Как святой Феофил проклял Иоанна Златоуста

"Бог творит все, как хочет, а человек — как может". Григорий Богослов

Епископа Константинопольского святого Иоанна Златоуста (347-407) летом 403 года осудил православный поместный собор, на нём Патриарх Александрийский Святой Феофил (умер 412) назвал Златоуста одержимым нечистыми духами, безбожником, Иудой и сатаной, безумным тираном, отдавшим свою душу дьяволу, врагом человечества, чьи преступления похлеще разбойничьих.

Собор обвинил Златоуста в том, что он продал много церковной собственности, избивал монахов, поносил духовенство, как бесчестное и продажное и подкупил рукоположенных им епископов. Не молился при входе и выходе из церкви. Отказался проводить останки людей, которые умерли в тюрьме посаженные туда по его приказу. Принимал женщин оставаясь с ними наедине, и обедал вопреки правилу один предаваясь при этом чревоугодию. Что воду нагревают только для одного Иоанна, и что после того как он искупался, его слуга Серапион выливает ванну, так что никто больше не может её использовать.

Собор обвинил Златоуста в том, что он не отрёкся от проклятого Феофилом старика Оригена (185-254).  Всего 29 обвинений. Православный собор 403 года единогласно вынес приговор снять святого Иоанна Златоуста с должности и казнить. Но казнить главным образом за то, что он в своих проповедях якобы оскорбил саму царицу осуждая пышные женские наряды.

Бывший друг Иоанна епископ Севериан Габальский имевший обиду на него произнёс в церкви проповедь, в которой обвинял святого в высокомерии и хвастовстве. Это возмутило народ. Толпа горожан пришла ко дворцу императора угрожая его подпалить. Святой Иоанн был восстановлен в должности архимандрита Константинополя. Но через некоторое время императрица снова обиделась на пастыря, который осудил постановку её серебряной статуи. Святого сослали в Каппадокию. Возмущённый народ всё-таки спалил несколько зданий, но бунт был подавлен. Из Каппадокии Златоуст уже не вернулся. Заболел там и умер.

Кто же был этот египтянин святой Феофил так жёстко пытавшийся унасекомить своего брата во Христе? Это был бодрый и хитрый дядечка, который став патриархом Александрийским, то есть главой всей восточной церкви, строго требовал покорности от епископов, а непослушных кидал в темницы. Да тогда попы имели такую власть наказать человека, посадить его в тюрьму. Используя отряды "профсоюза" мойщиков трупов, которые добровольно ухаживали за больными и хоронили мертвецов, сплочённых и агрессивных христиан называемых "парабаланы" то есть "мойщики", Феофил разрушил храмы богов Митры, Дионисия и Сераписа, а из их камней построил православные церкви. Вместе с храмом Сераписа в 391 году святой святой Феофил уничтожил и большую часть александрийской библиотеки, где хранилось до 700 000 свитков, пергаменов и глиняных табличек.

Александрия, основанная в дельте Нила, Александром Македонским была тогда главным городом восточного православия. Ко времени Феофила ей было больше 700 лет, а христианство как одна из религий Римской империи было узаконено всего 78 лет назад в 313 году Миланским эдиктом о веротерпимости императора Константина Великого (272-337).

При племяннике святого Феофила святителе Кирилле, получившим должность из рук дяди, была убита Ипатия - женщина математик и астроном. Её обвинили в колдовстве. Если верить летописцу церкви Сократу Схоластику парабаланы устричными раковинами и глиняными черепками содрали кожу с живой женщины, а потом таскали по улицам на верёвке. Сократ Схоластик был современником событий, он писал, что убийство Ипатии: "навлекло немало позора на Кирилла и на Александрийскую Церковь". Император Феодосий был разгневан, но следствие так и не смогло установить, что святитель Кирилл был причастен к убийству. Языческий философ сириец Дамаский обвинял его в убийстве из зависти к популярности Ипатии и подкупе следователей.

