литературе -  центурии, или сотницы, начиная с «Сотниц о любви» Максима Исповедника, во многом представляющих собой пересказ творчества Евгария, продолжаясь в творениях святых отцов церкви Фалассия Ливийского, Исихия Иерусалимского, Феодора Эдесского, Илии Критского, и кончая «Главами практическими и богословскими» и «Главами созерцательными и богословскими» преподобного Симеона Нового Богослова, в которых повторялась не только форма, но и содержание трудов Евгария. Учеником Евгария был Палладий епископ Елинопольский (360—420), автор «Лавсаика».

Сам Евгарий учился у святых Василия Великого и Григория Богослова, который сделал Евагрия архидиаконом и хвалил его в своём завещании. Евгарий был прекрасным оратором, его собирались слушать толпы народа. Из-за связи с замужней женщиной он был вынужден покинуть Константинопль и стал проповедовать в Иерусалиме, но внезапно заболел лихорадкой. Полгода врачи не могли ему помочь. Скорее всего то была чистая психосоматика, когда Евгарий покаялся в грехе преподобной Мелании (340 - 410) его отпустило.

Мелания настояла на том, что бы Евгарий стал монахом. Он ушел в египетскую пустыню, где прожил в аскезе 14 лет под руководством обоих Макариев Александрийского (297-395) и Великого (300-391). Первый написал «Монашеские правила», «Слово об исходе души из тела и о посмертном состоянии человека». Второй был чудотворцем, исцелял больных и по преданию даже воскрешал мёртвых.
В пустыне Евгарий имел должность сельского епископа без права рукоположения новых священников, занимался перепиской книг, вообще не ел мяса, хлеба и фруктов воздерживался от жаренной и варёной пищи, ел просо или какие-нибудь семена, размоченные в воде как Макарий Александрийский, иногда овощи. Спал только треть ночи, остальное время ходил, молясь и предаваясь созерцанию. Днем молился, принимал посетителей, переписывал книги, либо сочинял сам. Его тексты быстро распространялись на востоке и на западе. Он был самым популярным христианским писателем того времени.

«Часто, молясь, просил я, чтобы исполнилось то, что казалось мне благом, и, неразумно упорствуя в прошении, силой понуждал волю Божию, а не предавал себя Богу, чтобы Он домостроительно устроил все, поскольку Он лучше меня ведает, что мне полезно. Однако, получив просимое, я затем сильно мучился из–за того, что не уповал на волю Божию, ибо обретенная вещь обманывала мои ожидания» - говорил о себе Евгарий.

По свидетельству Палладия на Евгария – «…иногда сильно восставал демон блуда, как он сам говорил нам, и тогда целую ночь сидел он нагой в колодце во время зимы, так что тело его цепенело. В другое время досаждал ему дух хулы — и тогда он сорок дней не входил под кровлю, так что тело его, как у диких зверей, покрывалось множеством насекомых». По отношению же к другим Евгарий был снисходителен, оставляя им свободу выбора. К власти не стремился. Однажды святой Феофил Александрийский решил рукоположить Евгария в епископа Тмуисского, но тот сбежал в Палестину, а когда назначили другого попросил прощения у Феофила и вернулся в Египет.

Последние пару лет жизни из-за язвы желудка и мочекаменной болезни.он позволял себе есть хлеб с оливковым маслом и кашу.  Умер на 54 году жизни во время церковной службы на праздник Богоявления. Вскоре после его ухода святой Феофил патриарх Александрийский начал гонения на монахов оригенистов к коим принадлежал и Евгарий. Оригена в 400 году предали анафеме, а Евгария нет, возможно потому, что был популярен.

Одни любили Евгария за то, что он не навязывал свой опыт, а делился им, побуждая читателя к самостоятельному поиску и размышлению. Другие обвиняли в гордыне за его слова: «Кое-что мы утаили, кое о чем высказались прикровенно, дабы не давать святыни псам и не метать жемчуга перед свиньями; но это станет ясно тем, кто сами вступили на тот же путь».
По Евгарию конечной целью духовного пути является - бесстрастие, рождающее совершенную любовь, а кто стяжал любовь, тот приобрел «благодать от Господа». То есть, чтобы стяжать благодать, нужно успокоить ум. Как?  Через молитву - «Молитва - это восхождение ума к Богу» и «беседа ума с Богом». И «если ты богослов, ты будешь молиться истинно, и если ты истинно молишься, ты - богослов».

Тогда, что значит быть богословом? «Когда ум твой, пламенеющий сильной любовью к Богу, постепенно как бы отрешается от плоти и отвращается от всех помыслов, исходящих от чувства, памяти или темперамента, и в то же время преисполняется благоговения и радости, тогда считай, что ты уже приблизился к пределам молитвы». Истинная молитва по Евгарию приводит к тому, что Бог становится видимым, тогда и начинается богословие.
В такой молитве ум освобожден от всякого чувственного и мысленного впечатления и отрешен от всего, кроме безвидного и бестелесного Бога, превосходящего всякое чувство, мысль, образ и форму.
По Евгарию спокойном, бесстрастном состоянии человек ближе всего к Богу. По сути он описывает состояние, которое возникает при медитации.  «Молясь, не облекай в самом себе Бога в зримые формы и не позволяй, чтобы ум твой запечатлевался каким-либо образом, но приступай как невещественный к Невещественному, и постигнешь». Молитва – бесстрастие – любовь – благодать - Бог.

