Берёзовые косыньки. Пеон 2 в акростихе. Новая реда
Виктору Кокосову
Берёзовые косыньки ещё не изжелтели
Улыбчивое солнышко закатное горит.
Детёнышами звонкими резвятся свиристели,
Ершась над ежевивикой у растрёпанных ракит.
Малиновыми зорьками ещё не насладилась,
Живительно-медовое тепло не уползло,
И понимаю к сумеркам, что впереди немилость
ТЬмы-тьмущей, покрывающей собой добро и зло.
28.08.23
Свидетельство о публикации №123082800458
Удачи.
Николай 55 28.08.2023 10:17 Заявить о нарушении
Ольга Нефёдова-Грунтова 31.08.2023 20:31 Заявить о нарушении
Возможно, что я третьего дня читал невнимательно или Вы подправили что-то уже, я копию не делал. Но впечатление было именно такое.
Сегодня же я вижу только одно сомнительное место с "ежевивикой и буквой У"
Остальное всё в ритме и с рифмой. Сделал несколько раскладок по стопам. Пеоны отделил косой чертой, ударения выделил заглавными буквами. Строение по стопам обозначено как 0 - безударный слог, 1 - ударный (сильный) В редакторе всё видно наглядно, а в комментариях, боюсь, всё смешается. С одним пеоном (первый), с тремя, и с двумя. Мне сразу бросился в глаза вариант с одним пеоном впереди, как более звучный, чёткий, ритмичный. Тут пеон помещается в одном слове (в основном), а в остальных вариантах - сборный. Хотя и остальные варианты хороши. Пеон вещь такая неоднозначная и только декламация автора может выручить.
берЁзовы/е кОсынькИ ещЁ не ИзжелтЕли 0100 01 01 01 01 01 0
улЫбчиво/е сОлнышкО закАтноЕ горИт. 0100 01 01 01 01 01
детЁныша/ми звОнкимИ резвЯтся свИристЕли, 0100 01 01 01 01 01 0
ершАсь над е/жевИвикОй «у» растрЁпаннЫх ракИт. 0100 01 01 01 01 01 «У» - лишняя может еживикою?
малИновы/ми зОрькамИ ещЁ не нАсладИлась,
живИтельно/-медОвоЕ теплО не УползлО,
и пОнима/ю в сУмеркИ, что впЕредИ немИлость
тьмы-тьмУщей, по/крывАющЕй собОй добрО и злО.
берЁзовы/е кОсыньки/ ещЁ не из/желтЕли 0100 0100 0100 01 0
улЫбчиво/е сОлнышко/ закАтное/ горИт. 0100 0100 0100 01
детЁнышам/и звОнкими/ резвЯтся сви/ристЕли, 0100 0100 0100 01 0
ершАсь над е/жевИвикой/ «у» растрЁпанных/ ракИт. 0100 0100 0100 01
малИновым/и зОрьками/ ещЁ не на/сладИлась, 0100 0100 0100 01 0
живИтельно/-медОвое/ теплО не у/ползлО, 0100 0100 0100 01
и пОнима/ю в сУмерки/, что впЕреди/ немИлость 0100 0100 0100 01 0
тьмы-тьмУщей, по/крывАющей/ собОй добро/ и злО. 0100 0100 0100 01
берЁзовы/е кОсыньки/ ещЁ не ИзжелтЕли 0100 0100 01 01 01 0
улЫбчиво/е сОлнышко/ закАтноЕ горИт. 0100 0100 01 01 01
По содержанию.
Несколько неудачно выглядит (на мой взгляд)вот это место:
Детёнышами звонкими резвятся свиристели,
Ершась над ежевивикой у растрёпанных ракит.
У птиц "детёнышей" называют птенцами или свиристели похожи на детёнышей... хорька, например. Как они там ещё ершатся? Хохолки поднимают, топорщат? Они этим кажется не занимаются. Удод - любит такие упражнения.
Ну а в общем стихотворение сложное но хорошее.
Удачи.
Прошу прощения, если я вёл себя некорректно.
За акростихи болею. Ага.
:)))
Николай 55 31.08.2023 22:17 Заявить о нарушении
Землю целовали вдохновенно."... Обозначу ударную стопу "/",(стихе, записанном строчку такой знак означает разделение строк (у меня)), а безударную стопу обозначу "-". Так проще, чем в учебниках, кстати, написать такой попробую.Получается: /---/---/-
/---/---/-. Пеон первый у меня опубликован, посмотрите - мнение интересно. Пеон 2 - с ударением на 2й стопе, опять-таки из меня: "Нелепо наступают холода./ Надежда оступается нелепо.
Рисунок ритмики таков: -/---/---/
-/---/---/- (опубликовано и на сайте, и в моей книге "Мелодии картавого дождя".