Но вернёмся к святому Феофилу. Почему он ненавидел Златоуста. Есть две версии. Из-за того, что хотел поставить на Константинополь своего родственника, а император поставил Иоанна и вторая версия из-за спора- «человекообразно ли Божество?». Одни христиане вслед за великим Оригеном считали, что Оно бестелесно и не имеет ушей, рук, ног, что места священного писания, в которых упоминаются части тела Божества, надо понимать иносказательно. Другие считали, что у Бога реально есть руки, ноги и прочее. Этот спор дошел до мордобоя и погромов.
Патриарх Александрийский святой Феофил как человек не глупый поддерживал безтелесников, в пасхальном послании 399 года учил о том, что Бог бестелесный и чуждый человеческого вида, но парабаланам это не понравилось, и они пришли с палками бить патриарха.

Святой быстро сообразил, что не прав, поменял точку зрения и организовал поместный собор, на котором Ориген был проклят как еретик. После чего Феофил напал на безтелесников: «Он же, уставившись налившимися кровью глазами, похожий на дракона, по-бычьи смотрел исподлобья, иногда становясь темно-синим, иногда желтым, а иногда даже, охваченный неукротимым гневом, оскаливая зубы. Аммонию, мужу одного возраста с собой, он своими руками обмотал шею омофором, нанося ему руками удары по щекам и окровавив ему нос сжатыми пальцами, закричал громовым голосом: “Еретик, анафематствуй Оригена”» (Диалог Палладия Еленопольского о житии Иоанна Златоуста).

Когда Аммоний отказался, парабаланы разгромили его монастырь. Несколько монахов оттуда прибежали к святому Иоанну в Константинополь и тот дал им убежище. Сам святой Иоанн как человек смелый точку зрения не поменял. И в результате интриг другого святого оказался под арестом, потом в ссылке, где и умер.
Кто-то усомниться, а был ли святой Феофил Александрийский святым? Да был. В послание Второго Вселенского Собора 553 года императору Юстиниану Пятому написано: "Следуем же во всем святым отцам и учителям святой Божией Церкви, то есть, Афанасию, Иларию, Василию, Григорию богослову и Григорию Нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем все, что; написано и изъяснено ими о правой вере и в осуждение еретиков. (см. Деяния Вселенских соборов. т.3. Спб., 1996, с. 302.)

Святой Феофил в борьбе за власть использовал фанатиков – парабаланов, их целью было умереть ради Христа заразившись от больных или в драке за веру, это была очень грозная сила. Не смотря на, то что Феофил собрал два поместных собора в Александрии, в 400 и 403 году, с целью предать проклятию двух своих братьев по вере Оригена и Златоуста и несмотря на отмену решения об анафеме Златоусту, Феофил так и остался святым отцом церкви.

При этом святой Феофил оставил после себя 14 правил, вошедших в каноны православной церкви, большинство из которых касались частных случаев, но несколько полезны и до сих пор. Например, при выборах священника все клирики должны единогласно избрать кандидата на рукоположение. Затем епископ должен спросить народ, свидетельствует ли он, что это достойный человек, – и только тогда епископ открыто рукополагает. Вполне демократично. Интересно сейчас православные соблюдают это правило или нет?

Еще вполне человеколюбивое правило по которому вдовы, бедняки и странствующие братья, которым случится прийти в епископию, должны пользоваться всяким успокоением за счет церковных средств, и никакой епископ или эконом да не присваивает себе эти средства, чтобы ими пользоваться единолично. То есть епископские деньги должны тратиться на вдов нищих и странствующих, а не на строительство дворцов, яхт и прочие атрибуты успеха. По современным меркам святой Феофил был левым, возможно даже коммунистом "сталинского" типа.

Жил ли Феофил по собственным правилам? Одни отцы церкви как преподобный Викентий Леринский (ум. 445) считают, что да, что святой Феофил знаменит верой, жизнью и познанием. По иронии судьбы в 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Феофила Александрийского кратеру на видимой стороне Луны. Почему по иронии? Потому, что он спалил самую древнюю в мире библиотеку, а его племянник причастен к убийству самого выдающегося астронома того времени Ипатии.

