я живу в мире Босха

 На фото фрагмент триптиха Иеронима Босха "Сад земных наслаждений".

    <>†<>

 босхоявленье
 мне было во сне
 круг и сова в нем
 на некой стене
 зримый в незримое
 порнопортал
 в сад наваждений
 срамных меня звал
 за руку взял меня
 Иероним
 я как дитя за отцом
 шел за ним
 видел распад
 разрушение норм
 гибель констант
 переток бесоформ
 зла яйцечрево
 в нем пир лжеволхвов
 храм псевдодевы
 ковчег дураков
 плод некродрева
 в оправе гробов
 рая эдемонов
 в виде зверьков
 грешников падших
 пред жабами ниц
 человещей
 феерический микс
 плясы прелатов
 под лютни блудниц
 сонмы людей
 рыболиких и птиц
 тешился ими
 Иероним
 и все мне казалось
 забавным таким
 что утром стряхнув
 обаяние сна
 я не ощутил
 послевкусия зла

 © Copyright: Андрей Викторович Денисов, 1987 год.
   
          <>†<>

я живу в мире Босха
мною правит луна
элохимия мозга и
экстремистика сна
дар от Иеронима
я смиренно приял
зреть незримое в зримом
в виртуале реал
за комедией драму
в торжестве бесоформ
поклонение сраму
и закат богонорм
в культе трансампутантства
сатанинскую спесь
ересь дисфорианства*
гонор и самолесть
волей Бога бинарен
и распят человек
между адом и раем
инфернальных утех
и чье больше участье
дух царит или плоть
тестом на самовластье
испытует Господь**
 ___________________________________

 Сноска: дисфорианство — авторский неологизм от слова дисфория с добавлением
 собирательного суффикса  -ств  по аналогии с либертарианством. Дисфория —
 психическая патология, антоним эйфории. Выражается в крайнем недовольстве собой
 и/или окружающим миром. Для дисфории характерны следующие депрессивные
 состояния: чувство подавленности, раздражительность, нервозность, агрессивность.
 
 Немецкий ученый Курт Шнайдер предложил в 1931 году термин дисформания (идефикс
 неудовлетворенности своим телом) для диагностики патологической убежденности в
 необходимости хирургической коррекции какой-либо части тела или органа для
 исправления надуманного дефекта.

 Сноска: испытует Господь** — отсылка к тексту молитвы "Отче наш" — "не введи нас
 во искушение".  Искушение в данном контексте следует интерпретировать с учетом
 других значений этого слова в греческом исходнике, утраченных в переводе,
 таких, как проверка, проба, испытание. В таком случае эти слова главной
 христианской  молитвы можно понимать так: "Не испытывай нас, Боже, искушением"
 перед лицом грядущего царства Антихриста и началом конца света. Эти последние
 времена в Откровении Иоанна Богослова названы годиной искушения, которому
 Господь хочет подвергнуть вселенную и всех живущих на земле.
 (Апокалипсис, 3:10).
 
 © Copyright: Андрей Викторович Денисов, 1988 год.

          <>†<>      
   
   одолели Гришку бесы
   пьянства похоти беспутства
   водит грех святой повеса
   но иные в сердце чувства

   нет не блуда в нем зараза
   благочестию поруха
   в нем сияет образ Спаса
   брезжит свет Святаго Духа
 
   веры в нем свеча не тает
   пусть и спит худой умишко
   беса бесом вышибает
   идеальный грешник Гришка

   Бог нам шлет для испытанья
   и спасения искусы
   ибо сладость покаянья*
   выше сладости распутства
 ______________________________________
 
 Сноска: сладость покаянья* —  Григорий Распутин верил, что невозможно
 покаяние без согрешения, поэтому нередко грешил намеренно, чтобы
 истовой молитвой и честным раскаянием заслужить отпущение вины, ибо Господь Бог
 со времен эдемских с этой целью наделил людей свободой воли и правом
 самостоятельно делать выбор между преступлением и соблюдением Его заповедей.
 
 © Copyright: Андрей Викторович Денисов, 1989 год.

                <>†<>

          Леонид Мартынов


         ВИДЕНИЯ БОСХА


        (Триптих)

             1


Мне чудится, что жив художник Босх.
Брожу я с Иеронимусом Босхом
Отнюдь не в мире живописи плоском, —
Будь это «Мир искусства» или МОСХ, —
Но в бесноватом, узловатом, хлестком
И жестком, несмотря на внешний лоск,
Реальном мире, что от слез промозг.
Мы по газетным тычемся киоскам,
И радиомембраны говорят,
Где мор, где глад, где города горят.
Там счет потерян трупам распростертым,
И любомудрие летит в костер там,
Где песнопевцы виснут, вопия,
На лирах распяты…

               2

«Их видел я! —

Кричит мне Босх. — Но то была моя
Фантазия. Сердца сосет змея!
Мыслители по колбам и ретортам
Рассажены. Но за каким же чертом
Стал явью этот, лет пятьсот назад
Мне, Босху, примерещившийся ад?
Решили строить по моим наброскам
Весь мир? Так что же в сей юдоли слез,
Где розгами к блаженству путь зарос,
Готовится и девам и подросткам?
О, кажется, такой апофеоз
Готовится, что не гожусь я, Босх, вам
И в мальчики!»

                3

Но дай задать вопрос
Тебе, о Босх, в ответ на твой вопрос к нам:
«Быть может, неизбежное ты, Босх,
Предугадал? И в этом мире жестком
И апокалиптически громоздком,
Быть может, ты, художник, только воск
В руках у жизни?»

           — «Нет, художник — мозг,

Мозг человечества! — кричит мне Босх. —
Его вотще ты сравниваешь с воском,
Он не сравним и с электронным мозгом!
И пусть мои прозренья озарят
Ваш мир аэротрасс и автострад,
Чтоб отцарил палаческий топор там,
И чтоб не стало мрачным натюрмортом
Живое все, и чтобы верил я,
Что ад земной — лишь выдумка моя!»

                1965

                <>†<>


Рецензии