Пустоцвет...
http://stihi.ru/2023/08/12/5511
Да, сердце - дерево, плоды вокруг него.
Любовь - не плод, а состояние его.
Ведь может дерево цвести до самой смерти,
А может сбросить плод, незнамо от чего.
НАЗИРА
Коль сердце пусто - нет ни счастья, ни беды,
На камне плуг не оставляет борозды.
Что толку дереву цвести до самой смерти,
Когда любви на нём не вызреют плоды...
Свидетельство о публикации №123091104782
Он скрыт во мгле, как звёзд бессчётных свет?..
Он тайна? Для каких же испытаний
И для каких невидимых анкет?..
Кипит в котле смола для днища лодки,
Готовится ореховый щербет,
Наносится на медь узор чеканный,
Сетар умолк… У всех есть свой секрет.
Гончар ли глину облекает в форму,
Из глины слов слагает гимн поэт,
Пастух отару гонит с горных пастбищ
К лугам низин. Всё оставляет след
В мгновении и только. В нём и только:
Смысл жизни – быть счастливым. Разве нет?
Грай-Ди 13.09.2023 08:57 Заявить о нарушении
При составлении авторского сборника, автор хочет каждый текст подборки подать читателю в правильной последовательности. Тематическое должно (в его понимании) акцентироваться звучанием текста. Переход с одного стихотворного размера на другой, внутренняя перенастройка на чтение в другой ритмике, приводит к постоянной минивстряске внимания читающего. Это все правильно, здесь важно только умение автора подобрать правильные ритмические ключи. НО!
Плутая по ритмически разнообразным конструкциям среднестатистический средний автор не выходит за рамки 5% интуитивно используемых звучаний…
В одной из работ академика (признанного авторитета в современном литературоведении) есть исследование как определенный стихотворный размер влияет на раскрытие темы.
Так вот: если взять и выбрать тексты написанные 7-ми стопным хореем, 4-х стопным дактилем разных авторов… Можно будет увидеть насколько они близки друг другу написаны практически под копирку.
Т.е. каким бы хитрым образом современный автор не собирал свои авторские сборники, все равно для человека погруженного это выглядит как некое собрание вторичных текстов. Чистота святого незнания (термин) для тех кто думает что пишет что-то новое и оригинальное, но это утверждение верно только в рамках его текущих знаний.
Идем дальше: Ломоносов (при реформировании русского поэтического языка) прошелся по этой проблеме вскользь (торжественным и правильным 4-х стопным ямбом), Брюсов в теории ипостасы считал, что одно четверостишие, написанное 5-ти стопным ямбом может содержать 20 000 различных звучаний. Влияет на это пиррихий и спондей, расположенные в разных частях строк.
Работая только в 5-ти стопном ямбе я очень аккуратно и незаметно предлагаю авторам выходить из привычных 5%.
.
Из того что сказал, какая может быть практическая целесообразность. Возьмем для примера Ваш текст, первых два бейта:
.
строИтель вЕчный сОздал Этот мИр……..о1о1о1о1о1 – чистый 5-ти стопный ямб
И к дастархАну нАс позвАл нА пИр………..1оо1о1о111 – ипостаризованные стопы
творЕнья бОга крАски И оттЕнки…………..о1о1о1о1о1 – чистый 5-ти стопный ямб
невЕжды, осудИв, кричАт - такфИр.............о1ооо1о1о1 – ипостаризированные стопы
.
Т.е. на уровне своего внутреннего слуха Вы задали не 5-ти стопный ямб, а системное чередование чистых и ипостаризованных стоп… и это уже индивидуальная мелодика 5-ти стопного ямба…
.
владЫка нЕ потЕрпит самозвАнцев……..о1о1о1ооо1о
судИть ктО смЕет - сАм в душЕ кяфИр.
хозЯин беспардОнному обжОре
позвОлил надкусИть чУть-чУть зефИр.
.
3 и 4 бейты ритмически поплыли (для слуха простого обывателя это ничего не значит, чисто что-то неуловимое на подкорке)… но мы же сейчас не о них.
.
Давайте попробуем по одной газели написать 5-ти стопным ямбом заранее задав базовый / основной ритм…
?
Если метафорически: представьте себе персидские ковры, если бы узор на них набиваемый не подчинялся законам внутренней симметрии…
Сейчас у всех (вот) ровно такие стихи… ) в этом конечно можно уразуметь рулады соловья с коленцами… Научившись слышать один стихотворный размер, легко можно перейти на другие.
Грай-Ди 14.09.2023 08:38 Заявить о нарушении
На мой взгляд, очень и очень ценное замечание, и я во многом с Вами согласен. Разумеется, создание стихов не может напоминать промышленное производство.
При этом Вы, безусловно и неукоснительно, правы в том, что безукоризненный и осознанный технический аппарат - это основа стихосложения.
Меня давно интересует этот процесс в плане совершенствования собственных возможностей.
Как пример могу привести гениальнейшего скрипача Леонида Когана, который по приезде с гастролей целую неделю играл одни гаммы. Примерно то же и Натан Мильштейн, который на вершине карьеры огромное время посвящал работе над техникой.
Ещё раз примите мою искреннюю благодарность за ценнейшие советы и помощь.
Обязательно постараюсь ими воспользоваться!
С благодарной улыбкой, Аслан.
Сергей Асланов 14.09.2023 09:14 Заявить о нарушении