Имена 20 века

                Воспоминания и размышления. Набросок, эссе

20 век — для России — век потрясений, век трагический, век поражений, но и век Победы, век полёта мысли, век творческих свершений; век конфронтации, но и век поиска своего пути... Хочется чуть-чуть поговорить о людях, отразивших это время в своей деятельности, в своём творчестве. Вспомнить некоторые имена. Конечно, в небольшой статье невозможно охватить весь пласт искусства, культуры.

В возрасте 18 лет я стала младшим библиотекарем Всесоюзной Государственной библиотеки иностранной литературы, где проработала пять лет (последний год уже была в должности редактора). Я застала первого директора библиотеки Маргариту Ивановну Рудомино*. В какой-то момент я была комсоргом отдела комплектования, и Маргарита Ивановна нас, комсоргов, у себя собирала. И ещё для нас, молодёжи, она устраивала экскурсии по местам, где библиотека размещалась, начиная с 1921 года, с дней своего основания. В те дни она называлась «Неофилологическая библиотека». Безусловно, Маргарита Ивановна была выдающимся, замечательным человеком. Из того, что она нам рассказывала, я помню, что Сергей Королёв** был её племянником по линии мужа. А всё, что было связано с космическими достижениями нашей страны, было предметом гордости. Конечно же, это имя Юрия Гагарина. К слову, моим любимым космонавтом был Герман Титов***, который приезжал к нам в школу, и даже сохранилась фотография, правда, неважного качества.

Для сотрудников в ВГБИЛ была прекрасная месткомовская библиотека, можно было также брать на дом книги из основного фонда библиотеки. Конечно, мы все увлекались Хемингуэем и Фолкнером, Ремарком, Сэлинджером, Бёллем, Фейхтвангером. Но, помню, с каким интересом я читала «Мысли» Блеза Паскаля. Сейчас эту книгу можно купить!

От своей библиотечной подружки Натальи Поповой я тогда впервые услышала стихотворение «Пилигримы» Иосифа Бродского.

Помню ещё, как мы «с боем» покупали абонементы на ретроспективные показы кинофильмов в «Иллюзионе». А в 2016 г. на прекрасном фильме Ф.Феллини «И корабль плывёт...» было едва ли десять человек.

В нашей библиотеке проходили кинопоказы, книжные выставки и другие мероприятия. Из наиболее запомнившихся событий: в 1970 г. проходила 36 сессия ИФЛА (The International Federation of Library Associations and Institutions) – для нас, библиотечной молодёжи, это был праздник; а также встреча в 1971 г. с американским писателем Эрскином Колдуэллом****, которого я знала по  его прекрасным рассказам.

Помню интересные беседы с моими коллегами Людмилой Белинской, Володей Жуковским, Любовью Ивановной Глеб-Кошанской, Валентиной Успенской, Ларисой Силичевой, Натальей Поповой, помню тонкий юмор Бориса Зиневича, Володи Артемёнова и Владимира Махнача, впоследствии известного историка, выросшего в семье кинорежиссёра-документалиста Леонида Махнача. Руководила нашей группой Элеонора Петровна Денисова (Врубель). Работала у нас также и Катя Чаковская, дочь писателя Александра Чаковского, известного по произведениям «Блокада», «Дороги, которые мы выбираем» и другим.

К слову, именно с Володей Махначём и другими коллегами мы смотрели в первый раз на просмотре в ВГБИЛ фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» с блестящими актёрами Анатолием Солоницыным, Николаем Бурляевым и другими.

Как важны люди, с которыми ты сталкиваешься в юности. Важны книги, которые ты читаешь в юности. Иная книга может повлиять на судьбу, подчас дать силы поверить в себя. Или же ...

Привожу слова выдающейся чилийской поэтессы, лауреата Нобелевской премии 1945 г. Габриэлы Мистраль из стихотворения «Одно слово» (пер. О.Савича):

Застряло в горле слово, — на свободу
не выпущу его, себе оставлю,
хотя оно во мне как сгусток крови.
А выпустить — сожжёт живое поле,
убьёт ягнёнка, птицу кинет наземь.

