Анафема святому Афанасию Великому - и так 6 раз

В это трудно поверить, но святого Афанасия (295-373) архиепископа Александрийского и отца православной церкви отлучали от церкви 6 раз.

В 335 году в ливанском городе Тире был созван собор на котором святого обвинили во множестве диких беззаконий: присвоении императорских полномочий, передаче денег мятежникам, насилии над клириками, сожжении богослужебных книг, будто бы он угрожал прекратить доставку хлеба из Египта, в новую столицу империи Константинополь (ныне Стамбул). Обвинили даже в убийстве епископа Арсения, предъявляя в качестве улики яко бы его отсеченную руку. Арсения однако быстро нашли следователи и он рассказал, что ему заплатили, что бы он на время пропал.

Тирский собор осудил святого Афанасия на изгнание с кафедры архимандрита Александрии, император Константин Великий поверивший в наветы утвердил его ссылку в дикую Германию, где Афанасий прожил два года. Потом император умер, святой вернулся в Египет, но кафедра Александрийского архимандрита уже была занята одним из тех людей, кто подвергал его анафеме. Когда Афанасий вернулся домой на улицах начались драки между его сторонниками и сторонниками священника Ария.

В 338 году в Антиохии (турецкая Антакья на границе с Сирией), состоялся собор, где более чем 100 епископов, оправдали Афанасия по всем пунктам обвинений, выдвинутых на соборе в Тире. В том же году противники святого собрали новый собор, который подтвердил низложение Афанасия и избрал на его место арианца Григория Каппадокийца. Вместе с последним в Александрию прибыли войска, которые должны были усмирить неизбежный бунт. Во избежание кровопролития Афанасий тайно отбыл в Рим, где его с почетом принял Римский папа Юлий. В 340 году состоялся римский собор западных епископов, которые рассмотрели дело Афанасия признав его полностью невиновным.

В ответ противники Афанасия собрались в 341 году на новый собор в Антиохии, подтвердивший низложение Афанасия Великого. Из 25 правил, принятых тогда в Антиохии, 4-е и 12-е направлены лично против святого. По этим правилом осуждённый собором не имеет права жаловаться императору и не имеет права совершать любые богослужения, а если совершит, то лишается возможности восстановления на любом другом соборе и все, кто с ним будут общаться всех предавать анафеме.

События приобрели более грандиозный масштаб так, как в результате оправдания архиепископа Александрии римским папой, богословский конфликт православных и ариан невольно перерос в глобальное противостояние западных и восточных архиереев, которое ради спокойствия империи нужно было погасить.

В то время, когда христианство было только, только легализовано Константином Великим ещё не было разделения на католиков и православных. С точки зрения РПЦ все были православными, даже ариане считавшие Христа более человеком чем Богом заседали на одних соборах со всеми, а главное ариан подерживалл новый император Констанций Константинович не смотря на анафему этим арианам  на самом первом Вселенском соборе в Никее в 325 году. Почему?  Я думаю потому, что римским императорам в языческие времена считавшимися равным богам граждане даже были обязаны воскурять благовония и молиться. Наверное, Констанций и потом другой император Валент могли поверить в Бога Отца и Бога Духа, сотворившего всё, но вот в то, что какой-то нищий плотник рождённый матерью одиночкой был равным им сыном Бога, то есть стоял выше императорского статуса - не желали. Возможно поэтому они поддерживали сторонников Ария (356-336).

Почему сами антиохийцы склонялись к идее того, что Христос не равен Отцу? Может быть потому, что тогда его жертва становится логичней. Ибо если Христос и Отец единосущны, то есть одно и тоже по сути, то тогда кто кого приносил в жертву Отец сам себя самому себе? Зачем, не было других идей? Это трудно объяснять.
А почему никейцы во главе с святым Афанасием настаивали на, том, что Христос во всём равен своему Отцу? Думаю, потому, что если Христос меньше Отца, то тогда ветхий завет главнее, Христос вторичен, а значит и вторична по отношению к иудаизму Христианство как культ младшего Бога или даже пророка.

