Берёзовые косыньки. Пеон 2 в акростихе. Новая реда

ПЕОН 2 В  АКРОСТИХЕ


                Виктору Кокосову

Берёзовые косыньки ещё не изжелтели         
Улыбчивое солнышко закатное  горит.   
Детёнышами звонкими резвятся свиристели,
Ершась над ежевивикой у растрёпанных ракит. 
Малиновыми зорьками ещё не насладилась,
Живительно-медовое  тепло не уползло, 
И понимаю к сумеркам, что впереди немилость
ТЬмы-тьмущей, покрывающей собой добро и зло.
28.08.23


Рецензии
Мне кажется, что усложнения типа акростих, включение пеонов и т.д. Предполагают, что от этого не страдают традиционные атрибуты стихотворения: ритм, рифма, размер. В противном случае усложнения просто обесцениваются. А Вы с ритмом и с рифмой немного не доработали.
Удачи.

Николай 55   28.08.2023 10:17     Заявить о нарушении
Очень прошу показать конкретно недоработки в рифмах и ритме. Для вас: пеон - трёхмерный размер. Буду признательна, если укажите, где плохие рифмы, и где присутствует сбой ритма!!!

Ольга Нефёдова-Грунтова   31.08.2023 20:31   Заявить о нарушении
Давайте попробуем разобраться.
Возможно, что я третьего дня читал невнимательно или Вы подправили что-то уже, я копию не делал. Но впечатление было именно такое.
Сегодня же я вижу только одно сомнительное место с "ежевивикой и буквой У"
Остальное всё в ритме и с рифмой. Сделал несколько раскладок по стопам. Пеоны отделил косой чертой, ударения выделил заглавными буквами. Строение по стопам обозначено как 0 - безударный слог, 1 - ударный (сильный) В редакторе всё видно наглядно, а в комментариях, боюсь, всё смешается. С одним пеоном (первый), с тремя, и с двумя. Мне сразу бросился в глаза вариант с одним пеоном впереди, как более звучный, чёткий, ритмичный. Тут пеон помещается в одном слове (в основном), а в остальных вариантах - сборный. Хотя и остальные варианты хороши. Пеон вещь такая неоднозначная и только декламация автора может выручить.
берЁзовы/е кОсынькИ ещЁ не ИзжелтЕли 0100 01 01 01 01 01 0
улЫбчиво/е сОлнышкО закАтноЕ горИт. 0100 01 01 01 01 01
детЁныша/ми звОнкимИ резвЯтся свИристЕли, 0100 01 01 01 01 01 0
ершАсь над е/жевИвикОй «у» растрЁпаннЫх ракИт. 0100 01 01 01 01 01 «У» - лишняя может еживикою?
малИновы/ми зОрькамИ ещЁ не нАсладИлась,
живИтельно/-медОвоЕ теплО не УползлО,
и пОнима/ю в сУмеркИ, что впЕредИ немИлость
тьмы-тьмУщей, по/крывАющЕй собОй добрО и злО.

берЁзовы/е кОсыньки/ ещЁ не из/желтЕли 0100 0100 0100 01 0
улЫбчиво/е сОлнышко/ закАтное/ горИт. 0100 0100 0100 01
детЁнышам/и звОнкими/ резвЯтся сви/ристЕли, 0100 0100 0100 01 0
ершАсь над е/жевИвикой/ «у» растрЁпанных/ ракИт. 0100 0100 0100 01
малИновым/и зОрьками/ ещЁ не на/сладИлась, 0100 0100 0100 01 0
живИтельно/-медОвое/ теплО не у/ползлО, 0100 0100 0100 01
и пОнима/ю в сУмерки/, что впЕреди/ немИлость 0100 0100 0100 01 0
тьмы-тьмУщей, по/крывАющей/ собОй добро/ и злО. 0100 0100 0100 01

берЁзовы/е кОсыньки/ ещЁ не ИзжелтЕли 0100 0100 01 01 01 0
улЫбчиво/е сОлнышко/ закАтноЕ горИт. 0100 0100 01 01 01
По содержанию.
Несколько неудачно выглядит (на мой взгляд)вот это место:
Детёнышами звонкими резвятся свиристели,
Ершась над ежевивикой у растрёпанных ракит.

