К понятию Школа Этери Тутберидзе

Два из тридцати двух материалов, приложенных к 96-ти сонетам в моей новой книге «Русь и Фигурное катание» имеют особое значение для того, кто искренне хочет разобраться в «секретах» гениального мастера фигурного катания на коньках - Этери Гогиевны Тутберидзе. Ваш покорный слуга подробно освещал узловой подход к такому пониманию: Этери Тутберидзе создала Первую Школу в фигурном катании. Увы! Мои тексты многие Читатели читают «по диагонали». А мне, как автору, пишущему о школах уже гораздо больше полувека, трудно примириться с мыслью, что мои Читатели абсолютно не знакомы с категорией «школа». Осмелюсь напомнить, что категория – это основное понятие. Разумеется для меня «школа» это не категория, а универсум, то есть универсальная категория. Однако большинству Читателей кажется, что уж что-что, а понятие о школе у них имеется своё за десять лет в детстве и за двадцать лет во взрослой жизни уже усвоенное – переусвоенное. В том-то и проблема, что в данном случае обыденного представления о школе абсолютно недостаточно. Это как с сердцем. Для большинства простых смертных универсум «сердце» абсолютно понятный клубочек мышц, качающий кровь по сосудам нашего бренного и грешного тела. Правда у Антуана де Сент-Экзюпери это «третий глаз» организма, причем реально самый «зоркий». Но для хирурга-кардиолога указанных «пониманий» явно уже недостаточно. С обыденными представлении о сердце пулю в нём застрявшую успешно не вытащишь. Так и с универсумом «школа». Я – школовед. Хирург школьных организаций. Разработчик новых конструкций общеобразовательных и частных школ, создатель семейных и домашних микрошкол, экспериментальных школ высокого уровня, игротехник и игролог, разработчик огромного числа абсолютно уникальных школ и школок., а также игр и микроигр.
Конечно в статье об Этери Тутберидзе я всего этого не выкладываю. Одно дело, когда вам о сердце пишет журналист средней руки, с трудом дотянувший до окончания факультета журналистики какого-нибудь провинциального, скажем Санкт-Петербургского университета, и совсем другое дело, когда вам рассказывает о сердце кардиохирург спасший тысячи жизней после ранений и самых различных осложнений на сердце. Так и тут. Здесь Вам о школе толкует дяденька, который успешно провёл целую серию экспериментов на Всесоюзной экспериментальной педагогической площадке в течение двенадцати очень трудных для державы лет. Конечно можно и не вчитываться и не вдумываться, но тогда как приблизиться к пониманию чуда в «Хрустальном»?
Я пишу для исключительно трудолюбивых Читателей с большой буквы. Для тех, кто будет строить после. Так именно писал труд своей жизни юный белогвардейский офицер Шаргей, пытавшийся выжить в России в годы гражданской войны и после. В конце жизни он превратился в абсолютного рядового красноармейца и сложил свою голову за Советский Союз под Вязьмой в 1942-ом году. Мир знает его под другим именем. И этим вторым его именем названа трасса полёта космического корабля от Земли до Луны.
Как разработчик новых Школ и как первооткрыватель миллионов новых Игр я приношу Вам свои извинения, что не представился сразу и не пояснил, что для меня Школа это совсем не то, что под этим обычно «понимают». Школьные организации я «Школой» не называю и не могу называть. Язык не поворачивается. Для меня Школа – это Учитель и Ученик. Всё!!! Взаимодействие именно этих «двух в городе» и является Школой в самом высоком смысле этой универсалии. Там, где Вы. глядя в глаза своей малютке улыбаетесь ей – для меня возникает Школа! Только Вы и только она! Больше и не бывает! И выше не бывает! И ничего выше в мире и нет!
А теперь к Школе Этери Тутберидзе. Вот эти два ключевых материала.
27. Мультиплеты в Школе Этери Тутберидзе