Давайте я расскажу о несчастном Арии. Он был более популярным священником, когда избирали епископа Александрийского если верить богослову Филосторгию (368-439), святой Александр (250-326) был избран при поддержке Ария, вероятно потому, что первый был старше на 6 лет. Но в 318 году между двумя дедами (одному было 72, другому 78 лет) возник роковой спор по поводу природы Христа. Кстати святой Афанасий был учеником этого Александра, который тоже стал святым именно потому, что разоблачил ересь Ария, хотя не Арий её придумал, она существовала с самого начала религии. Арий передавал учение своего наставника святого Лукиана Антиохийского (240-312) основателя Антиохийской школы богословия и одного из первых редакторов Библии. Вдумайтесь - редактора библии. Тогда библию можно было редактировать, сегодня почему-то нельзя.

Лукиан и по ныне почитается как православный святой в лике преподобномучеников.
Так бывает учитель редактор и святой, а ученик утверждавший его учение проклят как еретик.   Победи же тогда школа святого Лукиана в еретиках ходил бы Александр.

Не смотря на то, что Ария, то есть учение Антиохийской школы богословия на которой кстати вырос, и святой Иоанн Златоуст осудил Александрийский поместный собор 320 года главный противник Афанасия Великого Евсевий Кесарийский выбрал Ария.   Евсевий открыто ослушался решения поместного собора в случае с Арием и не только потому, что Ария уважали родственники Константина Великого. Другой Евсевий епископ Никодимский (умер 341), который потом крестил самого Константина Великого перед его смертью, тоже помогал Арию дав ему крышу и хлеб в своём городе (ныне турецкий Измит). Это были очень уважаемые люди. А почему они поддержали брата Ария? Они были не ариане, они были лукианцы, ученики Лукиана Антиохийского. А антиохийская традиция опиралась на святого Игнатия Богонсца о котором Иоанн Златоуст в «Похвальном слове Игнатию» утверждает, что тот - «близко общался с апостолами и от них почерпал духовные струи», «с ними воспитывался и везде при них находился, имел общение с ними и в речах, и в неизреченном». Евсевий Кесарийский утверждал, что Игнатий был вторым епископом Антиохийским после апостола Петра.

И не только антиохийцы подчиняли Сына Отцу, так считал и православный святой Иустин Мученик (100-165), который так же дал красивое определение Бога. На вопрос Трифона иудея, что есть Бог, Иустин ответил: «То, что всегда пребывает одним и тем же и есть причина бытия прочих существ, подлинно есть Бог».
Антиохйцы были сильны. И главное противостояние тогда было не между западной и восточной церковью, а между восточной и восточной, то есть между антиохийцами и александрийцами в лице святого Александра и его ученика святого Афанасия Великого утверждавших, то, что в 325 году стало никейским символом веры, что Отец, Дух и Сын единосущны, то есть одно и тоже в противовес традиции считать Сына Божия творением.

В православии существует предание, о том, что святой Николай Чудотворец (270-343), он же епископ Мир Ликийских в споре с Арием дал ему звонкую затрещину. Набил морду за веру. Представьте себе святой чудотворец бьет по лицу 69 летнего старика который старше Николая на 20 лет, за то, что тот не считает Христа равным Богу отцу. Христос Бог, но Отец всё-таки главнее. И на тебе по роже за такую ересь! В ад иди на вечные муки сволочь! Как бы на это посмотрел сам Иисус? Было ли это? Думаю, нет. Но сам факт, того что это передаётся в предании как образец поведения, показателен насколько христиане бывают по сути не христиане.

Вернёмся к Афанасию Великому. В 344 году по велению императоров Запада и Востока, братьев Констанса Константиновича и Констанция Константиновича, 376 епископов обеих половин Римской империи съехались на собор в Сардике (София, где начали с того, что предали друг друга анафеме. Причем святой Афанасий был на стороне римлян. Тогда братья императоры видя этот бардак, заставили попов помириться. Святой Афанасий был принят в общение восточными иерархами.

