Родословная колеса

Вот ведь проклятие! Покрышка насквозь, запаску ставить надо... Давняя история. Десятилетия прошли. Но именно это отнюдь не вызывающее восторга занятие навеяло тогда мысли, неожиданно всплывшие из недр памяти... Колесо. Одно из трёх, наряду с приручением огня и освоением металлов, самых выдающихся изобретений человечества.
Каково происхождение самого названия этого немудрящего на вид, но давшего такой могучий толчок прогрессу цивилизации приспособления? Было древнеславянское слово "коло", означающее примерно круговращение. Оно и есть корень колеса. Но само-то оно откуда? Вот отрывочек из поэмы Николая Заболоцкого "Рубрук в Монголии":

В садах Прованса и Луары
Едва ли видели когда,
Какие звездные отары
Вращает в небе Кол-звезда.

Рубрук, наблюдая светила в небе Монголии, поражён грандиозной картиной видимого вращения звёздного неба вокруг Полярной звезды. Кол-звезда... Как это понимать?
Как вообще в древности изготавливали первые колёса? Или распиливали толстое бревно на диски, или сколачивали из досок. Первый способ не очень-то выгоден. Ещё надо найти подходящее дерево. В фильме "Викинги" 1958г викинги, делая таран для штурма английского замка, приготовили для него именно такие цельные колёса. Но в обоих случаях колесу надо как-то придать форму возможно более правильного круга. И дощатую конструкцию, и диск-чурбак надо сперва разметить, очертить окружностью.
А потом по ней опилить или острогать. Какие средства были для этого у наших далёких предков, возможно, ещё во времена неолита? Циркуль. Но он не сразу, конечно, появился в известном нам ныне виде. Пращурам, разумеется, пришла в голову поначалу более простая идея – верёвочный циркуль. К колышку привязывается свободной петлей верёвка или шнур, ну, нить. К другому её концу привязывается чертящий инструмент, скажем, острый каменный резец или уголёк в зажиме. Шнур натягивается, и вокруг колышка прочерчивается аккуратная окружность нужного радиуса. Петля вокруг колышка должна быть свободной, не затягивающейся, чтобы верёвочка не наматывалась на колышек, иначе вместо круга получится спираль. Такой циркуль прост и доступен, но у него есть один недостаток – рисующее приспособление нужно держать по возможности вертикально, параллельно колышку-центру. Иначе правильной окружности не получится. Кол-звезда... Несомненно, монголы, изготавливая колёса для своих повозок, пользовались именно таким приспособлением.
Вот Полярная звезда и получила у них такое имя. Вокруг неё описывают окружности все остальные звёзды. Вот и откопан корень колеса! Он, оказывается, просто кол! Коло, колесо, около, то есть вокруг кола, околица... Многих озадачивает вопрос – а почему не все народы Земли додумались до такой простой вещи? Почему, например, американские индейцы не знали колеса? Знали. Археологи нашли в руинах строений майя детские игрушки из камня – фигурки зверей на колёсиках. Так почему же не было повозок? У инков была прекрасная сеть мощёных дорог с почтовыми станциями. Но почту доставляли гонцы-бегуны эстафетой. И поклажу несли или пешком, или на вьючных ламах. Лама – животное не особо могучее, и тяжёлую повозку тащить не сможет. К тому же лама – животное весьма своенравное. Если на неё нагрузить слишком много, она ложится, и никакими понуканиями её подняться не заставить. Если будешь упорствовать – плюнет, как её сородич из восточного полушария. А делать лёгкие тележки? Можно бы. Тем более что осёл – скотинка ненамного сильнее ламы, в Старом Свете в упряжке успешно используется, таща лёгкие повозки-двуколки. Почему бы и ламу так не использовать? Но горные дороги инков изобиловали многочисленными ступенями-террасами, с крутыми подъёмами и спусками, преодолеть которые с повозкой было сложно и опасно. Представьте – животному на крутом подъёме пришлось бы тащить в гору груз да ещё и вес повозки. А на спуске более чем вероятно свернуть гордую шею ламы. Гораздо проще было там с вьюком. Или, если не особо тяжёлый груз – на плечах. Других подходящих тягловых животных в Южной Америке не было. Вот верблюд – гораздо более крупный и могучий родич ламы, в Старом Свете в упряжке используется, таща и повозки, и плуги. Лама – это у инков. У ацтеков и майя и этого не было. И они перевозили грузы на пирогах по сети каналов. А в других, диких регионах этой части света, и дорог не было. Только тропинки лесные. Бизон? Могучий зверь, потянул бы, пожалуй, под стать коням-тяжеловозам. Но индейцы Северной Америки до приручения животных ещё не дошли и на бизонов только охотились. Да и перевозить чего особенно много не было. Первобытность. Обходились внутренними водными путями и пирогами. Да плотами. Как и аборигены Сибири и крайнего Севера. Где проще проехать на санках с оленьей или собачьей упряжкой. А повозкам на лесисто-болотистом бездорожье делать нечего. Кстати, в Древней Греции с её гористым рельефом в древности колёсный транспорт тоже был не особо распространён. Всё больше вьюки, пешком и верхом. Дороги там были паршивые. В отличие от римских. Но Италия хоть и гористая, но проходов и удобных перевалов там больше, и равнины