«Молодые львы» Ирвина Шоу, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э.Т.А.Гофмана, «Мы» Евгения Замятина и «Европа и душа Востока» немецкого философа Вальтера Шубарта*****, Гилберт Кийт Честертон и Клайв Стейплз Льюис — такие разные авторы, такие разные книги...

Книги, которые тебе подарили, или ты подарил... Книги, доставшиеся случайно... Книги, рекомендованные тебе когда-то... Книги — твоя любовь на всю жизнь... Твои друзья — на всю жизнь... Ты размышляешь о них. Вспоминаешь, когда трудно. Любишь их, как людей, как братьев и сестёр. Книги...

О книгах написаны другие книги, исследования, труды, анализируются тексты, всё высчитывается с математической точностью (математика и язык — взаимосвязаны!), об авторах написаны биографии. Биографы и эссеисты (например, Стефан Цвейг) сами достойны быть объектом внимания.

20 век, особенно первая половина его, очень сложный период для нашей страны, и об этом времени написаны серьёзные произведения. Безусловно, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Кануны» Василия Белова, книги Михаила Булгакова («Бег», «Собачье сердце» и др.).

Вспомним и более поздние вещи. «Чёрные доски», «Смех за левым плечом» Владимира Солоухина, произведения Валентина Распутина.

Стоит сказать и о западных писателях-гуманистах: немецких писателях Лионе Фейхтвангере (роман о фашизме «Успех», 1930), Генрихе Бёлле («Дом без хозяина», 1954), из американских произведений 20 столетия сильное впечатление на меня произвёл роман Томаса Вулфа «Домой возврата нет» (о происходящем в Америке и Европе в первой половине 20 столетия).

Так или иначе освещают историю 20 века большие поэты: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Александр Твардовский, Борис Пастернак и Арсений Тарковский, Николай Заболоцкий, прекрасные поэты военного и послевоенного времени, Юлия Друнина, Николай Рубцов, поэты-шестидесятники, Владимир Высоцкий. Разве всех перечислишь? Каждый по-своему, но искренне и глубоко, передал в стихах события 20 в. и своё к ним отношение.

; propos. Очень нравятся слова Фазиля Искандера (другая тема): «Запомни! Хороший человек старается жить и умереть там, где он родился.» (рассказ «Большой день большого дома»).

Далее. В одной журнальной статье (кажется, у Владимира Легойды) прочитала: «Христианин может быть рабом, но не может быть рабовладельцем». Крепостное право — это позорные страницы истории России. Факт, который никто оспаривать не будет. Из одного — следует другое, затем третье и т.д. И так — до 1917 года. Христиан по духу (не формальных, не фарисеев) — всегда малое стадо. А что было за общество в конце 19 — начале 20 века, известно (опять же из литературы). И то, что Николай П, его семья и приближённые, до конца верные люди, были преданы, затем расстреляны — это следствие. Всё-таки к этой теме невольно возвращаешься.

Ещё о моей тёте с маминой стороны Вере. Сёстры называли её ласково Верочкой. Удивительная любовь ко всем родственникам, особенно к нашей семье. Доброта, трудолюбие. Интересен тот факт, что она отказалась от партийного билета. Смелый поступок для послевоенного времени. Искренне люблю её и помню. И благодарна, как родителям, за всё.

Хочу ещё сказать вот о чём. Считаю сильнейшим фильмом 20 столетия «Андрея Рублёва» Андрея Арсеньевича Тарковского, а вообще о христианстве — книгу Генриха Сенкевича «Камо грядеши?». Впечатлили «Христианские сказки» Н.С.Лескова. Клайв Стейплз Льюис, его «Страдание», «Хроники Нарнии» и др. произведения — особая тема. Это сильная апологетика христианства. Вот его слова: человек «может закрыть глаза и не видеть «священного», если он готов порвать с половиной великих поэтов, и со всеми пророками, и с собственным детством.» А вот ещё (уже о поэзии): «только поэзия может говорить настолько тихо, что слышен шёпот мысли» («Письма к Малькольму», ХХ1). Сказано красиво, тонко. И ещё: «... любое изменение в жизни общества ровно настолько же способно уничтожить уже имеющиеся свободы и блага, насколько и создать новые; что опасность оступиться и упасть так же велика, как возможность двигаться дальше; что разумное общество должно тратить на сохранение не меньше энергии, чем на улучшение» («Похороны великого мифа»).

