Тания. глава 1. Послание о покаянии

https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1765169
Леилуй нишмат Бааль аТания раби Шнеура Залмана и Бааль Шем това
 Каждый кто учит сегодня Танию  - да будут его  молитвы исполнены в заслугу Бааль Тании и Бааль Шем Това

 
Сказано в конце трактата Йома: "Есть три вида искупления, и каждое из них связано с покаянием"1. Если человек нарушил позитивную заповедь и совершил покаяние, немедленно ему прощается [- наказания более не следует]. Если нарушил запрет и раскаялся, покаяние задерживает [наказание], а Йом-Кипур искупает. (Несмотря на то, что позитивные заповеди, когда речь идет об их исполнении, выше и [в случае, если человек стоит перед выбором], предпочтительнее соблюдения запретов. Причина [этого предпочтения] такова - исполняя позитивную заповедь, человек тем самым привлекает к верхним мирам свет и обилие от отражения света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он2 (как сказано в книге "Зогар", что 248 позитивных заповедей - это 248 органов Короля3), а также к своей Б-жественной душе, как сказано: "[Благословен...] освятивший нас Своими заповедями". Но что касается покаяния, то хотя и прощается человеку наказание за то, что он восстал против владычества Его, благословенного, и не исполнил слово Короля, все же свет, [который был бы привлечен в случае исполнения этой заповеди действием,] отсутствует и т. д. И как наши мудрецы, благословенной памяти, комментируют слова: "Извращенный не сможет исправить"4 - "это сказано о том, кто пропустил вечернее [или утреннее] чтение молитвы "Шма" и т. д."5. Ибо даже если он впредь будет всегда пунктуально читать "Шма" и вечером и утром, покаяние не может восполнить то, что он однажды не сделал. Тот же, кто нарушает запрет тем, что зло пристает к его душе, причиняет ущерб наверху, в корне и источнике ее происхождения (в одеяниях десяти сфирот мира Асия6, как сказано в [предисловии к книге] "Тикуней Зогар": "Ты сделал им7 одеяния, из которых вылетают человеческие души и т. д."). И потому нет искупления его душе также и наверху до [искупления в] Йом-Кипур, как написано [об этом дне]: "И искупит Храм, [очистив его] от нечистот сынов Израиля и от их злодеяний... пред Всевышним очиститесь"8. Именно "пред Всевышним". И потому из этого не следует, да сохранит Всевышний, что грех менее серьезен, когда не исполняются позитивные заповеди, а тем более - предписание об изучении Торы. Напротив, сказали наши мудрецы: "Всевышний простил идолопоклонство и т. д."9, хотя [наказание за] это - "карет" и смертная казнь по решению суда, "но не простил пренебрегающим изучением Торы").

Если [человек] совершает грех, за который полагается "карет" или смертная казнь по решению суда, покаяние и Йом-Кипур задерживают [наказание], а страдания очищают [мемаркин] (то есть завершают искупление. Слово это происходит от слова мерика, которое означает "начищение до блеска", "мытье до совершенного очищения" души. А капара означает "искупление", "очищение от грязи греха"10), как сказано: "Розгой Я накажу их за злодеяния их и язвами за грехи их"11. Таковы слова Барайты12.

Заповедь о покаянии в Торе говорит об отказе от греха (как сказано в Гмаре, в 3-й главе трактата Санъэдрин, и в [книге "Шулхан арух", раздел] "Хошен мишпат", конец параграфа 34, где говорится о свидетельстве). То есть бесповоротно решить в душе не повторять более подобной глупости - не восставать против владычества Его, благословенного, не нарушать более велений Короля, да сохранит Всевышний, - как позитивных заповедей, так и запретов. Это основной смысл покаяния - возвратиться ко Всевышнему всем сердцем и всей душой, чтобы служить Ему и соблюдать все Его заповеди, как написано: "Да покинет преступный путь свой и грешник мысли свои и да возвратится ко Всевышнему и т. д."13. А в главе "Ницавим" написано: "И возвратишься ко Всевышнему, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса Его... всем сердцем твоим и т. д."14. [И еще сказано]: "Вернись, Израиль, ко Всевышнему, Б-гу твоему, и т. д."15, "Верни нас, Всевышний, к Себе и т. д."16. А не так, как в народе думают, что покаяние - это пост. Это верно, даже если [человек] совершил грехи, за которые следует наказание "карет" и смертная казнь по решению суда, и завершением его искупления должны быть страдания, - то есть Всевышний посылает ему страдания (как сказано: "Розгой Я накажу и т. д. - именно "Я накажу"). Когда покаяние человека принято Им, благословенным, и человек возвращается к Нему всем сердцем и всей душой из любви [к Нему], тогда при пробуждении снизу "как в воде отражается [лицо человека против лица] и т. д."17, [возникает и] пробуждение сверху, пробуждение любви и милосердия Всевышнего, чтобы очистить его от грехов страданиями в этом мире, как написано: "Ибо кого любит Всевышний, того и покарает и т. д."18. И потому ни у Рамбама, ни в книге "Сефер мицвот гадоль" никакие посты вообще не упомянуты в законах о покаянии даже за те грехи, за которые следует наказание "карет" и смертная казнь по решению суда. [Там упомянуты] только исповедь и просьба о прощении грехов, как написано в Торе: "И исповедают свои грехи и т. д."19. И если сказал пророк Йоэль, [передавая слова Всевышнего]: "Возвратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте и в плаче и т. д."20, - это для того, чтобы было отменено небесное постановление об очищении грехов поколения нашествием саранчи21. Таков смысл всех постов - постятся при каждом несчастье, чтобы оно не поразило народ, как об этом говорится в книге Эстер. И если в нравоучительной литературе, и прежде всего в книгах "Сефер арокеaх" и "Сефер хасидим" [говорится] о многочисленных постах и умерщвлениях плоти для совершившего грех, за который полагается "карет" и смертная казнь по решению суда, а также для того, кто испустил семя впустую, за что ему следует смертная казнь, посылаемая небом, как сказано в Торе об Эре и Онане, и наказание за этот грех такое же, как для тех, кому следует "карет", [то эти посты и умерщвления плоти даны] для того, чтобы избавиться от наказания страданиями, посылаемыми небом, да сохранит Всевышний, а также чтобы ускорить и приблизить полное искупление души. Кроме того, ведь может быть, что он возвращается ко Всевышнему всем своим сердцем и душой не из любви [к Нему], а только из страха.


Рецензии
Сейчас, особенно до Рош ашана время наиболее успешное для раскаяния , чтобы войти в новый год с чистыми душами и добрыми постановлениями небес . Раскаяние же- первое чудо света ,созданное раньше сотворения мира. Оно является ключом от всех бед , способно отменить множество страшных приговоров , изменить судьбу и т.д. Сейчас время для раскаяния , чтобы получить самый лучший год из всех прошлых и следующие пусть будут еще лучше !

Сара Това Кунин 3   04.09.2023 14:58     Заявить о нарушении