Глава шофтим

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА «ШОФТИМ»

Место в Торе: Дварим, гл. 16, ст. 18 — гл. 21, ст. 9.

Почему она так называется?

По первому слову нашей главы, которая начинается с фразы: “Судей и исполнителей закона назначь во всяком месте (городе), которое Творец определит каждому колену”.

Судьи на иврите — шофтим.

Обсуждение главы Шофтим

 
1. Наказание взяточнику
 

В нашей недельной главе есть серьезное предостережение судье — «Не искажай суд, не лицеприятствуй и не бери взяток, потому что взятка ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников» (Дварим, гл. 16, ст. 19).

Не открою Америку, если скажу, что взятки — весьма распространенное явление. По крайней мере — в некоторых странах. А вот слепой судья там — большая редкость. Многие взяточники настолько обнаглели, что даже очки не носят.

В Торе сказано, что взятка ослепляет глаза мудрых, а эти мерзавцы саботируют.

Мудрые, по сей день актуальные слова царя Давида помогут нам прояснить ситуацию. Написано в Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 82, ст. 4-5): «Выручайте бедного и нищего, от руки нечестивых спасайте. Не знают и не понимают, во тьме ходят, шатаются все основания земли».

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что «не знают» — судьи, искажающие судопроизводство. А «не понимают», прежде всего, получатели взяток. Они «ходят во тьме». И это — результат подкупа и неправого суда, из-за чего «шатаются все основания земли».

Берущий взятку, скорее всего — не будет наказан слепотой прямо на месте. Он не станет хвататься за стены в зале суда. Не получит наказание за взятки в нашем мире. Оно будет его ждать в мире Грядущем. Ведь там взяточник ослепнет не то что в нашем мире, до смерти, но — навечно.

Получается, что судьи, которые берут взятки, «не знают и не понимают» — всей глубины ожидающего их наказания. И что будет оно — уже навечно.

Как-то раз один известный и очень уважаемый раввин разбирал тяжбу между двумя евреями. Один из них решил подкупить судью. Но как это сделать?

Раввин был известен своей праведностью, честностью и неподкупностью.

Но хитрец нашел выход. Он прокрался в комнату, где висела верхняя одежда судей, и незаметно опустил толстую пачку денег в карман раввинского пальто.

В этот момент ничего не подозревавший раввин вдруг почувствовал сильное желание безосновательно «подыграть» одной из сторон. Он прервал заседание и сообщил, что оно возобновится завтра.

Но и на следующий день все повторилось. Как только начался суд, возникло ничем не оправданное желание вынести приговор в пользу одной из сторон.

Это было не характерно для рава, и ему стало не по себе. Его начал колотить озноб, и он надел пальто. Тут он нашел деньги и все понял…

Это — пример того, насколько велика сила взятки. Судья еще даже не знает о ее существовании, а его разум уже склоняется на сторону того, кто ее дал.

Этот случай открывает возможность ответить на один непростой вопрос.

Написано, что «взятка извращает слова праведника».

В этой фразе есть неувязка. Разве судью, принявшего взятку, можно назвать праведником?

Но теперь мы понимаем, что речь, возможно, идет о случае, когда взятка уже дана, но судья об этом еще ничего не знает.

Как видим, взятка делает свою работу не зависимо от того, знает о ней судья или нет.

 


Рецензии