Один из сложнейших вопросов, связанных с выработкой понимания существа отношений между девочками в Школе Этери Тутберидзе является вопрос о возникающих неизбежно мультиплетах. Я намерено исключаю из рассмотрения мальчиков, поскольку моя задача максимально упростить первичное, вводное по сути рассмотрение вопроса, а именно девочки достаточно устойчиво позволяют демонстрировать абсолютно невидимое постороннему глазу.
Мне всё это открылось достаточно давно и как раз на материале групп девочек из шестой школы города Качканара. Там сама технология предложенная гениальным Иваном Васильевичем Звягиным натолкнула на раскрытие этого вопроса. И именно та адская работа, которая была проделана автором по объёму и конкретике материала позволила в дальнейшем применять найденные технологические решения на площадке Всесоюзного Эксперимента в городе Урае. Школа Старшеклассников и её академическая группа «Ермак» - одно из практических применений этой разработки.
К сожалению большинство руководителей школ по сей день понятия не имеют о глубинном существе этого вопроса.
Читая рассказы о тренере Тутберидзе я просто угораю: авторы демонстрируют знание множества фактов и абсолютно не понимают существа отношений. Не скрою от Вас всей горькой правды – и сами девочки не «врубаются» в эту тему, поскольку им это просто рано. И мы имеем четыре группы:
Детей, реально не способных еще качественно отрефлексировать происходящее с ними.
Родителей, реально не понимающих происходящее с детьми.
Внешних наблюдателей, просто не желающих вникать в реальную проблематику ситуации, в том числе и псевдотренера, полагающего, что он в чем-то разбирается.
Группу тренеров самой ТШТ действующих бесспорно интуитивно верно, но тоже не отрефлексировавших происходящее, что и привело в целом к прошлогодней катастрофе, то есть стало одним из условий возникновения этой жуткой по существу ситуации.
Сначала жёстко повторю главную мысль этого материала:
Между девочками в Школе Тутберидзе формируются Мультиплеты!

Мультиплет – устойчивое объединение детей, между которыми возникает виртуальная Личность. Она формируется из структурных элементов реальных участниц Мультиплета независимо от их собственных воли и желания.
Но она возникает и начинает реально участвовать в процессе самодвижения участниц мультиплета в пространстве и во времени.

Абсолютное большинство взрослых так или иначе сталкивалось с такой ситуацией:
Подъезд, группа подростков общается, занимая разные позиции на лестничной клетке. Их несколько. Одни стоят, другие сидят. Стоят прислоняясь к стене или опираясь на перила.
И вот эти «посиделки» длятся часами!
Попробуйте выяснить у детей, что их стягивает вместе и вы не найдёте ответа. И не потому, что с вами не вступают в контакт. Проблема в том, что они сами реально этого не понимают!
А между тем их стягивает виртуальная личность между ними, которая решительно не желает распадаться, то есть «умирать»!!
Зародыш мультиплета мгновенно возникает в устойчивой паре подружек.
Девочки стремятся «дружить» именно в силу того, что в любой паре людей мгновенно возникает «третий невидимый» субъект, который уже хочет жить как можно дольше.
Мы иногда называем его «дружба», иногда «приятельство», иногда «знакомство» и так далее. Суть одна: Личность Человека сложна и при контакте с другим человеком возникает взаимодействие двух сложных внутренне мощно структурированных элементов.
Это же возникает и между мамой и дочкой, между сёстрами, вообще между родными людьми. Мы это как правило никак не рефлексируем. Берг дал в своё время прекрасный образец удобного практического структурирования личности, позволяющего корректно работать с имеющимися фактами.
И самое ценное в его работе, это именно сама предложенная модель структурирования Личности.
Чего не понимает мини тренер, пытающийся расколоть мультиплет в Школе Тутберидзе?
Сразу оговорюсь: он очень многого не понимает, и это объяснимо: для пониманий тут требуются иные сроки и иной опыт. Нужны годы и десятилетия, которым просто неоткуда взяться.
Но мы конкретно о мультиплете.
Косторная-Трусова-Щербакова – это именно мультиплет! Насколько он трудноразрушим показывает общение Щербаковой и Трусовой в Швеции на льду «Эрикссон Глоб Арены» выо время победного круга после награждения.
Сама Анна Станиславовна не устает подчеркивать, что в её общении с девочками ничего не изменилось.
А именно потому и не изменилось, что в возникшем мультиплете всё не изменяется годами и десятилетиями. Мультиплет в принципе неуничтожим. Это именно Виртуальная Личность и он может угасать с годами, хотя это очень больно переживается всеми его участницами. Но не распадается никогда! И вот именно очень скрупулёзный анализ конкретных ситуаций позволяет различать реальный мультиплет от предполагаемого. И это безумно сложная работа. Аналогичный Мультиплет сформировался между Валиевой, Усачёвой и Хромых. Я пока абстрагируюсь от мультиплетов Акатьевой и Петросян.
Для меня важен сам факт: Школа Этери Тутберидзе – это по контенту среди всего прочего Мультиплетно организованная структура. И возникающие в ней виртуальные личности невидимые ни обществу, ни самим участникам процесса играют огромную роль и именно понимание их роли может стать одним из ключиков к дальнейшему прогрессу этой Школы, которая благодаря собственной мультиплетности в том числе уже ушла в космический отрыв от всех «школ-конкурентов».
И только Мультиплет вынуждает меня серьёзно относиться к вероятности возвращения Трусовой в Школу, хотя объективно говоря я первый противник такого события.

