Быть свободным

Вокруг света за 30 дней | День 17. Франция
  «Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным» — Вольтер
*
Это рассказ, действие которого происходит на улицах города — не важно, вымышленного или настоящего. Герои рассказа теряются в лабиринтах переулков, спускаются в подземелья. Они ищут свободу, но вот найдут ли?
*
БЫТЬ СВОБОДНЫМ
"Сколько я не был в отпуске? — мужчина потер лицо руками. — Работа, работа, работа... А что, собственно, я видел? Живу в этом городе пятнадцать лет, но кроме работы, проектов, кирпича, бетона, стекла ничего нет в жизни... Всё. Решено. Беру отпуск на неделю!"

Он поднял телефон, позвонил партнёру, озвучил решение.
— Давно пора! — согласился Иван. — Ты, дружище, куда рванёшь? На острова?
— Да, — бросил решительно. — Чтоб никто не дозвонился!
— Тоже верно. Надолго?
— На неделю.
— Возьми хотя бы десять дней, Артём!
— Посмотрю, как понравится.

Артём закрыл кабинет, улыбнулся и пошёл к лифту. Уже дома он перебрал все рекламные файлы, поморщился и вдруг подумал, что когда-то мечтал исследовать подземелье Города.


 Они с Игорем, другом детства, для того сюда и приехали, но Артём увлёкся архитектурой, строительством, стал делать деньги, как смеялся Игорь. А сам Игорь... Где он теперь? Мужчина задумался, достал старый потрёпанный блокнот, долго шуршал страницами и, в конце концов, удовлетворённо хлопнул по странице ладонью.
— Нашёл!
Номер долго не отвечал. Потом женский голос спросил:
— Кого ищете?
— Игоря, — опешил Артём от такого вступления.
— Гарика что ли?
— Гм... Ну, да, его так звали по детству.
— Как будто он стал взрослым! — хмыкнули в трубке. — Пишите адрес.
Артём записал и адрес и новый телефон. Созвонился с Гариком. Тот обрадовался.
— Ты во время, старик! Ты очень вовремя! Пойдёшь с нами вглубь земли?
— Это куда? — оторопел от напора друга.
— Как куда? — Гарик засмеялся. — В те самые катакомбы! Ты думаешь, они исследованы? Кукиш! Там столько всего, Темыч, закачаешься! Ну, что ты готов?
— Готов, — кивнул Темыч.

Он уже забыл свою детскую кличку. Стал Артёмом Ильичем. Начальник!
Собирался быстро, обнаружив, что снаряжение лежит на прежнем месте, на антресолях, куда он давно не заглядывал. Подъехал по нужному адресу и сразу узнал Игоря. Тот и вправду совсем не изменился, только больше стало морщинок, что лучиками освещали лицо.

Гарик тискал друга, изредка постукивая по спине и плечам.
— Разжирел на спокойной жизни, бродяга?
— Да я... Да в качалке два раза в неделю...
— Молчи! В качалке. В проходах полазаешь, сразу все мышцы почуешь! Пошли, расскажешь, на что променял свою жизнь. Заодно соберёмся, завтра утром выходим.

Собрались быстро. У Гарика всё было схвачено. Костюм, ботинки и разное остальное мигом подобрали. Они сидели в неухоженном, но красивом саду под яблоней, пили чай, вспоминали.

Наутро молча поднялись, позавтракали плотно, осмотрели ещё раз оборудование, надели рюкзаки и нырнули в микроавтобус. Почти в центре Города спустились под землю по люку канализации. Немного прошли и снова опустились в люк, более старый. Ещё несколько раз повторялась эта локация. Артём сбился на десятом спуске. Десятый или одиннадцатый?

Четверо мужчин оказались в старом каменном круглом помещении.
— Вот отсюда надо идти аккуратно, — негромко заговорил Игорь. — Я пойду первым, за мной Толян, — он кивнул на плотного крепыша. — Следом ты, Темыч, последним Кирилл. Не кричать. Если опасность, ухвати за плечо впереди идущего. Если опасность увидел тот, кто впереди, он поднимет сжатую в кулак руку. Ясно? Вспомнил, как мы ходили таким образом?
Артём кивнул.
— Тогда вперёд.

Гарик подошёл к обычному выступу, нажал двумя руками с боков и потянул на себя. В углу отошла плита, открывая проход по каменным ступеням вниз. Четвёрка людей бесшумно скрылась в проёме, который тотчас закрылся за последним человеком. Фонарики, закреплённые на голове автоматически включились.

