18. Волшебная сила печатного слова

         

          Изложение на тему: "Что хорошего, плохого в жизни дало мне употребление алкоголя, табака?" - написано слушателем курса "Формирование сознательной трезвости" и опубликовано без правки:
      
         "Когда мне было пять лет родители уехали по контракту за границу. На долгих 3 года. Мне в 7 лет надо было идти в школу, за границей школы для русских детей не было и меня оставили с дедом и бабушкой. Бабушка ещё работала, но успевала печь хлеб, пироги, варить варенье, доить коров и ещё много-много чего, как все деревенские русские женщины. А дед был уже пенсионером, уважаемым в деревне человеком, грамотным, много читающим, трудолюбивым, строгим, но всегда готовым откликнуться на чужую просьбу. Он немедленно занялся моим образованием, по журналу «Новый Мир» я был обучен чтению и очень скоро в свои 5 лет имел представление о солнечной системе, о том где и какие государства расположены на на нашей планете, знал не только о Гагарине, но и о Королёве с Циолковским, а также зачем-то о Сухэ Баторе, Гэссе Холле, Джавахарлале Неру и владел массой других имён и знаний никогда не понадобившихся в жизни. Вместе с тем я успевал как все сельские пацаны постигать и уличные науки--драки стенкой на стенку, ночные обходы соседских огородов, захваты снежных городков и прочие прелести деревенского детства. Как и все сельские пацаны я рано начал курить. И в 1-м классе на перемене за туалетом вместе с одноклассниками уверенно затягивался смачным бычком подобранным вчера возле сельпо. Все восемь моих одноклассников курили и это было нормально и обычно как снег зимой в Сибири. Конечно мы прятались и конечно нас пороли, ставили в угол, били ремнём если мы попадались с курением, но мы продолжали курить. Как-то весной, на излёте 1-го класса, мне попался на глаза свежий журнал «Здоровье», читал я уже довольно уверенно и из любопытства взялся его листать. На одной из страниц моё внимание привлекла статья о вреде курения. Написанная простым, понятным даже первокласснику языком статья рассказывала о том какой вред наносит никотин лёгким, всей системе дыхания и даже желудочно-кишечному тракту. Но больше всего поражала иллюстрация. Огромная, яркая во всю страницу она изображала торс человека в разрезе где были видны все внутренние органы, а из зажжённой сигареты дым проникал в гортань и синими стрелами в виде молний наносил поражающие удары в лёгкие, в желудок, в печень и в мозг! Конечно я притащил журнал в школу. На большой перемене мы, прогнав девчонок из класса, закрылись изнутри на швабру и читали статью. Я читал вслух, иногда меня перебивали, переспрашивали, потом мы спорили, долго и детально рассматривали картинку, друг на друге пытались определить где что расположено, удивлялись, что сердце такое большое, а внутри всё не одинаково слева и справа. Из девяти мальчиков первого класса на следующий день не курили восемь. Не бросил только Мишка Пегов завзятый хулиган. Это кстати, сказалось на дальнейшем отношении к нему всего класса. Через 9 лет мы заканчивали школу некурящими. Конечно это была волшебная сила печатного слова на детские умы, но если бы я не курил тогда сам, вряд ли меня заинтересовала бы эта статья, а если бы и заинтересовала, то не думаю, что мне бы поверили мои одноклассники и с таким вниманием отнеслись к ней, а так я был один из всех. Я не знаю как чья судьба сложилась, пусть даже кто-то или все закурили после школы, но зато в детстве мы дышали чистым воздухом.
Потом я закурил в 20 лет. Закурил сильно, наотмашь, покрепче, побольше. В 45 у меня диагностировали рак. Говорят у рака не бывает одной причины, это всегда комплекс, но я знаю, если в моём комплексе выстроить рейтинг, то курение будет в первой тройке.

          Пётр. 14.11.2019


Рецензии