В 346 году Афанасий торжественно прибыл в Александрию и занял своё место Александрийского папы. Борьба за духовную власть на востоке притихла, но не закончилась. Через 7 лет ариане при поддержке Констанца и под его руководством провели два собора — в Арле в 353 году, а потом ещё и в Милане в 355, где снова осудили Афанасия и его сторонников — папу Либерия Римского, Илария Пиктавийского, Павлина Трирского, Дионисия Миланского, Люцифера Каларийского и некоторых других епископов. Афанасий вновь изгнан.

В 361 году новый император Юлиан возвращает Афанасия в Александрию, но не на долго. Юлиан надеялся, что Афансий возглавивший своих сторонников возобновит войну против властвующих ариан и таким образом император сможет ослабить христиан, ибо он был ярым язычником. Ариане же неожиданно помирились с вернувшимся из пустыни патриархом никейцев и о чудо приняли никейство, то есть согласились, что Христос таки равен Отцу, а не просто хороший человек. Юлиан, невольно объединивший александрийских христиан, разозлился и снова прогнал Афанасия. Вскоре Юлиана убили персы.

Афанасий вернулся теперь уже казалось навсегда, ибо новый император Иовиан благоволил ему. Но молодой покровитель неожиданно умер в походе. Следующий император Валент был чистым арианином, он издал указ изгнать всех епископов, сосланных арианином Констанцием и возвращенных язычником Юлианом, но в городе начались волнения. Устрашённый возможным бунтом в самой хлебной провинции империи, Валент позволил святителю оставаться архиепископом Александрии. Так Афанасий побели и стал святым и великим. А ариан окончательно добил второй Вселенский собор 381 года в Константинополе.

Но вот, что удивительно Антиохийский собор 341 года подтвердил низложение Афанасия арианами, при этом канонические постановления собора 341 года вошли в свод общеобязательных церковных правил.

Ещё удивительнее, что Четвёртый Вселенский собор 451 года прошедший в Стамбуле (извините на территории современного Стамбула) цитирует правила собора 341 года как "правила святых отцов." То есть формально признаёт, что лукиниане-ариане засудившие Афанасия, не еретики, а святые отцы. А в 451 году на соборе были святой Григорий Чудотворец и другие канонизированные святые. По факту они утвердили анафему Афанасию Великому благодаря которому был утверждён никейский символ веры. Это полностью обесточивает весь пафос борьбы с арианской ересью и переводит его в политическую плоскость.

По факту даже с точки зрения победившей партии не важно равен Христос Отцу или нет - важно кто принимает решения.
Как же так, что святые изгнали святого? А вот так. Всё как у людей. В борьбе за власть и святые тоже становились бюрократами. Равен ОН Отцу или нет, какая разница если вы забываете ЕГО главные заповеди: возлюби, не лжесвидетельствуй, подставь...

Главным обвинителем святого Афанасия был епископ Евсевий Кесарийский (258-339), который считается в православии отцом церковной истории не смотря на то, что он был лукинианцем - арианином. Самый известный его труд посвящен истории христианства до 324 года. Евсевий в итоге принял никейский символ веры. Но почему не реабилитировали пострадавшего от ариан Афанасия? Как объяснят вам знающие люди, Афанасия осудили за то, что в 338 году он вернулся в Александрию не канонически, вопреки соборному определению и возвращение его сопровождалось кровавыми беспорядками. Хотя логики в этом мало, ибо по распоряжению внешних властей чего только в церкви не происходило.

Кстати по второму правилу этого собора большинство современных захожан в православную церковь должны быть отлучены от неё и общаться с ними нормальным православным запрещено: "Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имети общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молиться с находящимися вне общения церковнаго; чуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой
церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира, окажется сообщающимся с отлученным от общения: да будет и сам вне общения церковнаго, яко производящий замешательство в чине церковном».

Этот канон не отменён. Когда вы приходите просто поставить свечку во исполнения желаний, помните, что по канону святых отцов если вы не ходите регулярно на службу, не причащаетесь и не исповедуетесь вы отлучены как еретик Арий, впрочем, как и святой Афанасий Великий.


Рецензии