Лестница была рассчитана на одного человека. Вполне крепкие ступени виляли то вправо, то влево. Артём подивился, зачем такой серпантин понадобился древним строителям? Он прикинул приблизительно, что они находятся где-то на этаже двадцать пятом, но не вверх, а вглубь.
 Откуда здесь нормальный воздух? Вполне нормально дышим. Каким образом здесь устроена вентиляция?
Толян поднял правый кулак, Артём повторил жест. Группа замерла. Потом последовал жест "вперёд". Вскоре спуск прекратился, перед людьми оказалась камера три на три.

"Ни окон, ни дверей! — подумал Артём. — Если лестница рухнет, нам обеспечена глубокая могила!"
От этих мыслей по спине пополз холод.
— Темка, иди сюда, — поманил Гарик. — Ты лучше всех отгадывал головоломки. Посмотри.
Мужчина с интересом смотрел на чёткие рисунки.
— Какая точность! — удивлённо прошептал.
Он хотел коснуться, но Гарик отвёл руку.
— Каждое касание может стоить нам жизни. Смотри внимательно, расшифруй надпись.
 
Артём тщательно перерисовал в блокнот каменное письмо. Сфотографировал на телефон. При этом Гарик лишь поморщился, но ничего не сказал.
Всё аккуратно сели на корточки, глядя на Артёма. Это сначала мешало, но он увлёкся и незаметно забыл о спутниках. Магия линий, точек, загогулин увела мужчину в другой мир.

Он забыл о времени, чёркая в блокноте. Наконец он выдохнул и протянул Гарику листок. Там была нарисована последовательность нажатий на определённые точки квадратных плит.

Гарик выдохнул, перекрестился, и, глядя на рисунок, повторил движения. Некоторое время ничего не происходило. Но вдруг медленно задвинулась плита над головами. Люди сидели молча. Потом раздался скрежет и пол начал опускаться.
— Лифт? — еле слышно произнёс Кирилл.
— Скорей всего, — также тихо ответил Артём.
 
Движение длилось минут десять, если не больше. Наконец, плита застыла и начала медленно поворачиваться по кругу. Толян посветил вверх лучом, он терялся в тесном круглом проёме, не достигая потолка. Стена перед людьми разошлась на две половинки, открывая проход. По очереди выползли в какой-то зал. Судя по звукам, высокий. Как только последний член команды встал на ноги, проход в лифт закрылся. Четвёрка закрутила головами, стараясь осветить стены, понять, где они находятся.

Кирилл подошёл к стене, что-то рассматривая. Подозвал остальных, указал на странное устройство, прошептал:
— Это освещение. Надо зажечь фитилек.
Он посмотрел на Гарика. Тот кивнул. Кир вынул зажигалку, высек огонь, поднёс к фитилю. Тот вспыхнул, огонь ушёл под камень.
"Щас как рванёт!" — подумал Артём и повёл плечами, как бы скидывая плохие мысли.
Огонёк посверкивал то там, то тут на высокой стене и вдруг под потолком по периметру вспыхнули одновременно несколько огромных ламп-шаров.
Хором выдохнули.
— Ух, ты!

Нечто похожее на храм открылось группе. Мраморные белые стены, ниши, где стояли гигантские статуи существ, мало похожих на людей, витражи, освещённые пламенем изнутри, широкие разнообразные каменные кресла или троны, стоящие по кругу в центре помещения. Огромная, под потолок статуя человека в обычной одежде — рубашка, брюки, ботинки. Волосы до плеч, улыбка на губах, руки в карманах. Настолько натуралистично, что казалось, вот-вот, и он сделает шаг вперёд.

Люди переглянулись.
— Человек как бы главный, раз такой высокий. Атлант?
Они медленно пересекли зал, подходят к фигуре человека. Он вдруг повернул голову и улыбнулся.
Люди шарахнулись назад. А человек заговорил.
— Не бойтесь, потомки. Если вы находитесь здесь, значит род людской выжил и стал главным на этой планете.  Я не живой, это... запись. Картинка, которая движется, послание для вас. После того, как закончится мой рассказ, я застыну навеки.

Он говорил несколько медленно, возможно, нарочно делал это, чтобы те, кто услышит его, понял все слова правильно.

— Когда мой корабль потерпел крушение в космосе, я принял решение посадить его на этой планете. Здесь нет таких, как я. Есть зверолюди. Они разумны, но многое не соответствует нормам морали моего народа. Каннибализм, войны, убийства, злоба, жадность, зависть, ненависть к другим видам — вот, что присуще им. Я как мог, старался исправить их. Я внёс изменения в их генокод. Не спрашивайте как,  это долгий разговор. Пройдут века для того, чтобы из этих низших сумели развиться высшие существа. Надеюсь, это вы. Надеюсь, вам уже неизвестны все вышеперечисленные низкие чувства. Если так, то я не зря жил пятьсот оборотов, работая без устали. Мой голос звучит в последний раз. Потомки, прошу вас пошлите весточку в созвездие Лиры, хотя у вас оно может называться по-другому... У подножья вы найдете точные координаты моей планеты. Меня зовут Богус. Богус Райский. Я известный учёный-исследователь. Мои открытия не должны быть забыты. Прощайте, потомки! Живите по тем законам, что я оставил вам, они начертаны на этих стенах.