У птиц "детёнышей" называют птенцами или свиристели похожи на детёнышей... хорька, например. Как они там ещё ершатся? Хохолки поднимают, топорщат? Они этим кажется не занимаются. Удод - любит такие упражнения.
Ну а в общем стихотворение сложное но хорошее.
Удачи.
Прошу прощения, если я вёл себя некорректно.
За акростихи болею. Ага.
:)))

Николай 55   31.08.2023 22:17   Заявить о нарушении
ежевика - опечатка

Николай 55   31.08.2023 22:23   Заявить о нарушении
Спасибо за разбор. Сразу скажу - ежевикой - опечатка. Ершась - в смысле 2ерепениться", что ли. Задираются и летают друг за другом. Осины растрёпанные - и потому что свиристели по ним скачут, а также потому, что часть листвы облетела. Кроме того, у свиристелей действительно есть хохолки! Не получилось вставить фото, где "туча" свиристелей атакуют брусничную кочку, туповаты мы с мужем, поэтом и пародистом, Игорем Константиновым. Кстати, рекомендую вам посмотреть его пародию "Любовник" на Маяковского. Если не на стихи.ру, то на сайте "изба-читальня". В советские годы было у него более 2000 гонорарных! публикаий, потом всё прахом пошло. Как писал Игорь в начале 90х: "Свою ненужность ощутив и ничего не понимая, я нынче как презерватив, надутый в праздник Первомая (опубликовано давно и в книге победителей конкурса им. Бодлера". Думаю, что вам, пишущему пародии это будет интересно. Теперь о ритме. Пеоном1 называется размер с ударением на первую стопу - один ударный, три безударных. Пример из себя любимой: "Солнечные ласковые губы/
Землю целовали вдохновенно."... Обозначу ударную стопу "/",(стихе, записанном строчку такой знак означает разделение строк (у меня)), а безударную стопу обозначу "-". Так проще, чем в учебниках, кстати, написать такой попробую.Получается: /---/---/-
/---/---/-. Пеон первый у меня опубликован, посмотрите - мнение интересно. Пеон 2 - с ударением на 2й стопе, опять-таки из меня: "Нелепо наступают холода./ Надежда оступается нелепо.
Рисунок ритмики таков: -/---/---/
-/---/---/- (опубликовано и на сайте, и в моей книге "Мелодии картавого дождя".
Пеон 3 (нет у меня такого, надо написать - напишу, благодаря вам, получается):
--/---/---/---/. Рифмы на конце бывают мужские - ударные (обозначаются маленькой буквой при записи рисунка стиха), женские - строка заканчивается на один ударный и безударный слог: /- (обозначаются большой буквой) и дактилические:/-- (обозначаются большой буквой Д). Далее по поводу ударений. Вы БОЛЬШОЙ МОЛОДЕЦ! Увидели и СПОНДЕИ (дополнительные ударения, не мешающее музыке стиха, смотрите Пушкина - описание Полтавской битвы), и ПИРРИХИИ (отсутствующие ударения -подразумеваемые, так же не ломающие ритм, обозначается нулём); так в музыке есть главные ударения (вот не помню, как они называются, хоть водила старшего в музыкальную школу!)и не главные. Поэтому многие литературоведы до сих пор спорят о существовании пеонов - что это: отдельный размер или ямбы и хореи с пиррихиями и спондеями. Пеонов много писал замечательнейший растреленный поэт, первый муж Ольги Бергольц - Борис Корнилов (поэму о Кирове писал, влез, куда не следовало бы)... Итак, разберём мой пеон, буду писать строку, а рядом рисовать ритмику:
БерЁзовые кОсыньки ещЁ не изжелтЕли -/---/---/---/-
УлЫбчивое сОлнышко закАтное горИт. -/---/---/---/
ДетЁнышами звОнкими звенЕли свиристЕли -/---/---/---/-
ЕршАсь над ежевИкой у растрЁпанных ракИт. -/---/---/---/
МалИновыми зОрьками ещЁ не насладИлась -/---/---/---/-
ЖивИтельно-меДовое теплО не уползлО. -/---/---/---/
И понимаю в сУмерки, чтО впередИ немИлость */---/--*О---/-
(спондей - "*", хотя предлог можно и не считать спондеем - поставить, как безударный)
ТЬмы-тьмУщей, покрывАющей собОй добрО и злО.*/---/---/-*-/.
Да, действительно последнюю строку я отредактировала (убрала составную рифму, мешающую ритмике стиха). По-моему моя система обозначения ритмики БОЛЕЕ ПОНЯТНАЯ И ПРОСТАЯ. О рисунке рифмв пеоне: АбАб. Поскольку вы интересуетесь акростихами, могу предложить вам мой венок сонетов с акромагистралом "Над городом апостола Петра", это строгий венок - катрены на одну рифму (он опубликован на сайтах "стихи.ру" и "изба-читальня", а также гуляет по интернету (меня никто не спрашивал, ну да ладно...) версия авторского чтения этого венка под музыку Вивальди (пару строк из этой записи я чуть изменила, в сонете о Невском проспекте). Думаю "пьянющий от дождя пьянящий Невский" должен вам понравиться. Он (венок) есть в книге 2х крайних моих строгих венках "С любовью за любовью". Далее, чтобы не было разговоров о плагиате (кстати, у меня опубликован рассказ "Плигиат от несчастья", хочу вам поведать историю венка "Над городом апостола Петра". Я написала акростих "Санкт-Петербург" и предложила написать мужу свой, с тем же прочтением вниз. Он написал тоже. Потом я обратила внимание, что в стихах по 14 строк и сказала мужу (поэту Игорю Константинову),чтоведь это сонеты и их лможно развернуть в венки. "Запросто" - ответил муж и через несколько дней его венок английских сонетов "Кость в горле" был готов. Внутри меня заскребли кошки ревности. Подумала - он век написал, что же мне теперь, повторяться? и усложнила себе задачу - написала венок строгих сонетов, писала, правда, месяца два с перерывами на хозяйство и врачей. Венок Игоря включен в его электронную. книгу "С нами Бог!", опубликованную на "изба-читальня", если вам интересно. Нам с ним повезло - мы редакторы друг у друга.
И почти последнее: я всегда РАДА КОНКРЕТНЫМ замечаниям, даже если с ними и не соглашусь - вдруг из множества их дно окажется ЦЕННЫМ. Стихи редактирую иногда спустя 30 лет...
Последнее. В 2008 году вышла моя книга "Форменный эксперимент" с самыми разными литературными формами (это моя дипломная работа на литературных курсах). Покойный ахматовед Михаил Кралин говорил мне, что он по этой моей книге учит писать начинающих поэтов. Но нам с мужем тоже есть чему у вас поучиться - сколько у вас читателей-то.. Посмотрите пародии Игоря Константинова, их около 400х, я публикую НЕ ВСЁ! Он мне доверяет этим заниматься. Да, и напоследок: мы с мужем ведём в посёлке Металлострой (СПб), в ДК имени Маяковского, литературный клуб или ЛИТО "Ковчег словесности". Вдруг вы не так далеко от Металлострое живёте?