вдоль побережья тянутся. Да и вообще в горах повозки использовались ограниченно, через горные перевалы в старину грузы везли всё больше вьючные караваны – верблюды, мулы. В пустынях тоже использовали вьючные верблюжьи караваны, а не колёсные обозы – повозки застрянут в песках, и далеко на них не уедешь. Это уж в двадцатом веке с его техникой дорожного строительства через горы и пустыни проложили автомобильные дороги, не поскупились – мощный транспорт оправдывает затраты. Древние египтяне тоже колесом пользовались ограниченно. Нил и каналы – самая удобная дорожная сеть. Хотя повозки, запряжённые волами, у них были для перевозок на близкие расстояния, но с лошадьми и колесницами их познакомили только вторгшиеся в Египет гиксосы. Тяжёлые каменные блоки для пирамид волокли на деревянных салазках по деревянному настилу, поливая его водой, чтобы салазки не загорелись и для смазки. Тащили салазки множество людей за канаты. Почему не на катках? А безопаснее. Вдруг салазки на катках сорвутся и рухнут с насыпи, по которой проложен настил? Да и люди могут делать передышки, не тянуть непрерывно. Застопорить скользящие салазки надёжнее, чем катящиеся на катках. Японцы тоже колесо не особенно жаловали. Были у них, конечно, в древности повозки, и волов впрягали в них. Всё же Китай рядом, трудно не знать о колесе. Но потом что-то забывать они это стали. Знать в паланкинах путешествовала или верхом, простолюдины пешком или с вьючными лошадьми. Дороги тоже крутые были – горы. В городах перевозили грузы в повозках, которые тащили по восемь человек. Волов в городе использовать было запрещено из санитарных соображений. И были даже правила уличного движения. Лёд тронулся только под влиянием европейцев в 19 столетии. Но даже в русско-японскую войну 1904-1905г значительную долю, хоть и не всё, припасов для японской армии доставляли носильщики – корейцы и китайцы. Повозок было, видимо, недостаточно, или так проще и дешевле, скорее всего? И традиции, конечно, сказывались.
Так что приписывать отсутствие колеса умственной отсталости других рас не надо, господа белые. А вот Иван Антонович Ефремов в романе "Лезвие бритвы" даже людей палеолита подвёл вплотную к изобретению колеса. Там у подопытного наркотиками пробудили генетическую память, и он во сне видел пережитое далёкими предками. Которые жили в пещерах горной гряды. Но на охоту вынуждены были выходить в степь, на равнину, где сами часто становились добычей хищников. И вот они додумались строить на обычных путях охотников каменные укрепления из огромных глыб, которые тащили, подкладывая под них округлые камни-катки. Тут уж писатель хватил через край. Охотиться ходили не за один километр. И убежища нужно было строить близко друг от друга. Иначе не успеешь добежать в укрытие. Да и как сами туда проникали, если уж они были недоступны для проворных хищников? Сколько нужно было таких укрытий? Система первобытных блокгаузов, так сказать. Вроде тех, что применяли для охраны железной дороги англичане в англо-бурскую войну. Представим – всё племя волочит по камням-каткам скальную глыбу по равнине. Всё, иначе не справиться. А пищу кто добудет? Люди ослабеют и перемрут с голоду гораздо раньше, чем перетащат на нужное место хотя бы несколько глыб. Да и одну не перетащат, если уж думать реально. Конечно, Иван Антонович и сам в такое не верил, и придумал исключительно для занимательности сюжета. И чтобы проверить способность читателей к критическому мышлению, скажу по секрету... Вот на какие мысли порой наводит простое колесо. Обнаруживая тесную связь с таким, казалось бы, непохожим на него предметом, как кол. И эта связь неразрывна! Ведь и ось, на которой вращается колесо, не потомок ли того самого кола, вокруг которого однажды прочертили край колеса? А сам кол? Это, может быть, от "колоть", намекая на его остроту? Хотя, может быть, и наоборот – "колоть" от "кола". Но для колеса это значения не имеет. Ох, не пробудить бы дух Влада Дракулы, величайшего специалиста по кольям! (Шутка). Такая вот затейливая родословная у такой, казалось бы, незатейливой вещи, как колесо! И хочу выразить благодарность моему любимому поэту Николаю Алексеевичу Заболоцкому. Без его поэмы вряд ли я пришёл бы к этой догадке, светлая ему память.


Рецензии
Правда, колесо привело и к лени, я, например, в городе предпочитаю лишний раз сесть за руль машины, чем пройтись пешочком :)
Замечательный очерк получился, очень интересные изыскания! Владимир, спасибо!

С улыбкой и теплом,
Наталья

Наталья Осенева   28.08.2023 19:17     Заявить о нарушении
Наташа, я ещё в молодости был поражён мыслью, как, действительно, могло возникнуть само слово колесо. И уверен, так и есть! А насчёт лени... Ну, автомобиль расслабиться особо не даст. То одна неисправность, то другая. И не дай Бог где либо в поле зимой или в осеннюю слякоть поломается. Так что за толику лени он плату берёт с процентами. Но как уютно в исправной машине! Чувствуешь какую-то защищённость.

С тёплой благодарностью
Владимир.

Владимир Павлов 8   28.08.2023 20:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.