Эссе. Как я чувствую и понимаю Рахманинова

«Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством.»
                Сергей Васильевич Рахманинов

1 часть.
Возможно, музыка, которая является для человека, в её истинном предназначении, небесной пищей, ибо, питает душу так же, как и молитва, зародилась с первым, изданным им звуком. Звук, как физическое явление, выражающееся в колебании воздушных волн, и восприятии этих колебаний органами слуха человека. Появился он… и, начала возникать музыка. Короткий и длинный, высокий и низкий, громкий и тихий звук, порождает мелодию.  Разнообразные звуки природы, воспроизводимые птицами и насекомыми, животными разных видов и размеров, мелодичные звуки музыкальных инструментов, мелодия человеческого голоса, всё это можно назвать – музыкой. Но, музыка, создаваемая талантливыми, не говоря уже о гениях, композиторами, вобравшая в себя и звуки природы, и тонкие вибрации божественной, по своей сути души, передаваемая самыми вообразимыми и невообразимыми способами, через музыкальные инструменты, оказывает на нас особое влияние и играет в нашей жизни важную роль.
Совершенно таинственная, порой непостижимая по силе воздействия, музыка Рахманинова, являет собой, на первый взгляд, прошу простить простого любителя классической музыки, некий синтез русской фольклорной, русской классической, итальянской, французской, немецкой и восточной музыки. Но, нет, конечно же это – не синтез, ибо он предполагает искусственное соединение, связывание различных частей. Но музыка Сергея Васильевича, была рождена сердцем, чувствами, эмоциями, восприятием и воображением, а ещё - глубокой любовью к России, к людям, к музыке и поэзии. И в первую очередь она подпитана Чайковским и Римским - Корсаковым, вдохновлена их нетленными творениями.
В этом эссе, мне хочется поделиться тем, какое воздействие и влияние оказала музыка Рахманинова, на меня, и не сомневаюсь, что и на многие миллионы людей; его прелюдии, вокализы, фортепианные концерты, симфонии, оперы, всё его музыкальное наследие. И всё же хочется начать с него самого.
Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении «Онег», Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стала обучать его игре на фортепиано, с четырехлетнего возраста. Когда Сергею исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях, с этих пор, заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею, избирательно, музыкальное образование, как о том всегда думала.
Сергей рос в очень музыкальной семье, его дед и мама были музыкально талантливыми людьми. Часто, в кругу семьи, родители музицировали, устраивали музыкальные вечера. Дедушка, Аркадий Александрович Рахманинов, даже учился у известного на то время в России, музыканта и преподавателя музыки – Джона Фильда, а произведения Аркадия Александровича - несколько романсов и пьес, были изданы и исполнялись в период его жизни, в XVIII веке.
Так что свой композиторский дар, Сергей, можно сказать унаследовал от дедушки.  Видя незаурядные музыкальные способности сына, мама, Любовь Петровна, решила отдать его на обучение в Санкт-Петербургскую Консерваторию на младшее отделение по классу фортепиано. Ему было всего 9 лет, и учеба там маленькому Серёже не нравилась, потому и он и стал прогуливать уроки. До 13 лет Сергей, что называется «гонял балду», и вместо уроков, катался на коньках, просто прогуливался праздно по улицам, пропуская уроки и даже экзамены, пока однажды не провалил экзамен по общеобразовательным предметам. Тогда, на семейном совете решено было отправить его в Московскую Консерваторию, да еще и в частный пансион педагога и профессора Николая Сергеевича Зверева, где царила строгая дисциплина. «Зверев имел обыкновение брать к себе на воспитание двух-трех одаренных учеников консерватории, которые жили и учились у него на полном пансионе и совершенно бесплатно. Учитель строго следил за приготовлением уроков и музыкальными занятиями, часы игры на рояле были распределены между учениками, так что порой кому-то выпадало вставать раньше других. По вечерам ученики Зверева вместе с наставником посещали концерты, не пропускали ни одной премьеры в Большом и Малом театрах, обучались танцам, иностранным языкам и общеобразовательным предметам с частными педагогами. Эти уроки, а также стол и гардероб воспитанников оплачивал, разумеется, Зверев. Летом он вывозил своих воспитанников на подмосковную дачу, один раз ездили в Кисловодск, один раз – в Крым, в Симеиз».
В «Российском Национальном Музее Музыки» сохранилась фотография, на которой можно увидеть выдающегося маэстро Николая Зверева в окружении своих, не менее выдающихся в будущем, учеников.
«На старой фотографии, датированной 1888 годом, запечатлена группа мальчиков 14–15 лет. Фотограф тщательно рассадил и расставил их в фотоателье вокруг маленького столика, за которым сидит пожилой седоволосый человек. Даже еще не зная, кто именно изображен на фотографии, первое, что можно предположить – это учитель и его ученики. Действительно, на фотографии – педагог Московской консерватории и один из известных московских оригиналов Николай Сергеевич Зверев и его ученики: будущий композитор Александр Скрябин; талантливый пианист, к несчастью, рано ушедший Леонид Максимов; Фёдор Кенеман, в будущем профессор Московской консерватории и аккомпаниатор Ф.И. Шаляпина; Матвей Пресман, известный в будущем как основатель Ростовского отделения Русского музыкального общества и директор музыкального училища в Ростове-на-Дону. Вторым справа стоит юный Сергей Рахманинов. Ему 15 лет, и он уже третий год живет, учится и воспитывается у Зверева, в его доме на Плющихе».