Опубликовано: 4 апреля 2021

28.Трагедия Евгении Медведевой. Мой взгляд

Эти оценочные суждения абсолютно субъективны.
Я пишу о человеке мне лично абсолютно неизвестном.
У меня нет никакой достоверной информации о её образовании, о её опыте, о её внутреннем восприятии событий.
Всё что мне доступно, это абсолютно внешняя информация из общедоступных источников.
И тем не менее я решил выложить этот взгляд.
Ибо моё время завершается и это то немногое, что я надеюсь еще успеть выложить
Есть один Читатель, который мне безумно интересен для этого материала.
Примерно 99999 шансов из 10000, что она Никогда его не прочтёт.
Значит такова на то воля Всевышнего.
А с Ним я не спорю.
Сейчас по ТВ рассказали о том, какие замечательные уроки истории организуются на новых технологических платформах, как дети попадут в обстановку приближенную к реальной…
О век! О нравы! О святая простота!
Не нужно тут ничего знать, чтобы понимать, что уход от своего Тренера – это личная трагедия.
Трагедия – уход Евгении от Этери.
Страшная личная катастрофа.
И вот тот факт, что она реально убыла в Канаду к другому тренеру и даёт мне основание кое-что понимать по-своему.
Если бы Евгения знала, что это такое – парадигма Учителя, она не ушла бы!
Для настоящего Ученика вырвать себя из Парадигмы это акт образовательной самоликвидации.
Ничего более саморазрушительного нет и быть не может.
Но понятие Парадигмы Учителя не преподают в школах.
Не разъясняют на уроках.
Не предъявляют на занятиях.
В информационном плане наши дети тотально дезориентированы.
Они идут к своим педагогам «получать».
Получать «знания».
Получать «умения».
Получать «навыки».
Никто не объясняет детям, что получки не будет.
Что все перечисленное ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ адским трудом.
Что знание и информация не тождественны.
Что море информации не обеспечивает никаким знанием.
Что образование начинается именно там, где «по образу и подобию».
Что только ГЛАЗА в ГЛАЗА!
Что только живая речь при непосредственном общении.
Что УЧИТЕЛЬ это не урокодатель, не «даватель» даже будучи «препо»добным.
Учитель, это ТОТ КТО, и для кого ты всегда ТОТ КОМУ.
Что между Учителем и Учеником нет и не может быть вопроса «Что?»
Что девяносто восемь процентов общения Учителя и Ученика НЕВЕРБАЛЬНО.
И это невербальное нельзя положить в портфель и унести с собой в кармане.
О, если бы Евгения понимала, что это такое: Парадигма Учителя!!
Тогда никто не смог бы «подсказать» ей этот «уход».
Никак.
Нигде и никогда.
Против её Учителя велась систематизированная массовая грандиозная атака, где её саму и других учениц страшные люди рассматривали не более, как объекты возможных воздействий на Этери.
Задача подрыва и уничтожения ими ставилась правильно: подорвать и уничтожить именно Личность Тренера. Потому что им, атакующим, было совершенно понятно, что именно в Личности самой Этери кроется ключ к успехам её учениц.