Ольга Нефёдова-Грунтова   01.09.2023 11:22   Заявить о нарушении
И ещё забыла. Почему "детёнышами". В принципе, вы правы. Но это - авторская метафора, поскольку гоняющиеся друг за другом, скачущие свиристели напомнили мне моих детей в детстве, и всю малышню вообще - и зверят тоже. Все играют и бегают.И "ершатся" друг перед другом, задираются в игре... Хотя у меня был вариант и без "ершась", но вернулась к нему опять. Вего доброго! Упехов! Жду замечаний. И ещё. Не найдёте вы практически ни одной глагольной рифмы, да и ассонансных, как правило, нет... Ищите! Ещё раз успехов!

Ольга Нефёдова-Грунтова   01.09.2023 11:29   Заявить о нарушении
И прошу прощения за опечатки!!!

Ольга Нефёдова-Грунтова   01.09.2023 11:31   Заявить о нарушении
И прошу прощения за опечатки!!!

Ольга Нефёдова-Грунтова   01.09.2023 11:36   Заявить о нарушении
И прошу прощения за опечатки!!!

Ольга Нефёдова-Грунтова   01.09.2023 22:21   Заявить о нарушении
Изменила чуточку предпоследнюю строчку ночью - предлог и падеж: вместо "и понимаю в сумерки" сделала: "и понимаю кмумеркам", потому что в стихе, вернее -- в акростихе день Божий....

Ольга Нефёдова-Грунтова   02.12.2023 12:28   Заявить о нарушении