Такая жизнь, заполненная строжайшей дисциплиной, музыкой, походами в театр, концертами, и главное - мудрым наставлением учителя, конечно не преминули дать результат, и талантливый мальчик Сергей, в 1886 году, пишет свой первый ноктюрн, ему тогда было – 13 лет. А случилось это, во время поездки со своим учителем  Николаем Зверевым, в Крым. В этом же году произошло еще одно незабываемое событие, которое потом повлияло на его будущее, яркое творчество, это – знакомство с Петром Ильичом Чайковским.
«За четыре с небольшим года учебы у Зверева, Рахманинов добился значительных успехов по специальности, да и общеобразовательные предметы подтянул так, что с осени 1886 года стал получать в Консерватории стипендию имени Николая Рубинштейна.
Рахманинов перешел на старшее отделение Консерватории и уже пробовал себя в сочинении. Он просил выделить ему отдельную комнату для занятий композицией, но неожиданно получил резкий отказ. Внезапная размолвка со Зверевым привела к разрыву отношений, из-за чего Сергей был вынужден покинуть дом педагога. Примирение состоялось только спустя три года. После экзамена по композиции, который Рахманинов блестяще выдержал, Зверев сам подошел к нему, поцеловал и подарил свои золотые часы – с ними Рахманинов больше никогда не расставался. «Он был прекрасный человек, - говорил Рахманинов о Звереве. – Лучшим, что есть во мне, я обязан ему».
Не менее выдающейся и талантливой личностью, был второй педагог Рахманинова, Александр Ильич Зилоти, который сам будучи восьмилетним мальчиком поступил в Московскую Консерваторию, и учился также у Николая Зверева, а затем и у самого директора Консерватории Н.Г. Рубинштейна, изучая одновременно теорию музыки у П.И. Чайковского. А после окончания Консерватории, беря частные уроки игры на фортепиано, не у кого – нибудь, а у самого Ференца Листа. Вот такая потрясающая личность была вторым педагогом у Сергея Рахманинова. Именно в годы учебы появилось одно из его самых известных произведений – «Прелюдия до-диез минор» из цикла «Пьесы-фантазии для фортепиано».
В качестве экзаменационной работы, Сергей представил оперу: «Алеко», на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы», которая, в том же 1892 году была поставлена в Москве, на сцене Большого театра. Экзамен принимал Петр Ильич Чайковский, который и дал ей рекомендации для постановки в Большом театре.
Сергей Рахманинов окончил Московскую Консерваторию, с золотой медалью. Это лишь явилось лишь началом богатой творческой биографии, моего любимого композитора. Талантливый, безмерно трудолюбивый, страстно увлечённый своим делом, музыкант, стал известен не только России, но и всему миру, и как композитор, и как исполнитель, и как дирижёр. Во всём, за что бы он ни брался проявлялась его неординарная натура, его гениальный талант. Свою первую симфонию, Сергей Рахманинов назвал - «Утёс», тесно связанный с наследием Чайковского, музыку которого, Рахманинов глубоко любил и ценил.
Он принёс в музыку много своего, нового, вдохновлённого зарубежной и русской классической музыкой и литературой.

«Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы». Мир воображения доказал, что обладает
 гораздо большей силой, чем реальный мир. Какое счастье быть художником».
Сергей Рахманинов.

    2 часть.
 О Сергее Васильевиче, об это уникальном человеке и музыканте можно рассказывать много, ведь в его жизни были и падения, и взлеты, как, например, случай, когда публика не приняла его «Первый фортепианный концерт» в Петербурге, потому что попросту не поняла посыла и новаторства его музыки; этот случай стал самой большой неудачей в музыкальной карьере Рахманинова. «Если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником», – оставил свой несправедливый, циничный и предвзятый отзыв о концерте, музыкальный критик Цезарь Кюи. Для композитора разгромные рецензии стали настоящим ударом, и привели к нервному потрясению. Из возникшего творческого кризиса, ему удалось выйти при помощи известного врача-гипнолога, Николая Даля. Когда все – таки, кризис миновал, и миру явился «Второй концерт для фортепиано с оркестром», то композитор посвятил его своему доктору – Николаю Далю, написав на титульном листе партитуры: «Это не мой концерт, это ваш концерт».
Приверженность к сочинительству и музицированию, ничем нельзя было искоренить, и он продолжал творить, восхищать и удивлять людей своей неземной музыкой.
В 1909 году Рахманинов пишет «Третий фортепианный концерт», и музыкальный критик Астафьев считает, что именно с этого концерта закончил формироваться «титанический стиль рахманиновской фортепианности». В 1910 году Рахманинов обращается к духовной музыке и пишет литургию «Святого Иоанна Златоуста». Были написаны: Вокально – симфоническая поэма «Колокола», на стихи Эдгара По, в переводе Константина Бальмонта (музыка в ней экспрессивная, беспокойная, обусловленная предчувствием Первой Мировой войны); «Всенощное бдение» для хора, без инструментального сопровождения (в нем – напевность, песенная текучесть, проявляющаяся в каждом миге звучаний. «Всенощная» создаёт напряжение, живо ощутимое наличие жизненного потока, струящегося беспредельно и в щедром, едином светлом порыве, сливающего всякую личную скорбь, смятение в целостное, объединяющее течение) -писали музыковеды и музыкальные критики.   
Существует несколько интересных фактов из биографии Сергея Рахманинова, о которых вы, наверное, наслышаны, ну а если нет, то я позволю себе их привести, дабы нам иметь достаточное представление о том, почему и как вторил великий Рахманинов.  Вот некоторые из этих фактов; он всегда уделял особое внимание своим рукам, даже кнопки на его ботинках перед концертом просил застегнуть супругу, чтобы не поранить пальцы. Ибо пальцы его, действительно были бесценны, ведь, известно, что он виртуозно играл на фортепиано. Кроме того, Сергей Васильевич запатентовал специальное приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением, что очень трогает душу и говорит не только о его изобретательности, но и о его заботливости. До революции Рахманинов много сочинял и выступал в Москве, а также возглавлял Российское музыкальное издательство.
Последнее концертное выступление Сергея Рахманинова в России состоялось 21 февраля 1917 года в Петрограде. Всё его творчество было неразрывно связано с Россией, её природой, её культурой, ее людьми. Он был, и сам прекрасно осознавал это – русским композитором: «Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора» (С. B. Рахманинов, «Музыка должна идти от сердца").
Однако, жизнь навязывала свои порой, трудные условия, Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами. Поэтому композитор воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме, и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Сатиной и их двумя дочерьми Ириной 15 лет и Татьяной 11 лет, оставив всё своё имущество, покинул Россию практически без средств к существованию. Это был самый нелёгкий этап в жизни Рахманинова.
В середине января 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Георгом Хёэбергом.. Поняв, что не сможет сейчас писать музыку и что сможет заработать средства на жизнь только как пианист, начал усиленно заниматься на фортепиано. До конца сезона Рахманинов выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.
«Осенью 1918 года в Копенгагене началось массовое заболевание испанским  гриппом(испанкой). За два года, разразившейся пандемии, в мире было заражено 550 миллионов человек (около 30% населения планеты). Число умерших оценивают числом, до 17 млн. В Копенгагене закрылись все общественные места, школы, университеты, кинотеатры. Все запланированные концерты Рахманинова были отменены».
Вернув себе славу в Европе, 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в США, как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон. Популярность Рахманинова как пианиста была огромной. Практически с самого его приезда и до последних дней за ним ходили толпы репортёров, папарацци пускались на невообразимые ухищрения, чтобы сделать снимки Рахманинова, хотя внимание к себе он не любил, и репортёры немало ему досаждали, подчас выводя из себя. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время даже жил в персональном железнодорожном вагоне вместо гостиниц.
В 1934 году, Рахманинов создал одно из самых блестящих своих произведений: «Рапсодию для фортепиано с оркестром», на тему скрипичной пьесы Николо Паганини, а в 1935 году, он завершает «Четвёртый фортепианный концерт». Он очень тосковал по родине, «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» – писал Сергей Рахманинов. Композитор находился в окружении русских эмигрантов и даже дома создал обстановку, напоминавшую ему о родине. У него практически не было друзей-иностранцев, исключением стал Фредерик Стейнвей – глава фирмы «Steinway & Sons», занимавшейся производством роялей.
 
