Как святые Фотий и Игнатий отлучали друг друга от

Святой равноапостольный Фотий (820-891) и святой Игнатий Константинопольские (797-877) предали друг друга анафеме.

Случилось это с подачи светской власти.
Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский, был сыном византийского императора Михаила Рангава. В 813 году его отца свергли с престола, а 16 -ти летнему Никите новый император Лев Армянин отрезал член, потому, что по обычаю скопцу запрещалось становиться царем, после чего парня насильно постригли в монахи под ником  Игнатий. Никита не стал царём как его батюшка, но зато в 50 лет стал православным патриархом по воле святой императрицы Феодоры (815-867).

Заняв должность Игнатий принялся преследовать раскаявшихся уже иконоборцев, он даже выкопал из могилы труп императора Константина Копронима (718-785) и сжег его. Игнатий был довольно злобным правителем у него имелись враги как например Григорий Сиракузский (умер в 879) возглавлявший церковь Сицилии, который однажды публично швырнув свечи об пол назвал Игнатия волком. Патриарх по старой православной традиции собрал собор и отлучил Григория от церкви. Григорий так же по старой православной традиции пожаловался Римскому папе, но тот не снял отлучения, и не признал поставленного вместо Григория человека. Папа хитро подвесил конфликт, потому, что мечтал вернуть Сицилию, которую у Рима ранее отжали греки.

В 858 году некий Варда - дядя императора Михаила Третьего(840-867) из мести за публичное недопущение его к причастию уговорил своего племянника, сместить Игнатия с патриаршества. Дело в том, что Варда ушел от жены и  жил с собственной снохой. Игнатий наказал за это блудника, лишением "крови и плоти Христовой". Варда обиделся и решил заменить Игнатия родичем одного из бывших патриархом и профессором богословия Фотием. То, что тот был мирянином не смутило никого кроме сторонников Игнатия. Отлученный Игнатием от церкви Григорий Сиракузский, в первый день посвятил Фотия в монаха, во второй в чтеца, в третий – в иподиакона, в четвертый – в диакона, в пятый – во священника, а в шестой день, который был 25 декабря, то есть праздник Рождества Христова, в Патриарха.

Следует отметить, что Фотий испугался ответственности и не хотел быть ни монахом, ни патриархом, но партия сказала - "Надо" и профессор невольно нажил себе врага.
Что бы как-то сгладить этот переворот Фотий обещал почитать низложенного Игнатия как отца. Игнатий же не признал патриаршества Фотия, отправился в Рим добиваться защиты у папы, как это ранее сделал епископ Сиракузский. А папа почувствовал себя так как хотел -  главным. Игнатий Константинопольский глава восточной церкви ища защиты в Риме признал главенство папы Римского. За такую увагу папа отказался признавать Фотия патриархом, но потребовал от Константинополя вернуть имущество римской церкви в Калабрии и Сицилии.

В 861 году Фотий собрал Константинопольский собор, из 318 епископов, на котором заставил Игнатия отказаться от престола под смешным предлогом того, что патриархом евнух стал по воле светской власти, согласно 30-му Апостольскому: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Это действительно смешно, потому, что и сам Фотий и многие другие клирики свою церковную власть получали через мирских начальников, но приёмчик сработал Игнатий подписался под словами: «Я, недостойный Игнатий, признаю, что сделался епископом без предварительного избрания и что управлял Церковью тираническим образом».

Римский папа конечно не признал собора 861 года . Он писал: "Собранный вами в Константинополе собор… позволил себе нарушить установившуюся традицию: именно… позволил себе без согласия Римского епископа лишить сана своего Патриарха Игнатия....Собор допустил еще более постыдное, избрав из светского звания пастыря себе. Какое самонадеянное безрассудство – поставить над божественным стадом такого пастыря, который не научился еще управлять собой… Это воспрещено правилами Католической церкви..."

Так как юридически существовала Западная Римская империя и отдельно Восточная Римская империя (Византия) то существовало и две христианских церкви. Одна под папой Римским, другая под патриархом Константинопольским. Западная церковь и её глава папа, что значит патриарх претендовали на главенство и всеобщность. Название католицизм происходит от греческого- кафоликос (всеобщий). Но восточная церковь признавая западную считала себя равной ей. В то время ещё не было разрыва между христианским западом и востоком, поэтому вселенские соборы были совместными. Однако Игнатий дал повод Риму считать, что он является главным.
В апреле 863 года Папа созвал в Риме свой собор, на котором Фотий был предан анафеме. Архиепископ Сиракузский Григорий тоже, уже второй раз – первый своими православными и теперь  католиками.

В 864 году Фотий крестил Болгарию, а в 865 году оправил святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа славянам. Дела шли прекрасно, но в 867 году Василий Македонянин (811-886) убивает императора Михаила и становится императором Василием Первым. По легенде уже Фотий как тогда Игнатий не допустил высоко вельможного преступника к причастию и тоже был лишен сана. А Игнатий по воле нового правителя неожиданно "воскрес" в чине патриарха.

В 870 году, дабы закрепить "эффект" Василий Первый и папа Римский в Константинополе собрали собор, названный римской церковью восьмым Вселенским. Вызванный на этот по сути католический собор проходивший на православной территории святитель Фотий молчанием отвечал на все обвинения, а на вопрос: хочет ли он покаяться, отвечал: "Одумались ли сами судьи?" и вместе со всеми своими приверженцами был отлучен от церкви. На этом восьмом вселенском соборе восточная церковь была поставлена в зависимость от папы уже с подачи императора Византии, так Василий Первый пытался прикрыться и папой и Игнатием от обвинений в убийстве.

Фотия сослали в пустыню на семь лет, но отбыл он только пять, так как за свою антиримскую позицию был любим в народе, с Римом отношения у Василия Первого испортились ибо католики тщетно требовали вернуть Сицилию и Калабрию. В общем Василий вернул Фотия и даже доверил ему обучение своих детей. Когда умер Игнатий Фотий, вновь стал патриархом.
В 879 году на православном соборе, из 383 епископов была признана независимость и равенство обоих престолов и обеих церквей (Западной католической и Восточной православной ). За это католики во второй раз отлучили патриарха Фотия от Церкви.

В 886 году при следующем императоре Льве Мудром, святитель Фотий вновь пострадал, на этот раз по ложному доносу, обвиненный в заговоре, был низложен и заключен в монастырь под стражу. Патриархом Константинопольским Лев поставил своего младшего брата, 18-летнего Стефана, уже имевшего сан диакона. Фотий снова поехал в пустыню из которой уже не вернулся.

Прекрасно в этой истории взаимных проклятий то, что перед смертью Игнатий помирился с Фотием.


Рецензии