«Что является благом, кроме Бога? Поэтому предадим Ему все, касающееся нас, и нам будет хорошо. Ибо Благой, конечно, есть и Податель благих даров». На усилия человека, взыскующего добродетели, Бог обязательно отвечает и подает помощь по мере настойчивости человека.
Евгарий верил, что  Бог, ангелы и человек — это одна умная природа. В Боге она в своем исконном состоянии, в ангеле она “подпорчена”, в людях совсем испорчена, но все равно она одна и та же, и поэтому просто очищение себя и жизнь по своей природе и будет соединением с природой Бога, т. к. природа ума — это и есть Божественная природа. «Христос есть ум, соединенный с познанием Божественного Единства».

Вот за такие элинские басни Евгарий и был проклят и вместе с ним все, кто не желает отвергнуть его труды: "Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков: таковому человеку да будет анафема". Так осуждение Евагрия было подтверждено Шестым Вселенским собором 681 году. Большая часть его произведений была сожжена.

От его книги «Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения» содержавшей советы опытному монаху - осталось 75 фрагментов, это  1/7 часть текста оригинала и сохранившаяся  в цитатах или под именами других авторов, таких как Леонтий Византийский, преподобные Варсонофий Великий, Дорофей Газский, Максим Исповедник, Нил Анкирский. Авторство Евагрия восстанавливается, благодаря сирийской и армянской рукописной традиции. Три сочинения  Евагрия представлены в сборнике "Добротолюбие" – антологии святоотеческих текстов, посвященных молитвенно-созерцательному опыту монашеской жизни. Добротолюбие составлено митрополитом Коринфским Макарием и Никодимом Святогорцем впервые напечатано в 1782 году в Венеции.

Но не только за вышеизложенное, поскольку большинство текстов Евгария до нас не дошло, скорее всего он развивал в них идеи Оригена. Вот что пишет святой Софроний Иерусалимский (560 - 638): "Не будем предполагать, что души существовали прежде тел, и не будем думать, будто они до появления этого видимого мира жили. жизнью бестелесной и бесплотной, и вечной на небе, как желал этого заблуждавшийся Ориген и сообщники и единомышленники его, Дидим и Евагрий... Они не только это проповедуют ошибочно, увлекаясь языческими учениями и оскверняя высокое происхождение христианское, но даже безумно отвергают воскресение этих тел, которыми мы ныне облечены… говорят о восстановлении всех разумных существ: ангелов, людей, демонов, и опять сливают разные свойства их в мифическую единичность. Говорят, что по воскресении Христос ничем не отличается от нас... и тысячи нелепостей извлекают эти несчастные из дьявольского и нечестивого сокровища своего сердца... и умерщвляют души людей, ради которых Христос благоволил умереть".

Иоанн Лествичник (579 - 649) автор самой популярной в православии наставнической книги «Лествица» писал о Евагрии: «Богопротивный Евагрий воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей: но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять её хлебом и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошёл на самый верх лестницы» (Лествица, 14,12). Что конечно выглядит по как то по большевистски.

Не всегда соборы святые принимали как закон. Например на пятом вселенском соборе 553 года, где предали анафеме святого Евгария, там же прокляли и антиохийского учителя, друга Иоанна Златоуста и сирийского святого Феодора Мопсуетского за то, что он считал, что Христос был не Бог, а человек, в котором жил Бог, выбросил из библии много того, что считал суесловием, например "Аппоколипсис" Иоанна Богослова и верил как Ориген, что в итоге спасутся все .
За Фёдора вступился святой Иссак Сирин (640-700), отказавшийся от должности епископа в Ниневии (иракский Мосул) ради отшельничества в горах и любимый писатель русского святого Нила Сорского (1433-1508). Так вот святой Исаак Сирин считал Мопсуетского великим учителем, и  сам, верил, что в итоге спасутся все. Об этом в РПЦ узнали недавно, когда были найдены неизвестные тексты Сирина, но отношение к нему не поменялось, слишком больно выпиливать Исаака из алтарей, да и зачем? Проще сказать, что это не его тексты.

Смотрите, что мы имеем в случае с Евгарием. Он проклят и не раз, "до самой последней строки", но его труды вошли в «Добротолюбие», его книжку «О помыслах» можно купить в православном магазине. По приговору нескольких православных соборов все, кто читают и эти книги тоже еретики как Евгарий и предаются анафеме. Приговоры не отменены. Или анафема — это фигня? Потому как отче Евгарий более значим и интересен нежели постановы соборов. Тогда с формальной точки зрения еретики – проклявшие его.
Так как же нам относиться к соборам и грозным окрикам церковного начальства? Так же как мы относились к комсомольским собраниям, как к формальному. Ибо у православной церкви как у православного Бога есть две природы одна человеческая другая не от мира сего, а если ты богослов, то ты не можешь молиться неправильно.


Рецензии