Итак, опять вернусь к 20 веку. Страшна история России этого времени. (А какие вызовы впереди?) Но 20 век — это ещё искусство. Время — это и книги, которые печатают (или не печатают). Книги, за которыми очередь. Помню, как в Доме книги на Новом Арбате в конце 80-х стояла в очереди за «Летом Господним» Ивана Шмелёва. Или книги, от которых избавляются как сейчас. (Вспомним, как в тридцатые годы прошлого столетия бросали книги в костры в Германии.) Ещё вспоминается, как в 70-е перепечатывала понравившиеся главы из прозы Марины Цветаевой (изданной в Нью-Йорке в 1953 г. изд-вом им. Чехова), которую дал прочитать наш сосед Дима Платонов. Незабываемы передачи Ираклия Андроникова о Лермонтове!

Сильное впечатление на меня произвели слова Иосифа Бродского (из его Нобелевской лекции): «... ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей».

Но 20 в. — это и кино, и музыка, и песни. Для меня 2-я половина 20 века — это «Летят журавли» Михаила Калатозова и «Баллада о солдате» Григория Чухрая (фильмы с изумительным актёрским составом), «Родная кровь» (реж. Мих. Ершов, актёры Вия Артмане, Евгений Матвеев), "Судьба человека" (1959, реж. и гл.роль - Сергей Бондарчук),  замечательные фильмы «Дело было в Пенькове», «Эскадрон гусар летучих», «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого, «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии (сц. Геннадия Шпаликова), «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Дети Дон Кихота» Евгения Карелова (в гл. роли Анатолий Папанов). «Мужики!» (1982, реж. Искра Бабич, в гл. роли Александр Михайлов). Фильмы с участием Татьяны Дорониной — «Мачеха» (реж. Олег Бондарёв), «Старшая сестра» (1966, реж. Георгий Натансон, по пьесе Александра Володина «Моя старшая сестра», среди актёров — Михаил Жаров, Наталья Тенякова, Леонид Куравлёв, Виталий Соломин), «Три тополя на Плющихе» — блестящий дуэт: Татьяна Доронина и Олег Ефремов (1967, реж. Татьяна Лиознова, сц. Борщаговский Александр Михайлович, композ. Александра Николаевна Пахмутова, по рассказу «Три тополя на Шаболовке»), фильмы Марлена Хуциева — «Два Фёдора» (в гл.ролях: Василий Шукшин и Тамара Сёмина), «Весна на Заречной улице» (1956, Николай Рыбников в гл.роли); "Живёт такой парень" (1964, Василий Шукшин); «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, «Отец солдата» (1964, реж. Резо Чхеидзе, по сц. Сулико Жгенти, в гл.роли — Серго Закариадзе), «Девчата» (1961, реж. Юрий Чулюкин, в гл.ролях Николай Рыбников, Надежда Румянцева, Светлана Дружинина и др.), «Когда деревья были большими» (реж. Лев Кулиджанов, 1961, первая драматич. роль Юрия Никулина), «20 дней без войны» (1976, реж. Алексей Герман, сц. Константин Симонов), «Пять вечеров» (реж. Никита Михалков, по пьесе Александра Володина), «Люди и звери» Сергея Герасимова (1962, в ролях Николай Ерёменко старший, Тамара Макарова, Жанна Болотова, Михаил Глузский), «Пришёл солдат с фронта» и «Подранки» (1976) Николая Губенко, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского (1983, блестящая игра Николая Бурляева, Инны Чуриковой, Натальи Андрейченко), «Любовь и голуби» Владимира Меньшова (1984), «Человек на своём месте» (1972, реж. Алексей Сахаров, в гл. ролях — Владимир Меньшов, Анастасия Вертинская), «Барышня-крестьянка» (1995, реж. Алексей Сахаров, среди актёров — блестящие Василий Лановой и Леонид Куравлёв), «Гардемарины, вперёд!» Светланы Дружининой, фильмы Карена Шахназарова — «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер».