Голос умолк. Зато купол высветился звёздной картой. Артём снимал, не переставая.
— Звезды расположены не так, как в современном мире. — Заметил Толян.
— Стены сними, расшифруем заповеди, — Гарика лихорадило.
— А чего их расшифровывать? — Хохотнул Кирилл. — Абсолютно всё ясно! Плюс фигуры объясняют языком скульптуры. Вот смотрите, — он указал на одну из скульптур. — Точное отражение заповеди — Не убий! Там, далее — не укради!
— Стоп! — Артём перевёл взгляд на Гарика. — Известно о десяти заповедях, а здесь их двенадцать.
 
Всё огляделись.
— Точно, двенадцать. — Кир фотографировал статуи и стены на цифровой фотоаппарат и на плёночный.
 Где он достал такую древность, оставалось тайной.
Артём снял на телефон всё, что было в зале. Он заметил, что троны (очевидно, это всё же они!) расчитаны на разных существ. Кое-где в сиденьях находились дыры. Скорей всего для хвостов. На спинках красовались барельефы тех, кто имел право тут сидеть. Динозавр прямоходящий с двумя руками, циклоп с огромными зубами, змей или змея с лицом человека, жук, русалка, паук с лицом почти людским (они тоже были разумны?), шестиногий ящер, нечто похожее на обезьяну с двумя хвостами, медуза, дельфин и... страус. Артём разглядывал изображения и не мог поверить, что эти существа обладали разумом.

"Из кого же получился человек современный? — сказать, что он был шокирован, это ничего не сказать. — За многие века мы не очень-то изменились. Плетем интриги, как сети паук, жалим ядом, как змеи или медузы, прячемся от проблем, как страус в песок голову, жаждем сожрать тех, кто богаче нас, как циклоп, и ненавидим дельфинов за то, что они дружелюбны... Мы не выполнили заповеди Богуса... Крадем, убиваем, желаем, завидуем..."

Подошёл Толян.
— Нам надо выбираться отсюда. Как думаешь, где выход?
— Через фигуру Богуса, — не задумываясь, ответил Артём.
— Почему так решил?
— А где ещё?
— Действительно! — усмехнулся Толян. — Мы всё немного ошалели от увиденного. Надо уходить.
— Да, — кивнул Артём.
Его не покидало чувство растерянности и какой-то обречённости. Он вдруг осознал, что они находятся на огромной глубине, в подземелье. Голову сдавила боль. К нему подскочил  Гарик, обнял за плечи.
— Эй, Темыч, ты чего? Мы сделали такое открытие, а ты, друг, сомлел. Толик прав, пора искать выход отсюда. Давай, напрягись, выведи нас.
Артём повернулся к статуе Богуса.
— Это голограмма. Почти. Она осязаемая, но сквозь неё надо пройти, там выход.
— Откуда знаешь? — наклонился к нему Кирилл.
Артём пожал плечами.
— Просто знаю.
— Хорошо, идём! — Гарик потянул друга к облику Богуса.

Статуя действительно напоминала желе. Четвёрка протиснулась через неё. Там ждала дверь. Обычная, по их росту. Гарик толкнул её рукой, открылся коридор из света. Они выбирались недолго. Просто выпали один за одним на берег реки в парке.
— А как же подземелье? — тупо спросил Кирилл.
— Сворачивание пространства. — Констатировал Гарик.
— Выходит, чтобы снова попасть в тот зал, надо заново пройти весь тот длинный путь? — Толян тупо смотрел на реку.
— Выходит, — протянул Кирилл.
— Брошу строительство, буду людей водит в тот зал, — выдавил Артём.
— Ага, — хлопнул по плечу друга Игорь. — Вместе будем водить. Надо убедиться, получились ли фото и видео.

Все засуетились, включая аппаратуру. Артём смотрел нам картинку в телефоне. Лицо Богуса, спокойное и открытое, вдруг исказилось жалостью, он закрыл лицо руками, сквозь пальцы катились слезы.
"Мы не оправдали Его надежд... Что ждёт нас в будущем? Неужели мы снова превратимся в зверолюдей?"
Над Городом поднималась Луна.
*
Дальше сюда:
http://stihi.ru/2023/09/01/2142


*
 
#пиши_за_гроши


Рецензии