Тезаурус Знаний и Незнаний. Киренаики. Наслаждение

   Кто верит в бесконечность иль в конечность различных знаний,
Тот ищет истину в мире познаний!
 
    Киренаики (греч. ) — представители греческой философской школы, основанной в IV в. до н. э., последователи Аристиппа из Кирены (от названия города образовалось именование школы).
  Занимают промежуточное положение в истории философии между Сократом и Эпикуром.
Оригиналы текстов киренаиков не сохранились. Их взгляды и биографические сведения дошли до нас благодаря Диогену Лаэртскому и другим древним авторам, в частности Сексту Эмпирику, Цицерону и Плутарху. Стандартным источником сейчас считается подборка фрагментов, сделанная Г. Джаннантони, в составе сборника «Фрагменты Сократа и сократиков».
   Киренаики поняли этические аспекты учения Сократа так же односторонне и доводя до крайности, как и киники, но противоположным способом:
противопоставили себя аскетизму и заявили высшей ценностью жизни наслаждение.
Такая позиция называется ГЕДОНИЗМОМ.
   Помимо Сократа, на учение киренаиков повлияли воззрения Протагора и Демокрита. Эпикур же одновременно учитывал наличие мнение киренаиков и сам оказывал влияние на последних представителей школы. Сократики и платоники критиковали киренаиков. Так, у Диогена Лаэртского упоминаются диалоги «Аристипп или Каллий» Стильпона (Diog. Laert. II 120), и «Аристипп Киренский» Спевсиппа (Ibid. IV 4).
   Диоген Лаэртский писал, что среди киренаиков было четыре течения,
что косвенно указывает на достаточное количество последователей и интерес к учению. Однако уже к середине III века до н. э. школа по сути прекратила существование.
Не сохранилось никаких упоминаний о том, чтобы у Гегесия и Анникерида были ученики или последователи. У Феодора был единственный ученик — Бион Борисфенит, однако он не придерживался взглядов учителя и был эклектиком, добавляя к взглядам киренаиков элементы софистов и даже киников.
Не следует думать, что философы отвергли взгляды киренаиков — дело в том, что сами киренаики породили эпикуреизм, который стал распространённым и уважаемым учением. Переход был настолько плавным, что Диоген Лаэртский даже обвинял Эпикура в плагиате Аристиппа (Diog. Laert. X 4).
   Однако Эпикур расширил взгляды киренаиков,
добавив к наслаждению от действий - наслаждение от отсутствия страданий,
а также указывал на связь с телесным любого психического переживания (оно невозможно без тела).
   Таким образом, идеи киреинаиков были не отброшены, а развиты,
и, образно говоря, растворились в более проработанном и универсальном учении Эпикура.
То есть киренаики естественным образом развились до эпикурейцев.
// Эпикурейство -  склонность к чувственным удовольствиям, к изнеженной жизни.//


Рецензии