Другие как ученик Златоуста епископ Еленопольский Палладий (360-420) считали Феофила лицемером, источником всех зол, ненавидящим добро демоном, руслом для нечистых источников. Преподобные Нил Синайский (ум.430) и Исидор Пелусиот (370-440) писали про святого Феофила: "Египет всегда был врагом Моисея, приверженцем фараона. Теперь против святого учителя выдвинул этого Феофила, человека жадного до драгоценных камней и золота. К нему примкнули четыре участника, четыре отступника, как и он, - Акакий, Севир, Антиох и Квирин. И они его уничтожили".

Святой Марк Эфесский (1392-1444) отрицал святость Феофила внесённого в список Пятого Вселенского Собора: «Ибо мы весьма удивляемся, что в помянутом тексте, и Феофил причислен к прочим Учителям, которого, вообще, не писание какое, а дурная слава известна всюду за его бешенство на Златоуста, и который на основании сего убийства и за иные беззакония, хотя и после смерти, низлагается и анафематствуется в одном послании, приписываемом блаженному папе Иннокентию».
Как бы там ни было, но святые православной церкви Феофил и Златоуст называли друг друга демонами.

Надобно немного пояснить про Оригена. Его жизнеописание содержится в «Церковной истории» епископа Кесарии Палестинской Евсевия (265-339). Ориген был главой Александрийской школы, написал около 2 000 книг которые почти все потом были уничтожены его братьями по вере. Из среды учеников Оригена вышли святители Архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий (330-379), архиепископ Константинополя Григорий Богослов, (329-389). Епископ Нисский Григорий (335-395).

Но на поместном Александрийском соборе 400 года Ориген был предан анафеме, более того анафеме предавались все, кто не проклял Оригена вслед за собором: «Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена с их нечестивыми писаниями… и всех мудрствующих подобно вышеупомянутым еретикам… – таковой да будет анафема». Анафема Оригену подтверждалась тремя последующими вселенскими соборами.

Ориген, этот образец аскетизма был записан в еретики и предан анафеме. Человек, который проповедовал христианство в то время, когда оно было ещё под запретом. Только через 58 лет после смерти Оригена в 313 году христианство было узаконено. А прокляли его клирики, которые уже были вписаны в госаппарат и жили вполне припеваючи. Ориген же спал на голой земле, вообще не ел мяса, не носил обуви, не имел смены одежды. Ориген сам себе отрезал член, чтобы избавиться от возможной клеветы так как ему приходилось обучать грамоте женщин. Погиб он от язычников в возрасте 68 лет его пытали в тюрьме после чего потеряв способность ходить он умер как мученик. Кстати его отца Леонида тоже убили язычники и тоже за веру.
Человек на книгах, которого выросли отцы современной церкви, иконы которых есть в каждом алтаре, а писания стали православными догматами - не стал святым как
Феофил или царь Николай второй. Ориген проклят церковью которую он во многом и создал. Ничего себе! А за, что?

За рассуждения. Ориген смел рассуждать. Основная его идея состоит в том, что всё со временем приобретёт свою изначальную совершенную природу. Ориген полагал, что небо и звёзды имеют свои души, что души людей существовали прежде тел и до появления видимого мира жили жизнью бестелесной и вечной на небе, что душа может переселяться из тела в тело, что в итоге тела не воскреснут - только души. По его мысли, все осужденные на муку грешники и даже падшие ангелы когда-нибудь будут избавлены от ада. Ад — это исправительное учреждение. Вечные муки не вечные, не может же быть Бог таким жестоким. Господь “щедр и многомилостив, не до конца прогневается” (Пс.;102:8–9).

Ориген всего этого не утверждал, просто размышлял и предлагал читателю поразмышлять. И за это отправлен добрыми братьями христианами на вечные муки в вечный ад. Если бы были живы ученики Оригена допустили бы они это проклятие? Думаю, нет.

Так малоизвестный святой Феофил забанил сразу двух выдающихся христианских подвижников и писателей, один из которых популярнейший святой Иоанн Златоуст.
Какой мы из этого можем сделать вывод? Не надо идеализировать прошлое, там было то же самое, что и сегодня, то есть по-человечески - «Прав» тот, у кого в руке палка.


Рецензии