Книги. Авторы. Политика

Мнение дилетанта.

Книги – источник знаний. Знание – сила. Сила есть – ума не надо.
(Перифраза)

Девушка подарила «Время сэконд хэнд» С.А.Алексиевич. Впечатление, что все «изложения» написаны самой  Алексеевич, т.к. имеют одинаковый стиль, однообразны, нон фикшен. Алексиевич поддерживает нынешнюю Украину, не осуждает Майдан и постпрезидентов, поддержала мятеж, выступает против Лукашенко. С.А.Алексиевич – не потому практически западная, что имеет гражданство Белоруссии, проживала в Германии, Италии и т.д., получила Нобелевскую премию и купила не дешёвую квартиру в престижном доме, по поводу покупки которой в интервью одному из российских изданий рассказала, на что потратила недавно полученную Нобелевскую премию: основным приобретением стала квартира в одиозном доме «У Троицкого», застройщиком которого является компания «Трайпл», до недавнего времени возглавляемая белорусским олигархом Юрием Чижом; квартира стоимостью $ 325 тыс. располагает площадью 126 кв. м, каждый из которых обошелся ей в $ 2;579. Эта покупка заняла второе место в рейтинге самых дорогих сделок с жильем за 2016 год, на момент приобретения Чиж уже был арестован, как и непроданные квартиры в скандально известной новостройке. Кстати, премия Алексиевич - по такой же политической причине, как Бунину за  «Окаянные дни», Солженицыну – в Швеции 8 октября в 1970 году «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы», Пастернаку – «Мальчики и девочки» («Доктор Живаго»), Бродскому - «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии», Горбачёву – (за предательство), а Адамович, у которого Алексиевич в т.ч. заняла 5000 рублей для сбора материалов в поездках, совместно с Граниным за «Блокадную книгу» Нобелевская не присуждалась. После справедливого обещания Хрущёва Западу показать Кузькину мать, по сути вмешательства главы КПСС в решение Нобелевского комитета, Шолохов – член КПСС - справедливо получил Нобелевскую премию.
Мнение Татьяны Толстой:
«Наивно полагать, что продвигала Алексиевич белорусскую литературу, собственно, ее писательская карьера - это сборники якобы воспоминаний ветеранов войны (белорусских партизан) и воинов-интернационалистов. Причем, весьма паршивой и брехливой интерпретации. Раньше такой популярности у зарубежной публики журналист-писатель не вызывала. Теперь интервью многочисленные. И знаете, то еще испытание прослушать их все. Одни и те же слова и истории рассказаны американцам, полякам, итальянцам, немцам. Политика, политика, политика и опять политика. И так, как любят на Западе: жалкие бедные русские и белорусы, нищие и убогие, дикие. И еще Светлана Алексиевич не уставала говорить:
То Европа, перед которой надо открыть рот и думать, почему же мы такие дикари.
Вот здесь идёшь по Бродвею и видишь, что каждый человек личность. Идёшь по Минску, Москве, ты видишь, что идёт народное тело». (Для Алексиевич Бродвей – город, столица, «по Бродвею» - она «личность», а «по Минску, Москве» - тело, не очень народное и женственное – прим. дилетанта).
Тиражи книг Алексиевич сравнительно небольшие: «Время сэконд хэнд» - 2000 экз. (но 10-е изд., например, доп. тираж «Женщины Лазаря» и «Авиатор» - по 7000, «Козлёнок в молоке» - 7000, и цены: «Время сэконд хэнд» - 488 руб., в 2022 году – 1046 руб., собрание сочинений из 5 книг – 2364 руб., «У войны не женское лицо» - 665 руб. и т.д. Кстати, покупки книг Алексиевич после присуждения ей премии выросли в 30 раз.
Издание Алексиевич («Время сэконд хэнд») - в рамках партнёрской парограммы ТД «БММ» и издательства «Омега-Л» - это тоже издательство, что издавало «Красное колесо» Солженицына. «Деньги – ключ к любой загадке».
Западные (буквально) авторы (более писатели, чем Алексиевич): А.Камю, Ф.Кафка и Ж-П Сартр, у которых также упадничество, пессимизм и мрачность.
Кафка  издан (новеллы: «В исправительной колонии» и «Превращение») в 1991 году в издательстве «Детская литература», как пример «распада души и сознания в условиях буржуазно-мещанской действительности» - и это не только политика, «надежда и абсурд» - по заключению Камю.
Сартр – отказался от Нобелевской премии: «… в нынешней обстановке Нобелевская премия на деле представляет собой награду, предназначенную для писателей Запада или «мятежников» с Востока. Например, не был награжден Неруда, один из величайших поэтов Южной Америки. Никогда серьезно не обсуждалась кандидатура Арагона, хотя он вполне заслуживает этой премии. Вызывает сожаление тот факт, что Нобелевская премия была присуждена Пастернаку, а не Шолохову и что единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещенная в родной стране», (сценарий «Фрейд», 2001г. - читается трудно, но не так тяжело, как Кафка) при этом «был «увертюрой к современности», последним жрецом и могильщиком старой, погрязшей в психологии и идеализме французской культуры. Он набрасывает основы некой другой философии, раскрепощённой (философия – не голос культуры, а органический спазм), другой литературы, новоромантической, другой эстетики, освобождённой от образа и иконы».
Камю – лауреат Нобелевской премии - в чтении неодинаков: (сочинения, 1989г.) пьеса «Калигула» - трудно, «Посторонний», «Чума», «Падение» - вполне беллетристика.
Все трое экзистенциалисты, от них Алексиевич «страшно далека». И все они – пример «Заката Европы» (О.Шпенглер), в т.ч. - вырождения Франции.
Вот, собирался сказать несколько фраз, а получилось … как получилось.
Не в связи надо напомнить первых авторов антиутопии: Хаксли, Оруэлл, Замятин.


Рецензии