Потоки лжи, клеветы, обструкция неслись со всех сторон. Как при уничтожении окруженных в Киевском котле 1941 года был открыт ураганный огонь из орудийных стволов всех калибров.
Били и прицельно, и по площадям, и шквально, и кинжально, и задача была простая: уничтожить на корню! Извести!
Евгении никто не рассказывал и она не могла знать, какая картина открылась сентябрьским утром взгляду немецкого солдата. По всему полю валялись обрубки разорванных в клочья женских тел.
На той войне никого не волновали ни души, ни судьбы наших девчонок.
На войне нынешней все в принципе точно так же.
И если Евгения не понимала, что ни судьбы, ни души девочек Этери абсолютно никого не волнуют, то это просто её беда. Если бы она понимала – не ушла бы.
Никогда не поверю, что она сказала Этери то, что однажды от одной своей ученицы услышал я сам:
- Алексей Алексеевич, вас убивают, но сделайте всё, чтобы мы при этом не пострадали.
Когда ураганный огонь из всех стволов был открыт по моим позициям некоторые мои ученики и ученицы разбежались.
Поэтому я, как Учитель, оказался намного слабее Этери.
А её Ученицы остались с ней до конца!
Вопреки всему и вся!
Но Евгения не испугалась.
Она искренне поверила, что есть где-то там, далеко-далеко, добрейший Человек, которому она будет ближе, чем была с ней Этери. Но нельзя войти в парадигму Учителя за деньги.
Любовь купить нельзя.
Не получается.
Невозможно.
Люди продающие «любовь» имеют довольно экзотическое наименование.
Человеческие чувства не сводимы к общению «по поводу» «профессионального роста».
Все учреждения, где всё ограничивается информацией и тренингом не являются по существу Школами, хотя порою ошибочно именно так официально именуются. Не злонамерено. Отнюдь! Просто мало кто в мире серьёзно интересуется категорией «школа», каковая на самом деле есть универсум.
Евгения покинула Этери пытаясь реализовать своё и в себе вне себя, не понимая, что всё её  находится в Школе Этери и это невозможно ни унести, ни ликвидировать, ни забыть…
Слишком долго они были вместе.
Слишком близко они общались.
Родные дети – это родные дети.
Тут на первом месте именно голос крови.
Но общность Этери и Евгении была по многим параметрам очень близкой к общности «мать и дочь». Художественно, эстетически, эмоционально они постепенно слились. Это и есть момент, когда Ученица полностью вошла в парадигму Учителя и стала её неотъемлемой частью.
Вырвать её из парадигмы Учителя уже невозможно не покалечив насмерть обеих.
И тот, кто Евгению вырывал – прекрасно понимал, что творит.
Ибо хотел поля с частями душ…
Что пережила Этери не берусь описывать.
Это сделал до меня Данте.
Книга о Евгении и Этери еще ждёт своего гениального писателя.
И это должен быть уровень Достоевского или Булгакова без скидок на..
Такие сюжеты под силу немногим избранным.
Если бы Евгения только знала… но она не знала… и не могла знать.
И ещё десятки лет ей предстоит вновь и вновь переживать всю эту историю, которая еще очень далека от своего завершения.

Опубликовано: 21 апреля 2021


Рецензии