Пеон 3 (нет у меня такого, надо написать - напишу, благодаря вам, получается):
--/---/---/---/. Рифмы на конце бывают мужские - ударные (обозначаются маленькой буквой при записи рисунка стиха), женские - строка заканчивается на один ударный и безударный слог: /- (обозначаются большой буквой) и дактилические:/-- (обозначаются большой буквой Д). Далее по поводу ударений. Вы БОЛЬШОЙ МОЛОДЕЦ! Увидели и СПОНДЕИ (дополнительные ударения, не мешающее музыке стиха, смотрите Пушкина - описание Полтавской битвы), и ПИРРИХИИ (отсутствующие ударения -подразумеваемые, так же не ломающие ритм, обозначается нулём); так в музыке есть главные ударения (вот не помню, как они называются, хоть водила старшего в музыкальную школу!)и не главные. Поэтому многие литературоведы до сих пор спорят о существовании пеонов - что это: отдельный размер или ямбы и хореи с пиррихиями и спондеями. Пеонов много писал замечательнейший растреленный поэт, первый муж Ольги Бергольц - Борис Корнилов (поэму о Кирове писал, влез, куда не следовало бы)... Итак, разберём мой пеон, буду писать строку, а рядом рисовать ритмику:
БерЁзовые кОсыньки ещЁ не изжелтЕли -/---/---/---/-
УлЫбчивое сОлнышко закАтное горИт. -/---/---/---/
ДетЁнышами звОнкими звенЕли свиристЕли -/---/---/---/-
ЕршАсь над ежевИкой у растрЁпанных ракИт. -/---/---/---/
МалИновыми зОрьками ещЁ не насладИлась -/---/---/---/-
ЖивИтельно-меДовое теплО не уползлО. -/---/---/---/
И понимаю в сУмерки, чтО впередИ немИлость */---/--*О---/-
(спондей - "*", хотя предлог можно и не считать спондеем - поставить, как безударный)
ТЬмы-тьмУщей, покрывАющей собОй добрО и злО.*/---/---/-*-/.
Да, действительно последнюю строку я отредактировала (убрала составную рифму, мешающую ритмике стиха). По-моему моя система обозначения ритмики БОЛЕЕ ПОНЯТНАЯ И ПРОСТАЯ. О рисунке рифмв пеоне: АбАб. Поскольку вы интересуетесь акростихами, могу предложить вам мой венок сонетов с акромагистралом "Над городом апостола Петра", это строгий венок - катрены на одну рифму (он опубликован на сайтах "стихи.ру" и "изба-читальня", а также гуляет по интернету (меня никто не спрашивал, ну да ладно...) версия авторского чтения этого венка под музыку Вивальди (пару строк из этой записи я чуть изменила, в сонете о Невском проспекте). Думаю "пьянющий от дождя пьянящий Невский" должен вам понравиться. Он (венок) есть в книге 2х крайних моих строгих венках "С любовью за любовью". Далее, чтобы не было разговоров о плагиате (кстати, у меня опубликован рассказ "Плигиат от несчастья", хочу вам поведать историю венка "Над городом апостола Петра". Я написала акростих "Санкт-Петербург" и предложила написать мужу свой, с тем же прочтением вниз. Он написал тоже. Потом я обратила внимание, что в стихах по 14 строк и сказала мужу (поэту Игорю Константинову),чтоведь это сонеты и их лможно развернуть в венки. "Запросто" - ответил муж и через несколько дней его венок английских сонетов "Кость в горле" был готов. Внутри меня заскребли кошки ревности. Подумала - он век написал, что же мне теперь, повторяться? и усложнила себе задачу - написала венок строгих сонетов, писала, правда, месяца два с перерывами на хозяйство и врачей. Венок Игоря включен в его электронную. книгу "С нами Бог!", опубликованную на "изба-читальня", если вам интересно. Нам с ним повезло - мы редакторы друг у друга.
И почти последнее: я всегда РАДА КОНКРЕТНЫМ замечаниям, даже если с ними и не соглашусь - вдруг из множества их дно окажется ЦЕННЫМ. Стихи редактирую иногда спустя 30 лет...
Последнее. В 2008 году вышла моя книга "Форменный эксперимент" с самыми разными литературными формами (это моя дипломная работа на литературных курсах). Покойный ахматовед Михаил Кралин говорил мне, что он по этой моей книге учит писать начинающих поэтов. Но нам с мужем тоже есть чему у вас поучиться - сколько у вас читателей-то.. Посмотрите пародии Игоря Константинова, их около 400х, я публикую НЕ ВСЁ! Он мне доверяет этим заниматься. Да, и напоследок: мы с мужем ведём в посёлке Металлострой (СПб), в ДК имени Маяковского, литературный клуб или ЛИТО "Ковчег словесности". Вдруг вы не так далеко от Металлострое живёте?
Ольга Нефёдова-Грунтова 01.09.2023 11:22 Заявить о нарушении
Ольга Нефёдова-Грунтова 01.09.2023 11:29 Заявить о нарушении
Ольга Нефёдова-Грунтова 02.12.2023 12:28 Заявить о нарушении