Шостакович. Симфония 15. Cюита 1. Впервые

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ»
1. Симфония N 15. Ля мажор
2. Cюита N1. Марш пионерский

Шостакович. Симфония N 15 (Соч. 141). Ля мажор (1971)
Введение
Первая часть. Игрушечный магазин. Allegretto
Вторая часть. Adagio. Largo
Третья часть. Allegretto
Четвёртая часть. Adagio - Allegretto

Введение
Симфония о сокровенном,
О личностной судьбе, любви,
Об обществе и отношеньях,
О ярких встречах на пути.

Дух содержанья - в строгом шифре,
От глаз сокрытом и ушей,
Живёт который в строгом ритме 
И дышит логикой вещей.

Ведь жизнь, судьба, подобны театру,
Где героиня есть, герой
И лицедейство дел занятных,
Несущих драм, трагедий боль...

И этот театр имеет стены.
И выход, узкий, не для всех.
Марионетки струн Вселенной
Танцуют душный танец вех.

И ничего с ним не попишешь. -
Везде преграды, их рубеж,
Когда как слышишь, так и пишешь
Свой вопросительный падеж.

Первая часть. Игрушечный магазин. Allegretto
Начало - с флейтой беззаботной
И с виброфоном без кручин.
Затем звук скрипки и фагота
Ведёт, тревожась, время в сплин

И открывает авансцену.
Фанфары, дробь... Звучит оркестр.
Мелодий дух попеременно
Бежит, срываясь с тёплых мест.

Звучит уродливое скерцо.
Спешит, кто в лес, кто по дрова.
На каждого не хватит сердца
Зовёт отчётливо труба.

И этот зов - зов увертюры,
Включённый органично в ткань,
В театр приглашает партитурный,
Где каждый знает жизни грань.

Мир - словно магазин игрушек.
Любого можно прикупить,
Он управляем. Он послушен.
Марионеткам легче жить.

За них решенья принимают.
Играет каждый свою роль
И этой ролью управляют:
Сегодня рыцарь и герой,

А завтра скрежет какофоний...
Труба напоминает всем,
Что жизнь, как театр, и непреклонно
Ведёт звук между хрупких флейт

Поют сиятельные скрипки.
Звучит везде колючий звук.
И какофонят трубы гибко,
В свой театр жизни всех зовут.

И этот театр имеет стены.
Из них не выбраться на свет
Он, словно в клетку облаченный.
На миллиарды сотен лет.

Вторая часть. Adagio. Largo
Кого хоронят? Идеалы?
Задумчива виолончель.
Звук элегичный, небывалый
Стучится в траурную дверь.

Его подхватывают трубы.
Валторны грустно шелестят.
Издалека вздыхают тубы.
Тромбоны шествуют в басах.

И вновь скорбит струною соло.
Виолончели горький звук
Раздумьем тяжким, небывалым
В басах тревожат веры дух.

Печаль рекою тихой льётся.
Скрипичный, в пиццикато, тон
Скорбит, наигрывает остро.
Из-под земли басит тромбон,

Единым звуком, под фанфары,
Хор возмущённых скрипок рвёт
Пространство. Цокая ударно,
Поёт мучительный аккорд.
 
Кого хоронят? Идеалы?
Эпоху? Лиру? Иль судьбу?
И элегичный, горький траур
Вступает с временем в борьбу.

Марш достигает кульминаций.
Гигантский, мрачный, мощный тон
Хоронит цвет цивилизаций.
Звучит торжественно тромбон,

Читает речь, гласит с триумфом,
Поёт последнее «Прости»
И утирает слёзы струнам -
Скрипичным голосам любви.

Уходят звуки в подголоски,
В мир затаённых, скрытых чувств.
И настороженности блёстки,
В тиши мерцая, счастья ждут.

Третья часть. Allegretto
И снова театр марионеток.
Здесь каждый - вещь. И вещь в себе,
Без лишних слов, любви ответной,
Без голоса и без надежд.

Топорность схематичных мыслей,
Недостижимый идеал,
Чувств угловатость, сказка жизни -
Вот то, что робкий ум познал

В героях-символах, в актёрах   
И в неуклюжести судьбы,
Мир коммунизма ветхий строя
На пиках кодексов борьбы.

Четвёртая часть. Adagio - Allegretto
Финал - загадочный, астральный.
Потусторонний виден мир,
Мир, просветлённый, без страданий.
За муки он дарован был

И за страдания без меры
Души, чей несвободный дух
Был вынужден склонить колени
И не высказывать дум вслух.

Видна картина светлой жизни,
Чей пасторальный ясный тон
Спасение приносит мыслям
В безрадужный астральный фон,

Где неизбежна тема рока.
Земля к коллапсу мир ведёт
И в пассакалье одинокой,
Сжимая кулаки, идёт,

В слезах, в кровоточивых думах,
Неистовства скрывая дух
И темперамент, острый, умный,
Свой замыкает жизни круг.

И эта драма органична.
Путь пройден и встаёт вопрос:
Напрасно ли трудилась личность,
Идя сквозь тернии в мир розг?..

1.08.2023. Krasnodar
D. Shostakovich / V. Fedoseyev. Symphony N15. Full State Orchestra. TV Channel “Culture”


Шостакович. Cюита N1 для эстрадного оркестра
в восьми частях (Cоч. 59). (1940) [1]
Марш пионерский, всем знакомый
(в форме фа мажор и рондо из 5 частей, каждая серия ре мажор – си-бемоль мажор)

Марш пионерский, всем знакомый,
Стучится с ностальгией в дверь,
Воспоминаньями ведомый,
Когда стояла ясно цель

У многих, разных поколений:
Составить план, достичь, догнать
И перегнать пути свершений,
Чтобы рекорды с ходу взять.

И все должны учиться дети.
И в школу с радостью ходить
За знаньями – путь знаний светел.
В них - сила, чтоб во тьме светить.

И этот марш, знакомый с детства,
Переворачивает дух
И восстанавливает действо,
Картинки прошлого, их звук.

Волной воспоминанья всходят
И погружают в школьный мир,
В котором был ты беззаботен,
И оптимизмом будней жил.

Трубит горнист, бьют барабаны,
В бой пионерия идёт,
В такт марширует неустанно
И за собою в даль ведёт,

Вперёд, к победам коммунизма.
Сияет галстук на груди.
И Кибальчиш в атаку мчится -
Победа будет у страны.

Марш добрый, юный и весёлый.
Он - гвоздь эпохи, гребень чувств.
Звучал он в городах и селах.
Страну величил марш и Русь.

[1] Первая и последняя части основаны на «Марше» из комедийного фильма 1940 г. «Приключения Корзинкиной».

5.08.2023. Krasnodar
Grand Ballet (Big Ballet). TV Channel “Culture”


Рецензии