Этот, далеко не полный, список наших фильмов привожу как доказательство высокого гуманизма кинематографа послевоенного (советского) периода страны, периода восстановления после жесточайшей в Истории Второй мировой войны, для нашей страны — Великой Отечественной войны.

А на ум приходят строки из переведённого мной стихотворения «Советы туристу» испанского поэта Хулио Альфредо Эхеа (4.8.1926-23.9.2018):

<...> Путеводители все встань и разорви,
и отправляйся в путь ты по дороге
той, что идут мужчины с хлебом,
вином и словом, согревающим тебя,
и той улыбкой, что с водой сравнима,

О укротители земли,
Симфонии ремёсел Мощной слуги,
безхитростные мудрецы Вселенной,
которые смеются и поют
со смертью вместе,
что в любви сокрыта.

И не ищи ты тайного биенья
по тем музеям, что архаики полны.

Пой с теми, кто поёт.
Плачь с тем, кто плачет.
Возможно, неожиданно возьмёт
тебя за руку дон Франсиско Гойя
и увлечёт к вершине гуманизма вечной.

Не бойся, нет! –
Испании и людям — отдай ты сердце,
чтобы облекли
его — в свет солнца.

Хотелось бы и о России сказать так: наш кинематограф 2-й половины 20 века — создан замечательными людьми, и о таких людях, которым хочется отдать сердце!

Любовь к Родине — это поддержать честного, порядочного, умного человека, говорит один из героев (в исполнении Леонида Куравлёва) фильма Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся...». К этому добавлю от себя, что ещё и вспомнить некоторых честных, неординарных людей, посмотреть на события объективно и непредвзято.

Ещё. Воспоминание о просмотре кинопритчи «Цвет граната» Сергея Параджанова об армянском поэте Саят-Нова, наст. имя и фамилия Арутюн Саядян (1712-1795), навеяло такие строки:

На древних картинах писали
влюблённых как двух близнецов,
глаза их чудесно сияли,
светилось для друга лицо...

Душой были — нежные лики!
Одежды — с небес водопад,
играли волшебные блики,
и вился лозой виноград...

И всё было сказке подобно,
балладою — лютня звучит;
Их море и небо — бездонны,
касается солнце ланит!

Вспоминаю сильнейшие фильмы: «Пейзаж после битвы» Анджея Вайды, «Мост Ватерлоо» (реж. Мервин Лерой, актёры Вивьен Ли, Роберт Тейлор), «Рим — открытый город» Роберто Росселлини (с Анной Маньяни), очень трогательный фильм «Римские каникулы» Уильяма Уайлера с Одри Хепберн (любимой актрисой) и Грегори Пеком. Конечно, зарубежный кинематограф — это отдельная тема.

Ещё имена 20 века. Это Мирей Матье и Анна Герман, Муслим Магомаев и Ярослав Евдокимов, это Эдита Пьеха, Татьяна Петрова, Евгения Смольянинова, Жанна Бичевская, иеромонах Роман (Матюшин), его стихи и песни. Все исполнители — такие разные, но являющиеся (для меня) олицетворением человеческого достоинства.

Горжусь тем, что являюсь современницей таких актёров как Михаил Ножкин (актёр и поэт), Василий Лановой, Юрий Соломин, Александр Михайлов, Николай Бурляев (актёр и режиссёр, фильм «Лермонтов»), Никита Михалков (выдающийся кинорежиссёр и актёр), Сергей Шакуров, Андрей Миронов (прекрасный актёр, не раскрывшийся, возможно, до конца), Леонид Куравлёв, Иннокентий Смоктуновский и Валерий Золотухин, Михаил Задорнов, замечательный писатель-сатирик и режиссёр («Вещий Олег. Обретённая быль», «Рюрик. Потерянная быль»). Некоторых мне посчастливилось видеть и слышать на сцене, на съёмках, на встречах.

Несколько слов о поэзии. Есть поэты, умеющие хорошо писать. Иной раз восхищаешься умом и талантом написавшего. Но есть поэты, чьи стихи выше похвал. Эти стихи затрагивают какие-то глубинные струны души. Казалось бы, подчас одна фраза или даже одно слово, и ты потрясён и охвачен сильнейшим чувством.

Есть такие и среди современников. Понравилась мысль современной поэтессы Анны Долгаревой: «Поэзия — это искусство, а не ор посреди площади». Стихи люблю читать в книге.

Истинное удовольствие доставил недавний ретроспективный просмотр фильма по «Шахнаме» Фирдоуси «Сказание о Рустаме» (1971, реж. Бенцион Ариевич Кимягаров, «Таджикфильм»).

В заключение привожу строки из стихотворения современного поэта Владимира Архангельского («Долги»):

<...> Светом Правды из пепла воспряв,
Вознесёмся над прожитой ложью!
Наплевать бы на всю чехарду
С должностями, престижем, деньгами...
Мы и так в неоплатном долгу
Перед детством, летящим за нами!

Долг перед счастливым послевоенным детством, юностью я и пыталась возвратить этими воспоминаниями и размышлениями о книгах, авторах, кинематографе, людях 20 века.
Примечания.

*) Рудомино Маргарита Ивановна (род.20.06.1900, Белосток, ум.09.04.1990, Москва). Родители Иван Михайлович Рудомино, Элеонора Яковлевна Рудомино. В браке с Василием Николаевичем Москаленко (1890-1981). Сын Адриан Васильевич Рудомино (1920-13.07.2017) служил лейтенантом в действующей армии с начала 1944 г. и был награждён орденом «Красной Звезды», медалью «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией» (командовал взводом химзащиты). В июне 1945 г. будучи двадцатилетним лейтенантом был откомандирован в Берлин в Особый комитет СНК СССР по Германии. В Германии вместе с матерью занимался отбором и вывозом книг по репарации в счёт компенсации за понесённые советскими библиотеками и музеями во время войны потери. В то же время Адриан Васильевич всегда считал, что книги, будучи носителями национального языка и культуры, не могут в принципе быть предметом репарации (из статьи на сайте ВГБИЛ им. М.И.Рудомино).

**) Королёв Сергей Павлович (12.01.1907, Житомир — 14.01.1966, Москва) — русский и советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР Академии Наук СССР. Основоположник советской космонавтики. Родился в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко.

***) Титов Герман Степанович — советский космонавт, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт (6 августа 1961г.), родился 11.09.1935 г. в дер. Верх-Жилино Косихинского р-на Алтайского края в семье Степана Павловича Титова, преподавателя литературы в сельской школе. Отец Германа любил поэзию, писал стихи, занимался живописью, играл на музыкальных инструментах.

****) Erskine Caldwell (1903-1987) – амер. писатель, с мая по сентябрь 1942г. работал корреспондентом в Москве. Им написаны публицистические книги «Москва под огнём» (“Moscow Under Fire”, 1942), «Всё брошено на Смоленск» («All-Out on the Road to Smolensk»), «Всю ночь напролёт» («All Night Long»), ром. «Табачная дорога», 1932, пов. «Мальчик из Джорджии», 1943, ром. «Дженни», 1961, и многое другое. Многократно приезжал в Москву (1959, 1963, 1971...).

*****) Книга Вальтера Шубарта «Европа и душа Востока» вышла впервые в 1938 г. в Швейцарии. Из-за своих прорусских взглядов автор эмигрировал из гитлеровской Германии в Ригу, где в 1941 г. был арестован советскими карательными органами и исчез в
ГУЛАГе. О книге Шубарта писал русский философ Иван Ильин.

январь 2023

2. Солнечная Москва

Одно из моих самых ярких воспоминаний детства, связанных с Москвой – это как отец, у которого был билет на трибуну, взял и меня с собой на парад, состоявшийся на Красной площади в мае 1963 г. В первый раз тогда в Москву приехал с визитом Фидель Кастро. Как и многие дети, я искренне восхищалась этим выдающимся человеком. Высокий, красивый, сильный. Настоящий герой! Смотрела на него в бинокль во все глаза (наша трибуна была у здания ГУМа, как раз напротив). Рядом находилась немолодая английская пара, очень симпатичная и наговорившая нам кучу комплиментов. Да и как мог не понравиться им мой отец, интеллигентный, элегантно одетый, очень импозантный и приветливый.

Ещё одно воспоминание, связанное с отцом, как мы проходим мимо Церкви Николая Чудотворца, что на Верхней Радищевской, у м. Таганская. Солнечный день, чудесный колокольный звон. Очень красиво. Мы с папой переглядываемся, оба под сильным впечатлением. А надо сказать, что отец был вообще музыкально одарён, в юности играл на аккордеоне, впоследствии самостоятельно освоил фортепиано, писал стихи.

Самые прекрасные воспоминания мои связаны с маем, с летом. Потому и Москва для меня – солнечный город. Работа в Библиотеке Рудомино, что у Яузских ворот (ВГБИЛ в нынешнем, 2021, году исполняется 100 лет!), занятия бадминтоном в Лужниках, Олимпиада 1980 года... Наконец, Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева! Впрочем, это уже 21 век.

Я довольно долго жила недалеко от Кускова с его Шереметевским Дворцом, Итальянским, Голландским домиками, прекрасным французским регулярным парком. Во время моей юности даже разрешалось в большом пруду, на берегу которого расположен Дворец, купаться и кататься на лодках. Это было настоящее торжество лета, солнца, голубого и зелёного цвета, молодости. Парк в те годы был открыт, не был ухожен как сейчас. Но сколько было романтики в гуляньях по этому парку! Когда-то "Московский комсомолец" устроил субботник по благоустройству дворцового комплекса, в котором мы с сестрой приняли участие.

И ещё воспоминания. С конца 70-х гг. я работала в Мансуровском пер., рядом с Остоженкой. Наш НИИ ("Чародейства и Волшебства", как у братьев Стругацких) занимал поначалу 2-этажные домики. На 2-м этаже второго домика были небольшие подмостки. Говорили, что именно здесь начинался театр Евгения Вахтангова.

На Остоженке же, рядом, и Дом-музей И.С.Тургенева, который с 1840 по 1850 снимала полковница В.П.Тургенева, мать писателя. И усадьба генерала Петра Еропкина (тогда здесь располагался институт иностранных языков, сейчас Московский Государственный Лингвистический университет). На балах здесь бывал юный Пушкин. А во дворе дома архитектора Кузнецова (Мансуровский, 11) снимались сцены для фильма Эльдара Рязанова "Жестокий романс" (тоже летом!). И помню, как по Еропкинскому переулку бежал "пьяненький" Андрей Мягков. Наши сотрудники (в основном, молодые женщины) с интересом наблюдали за съёмками, кажется, видели всех актёров.

И одно смешное (опять летнее) воспоминание о том, как институтский вахтёр выращивал на разбитых им грядках, рядом с нашим первым домиком, лук и прочую зелень. И это в двух шагах от МГИМО и других серьёзных вузов и организаций, в центре Москвы. Кстати, подобное я видела и в каком-то дворике недалеко от м. Новокузнецкая. Так что это вполне по-московски.

Остоженка, Пречистенка, Волхонка... – мой любимый район Москвы. Конечно же, и бульвары. Сама атмосфера района, где сосредоточены музеи Пушкина и Толстого (да и дом в Хамовниках недалеко), где усадьба Дениса Давыдова, а если идти к набережной -- Зачатьевский монастырь, настраивает на возвышенный лад. И потому работать в таком месте было замечательно.

И ездили мы на Новодевичье кладбище, помню, отпросившись у начальства. А Дом учёных (усадьба Коншиных), куда мы ходили на различные мероприятия! А ещё Зал Академии художеств с прекрасной выставкой к 1000-летию Крещения Руси (июнь 1988 г.).

Всё это только небольшая часть воспоминаний о Москве второй половины 20 века, одного из лучших городов мира – моей солнечной Москве!

7.8.2021. М., Коньково


Рецензии