"Что меня в Америке приятно поразило и глубоко тронуло, это популярность Чайковского. Вокруг имени нашего композитора создался прямо-таки культ. Не проходит ни одного концерта, в программе которого не стояло бы имя Чайковского. И что удивительнее всего, янки, пожалуй, лучше нас русских чувствуют и понимают Чайковского. Положительно каждая нота Чайковского им что-нибудь говорит".

В 1936 году композитор завершает «Третью симфонию» и в ней, и в «Симфонических танцах», одном из самых любимых им, произведений, отразилась сильная любовь и нескончаемая тоска по родине. За рубежом Рахманинов написал всего шесть произведений, которые сегодня стали классикой.
Когда началась Великая Отечественная война, Сергей Васильевич Рахманинов дал в Соединенных Штатах Америки несколько концертов, все, вырученные средства, он анонимно направил в фонд Американского Красного Креста, а также в фонд Красной армии и обороны Советского Союза. Всю свою жизнь за рубежом, композитор был предан России, и отказался от гражданства США.
Но умер он все же вдали от своей любимой и дорогой сердцу, земли, не дожив несколько дней до своего 70-летия. Он скончался в кругу своих близких, после тяжёлой болезни, 28 марта 1943 года, на Беверли – Хиллс. Рахманинов похоронен на кладбище «Кенсико» близ Нью-Йорка. Там же покоятся его жена и одна из дочерей.
 Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов, зародившаяся звезда - Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «русского гения».
Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется.

«Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать или есть: это одна из необходимых функций жизни. Постоянное желание писать музыку — это существующая внутри меня жажда выразить свои чувства при помощи звуков, подобно тому, как я говорю, чтобы высказать свои мысли». Сергей Рахманинов

3 часть.
А теперь опишу свои впечатления от, того, что слушала у Рахманинова, конечно, всё по интернету, Слава Господу, за его изобретение!
1.«Второй Концерт для фортепиано с оркестром» в исполнении Чикагского Симфонического оркестра, дирижёр – Фритц Рейнер. Слушая первую часть – то плакала, то уносилась ввысь в небеса, то низвергалась вниз; вторая и третья часть, которые исполнялись без перерыва, дают надежду на лучшее. В этом произведении чувствуется сила и мощь, любовь к людям и родине. Оно как та, то наступившая, то отхлынувшая волна, накрывает тебя с головой! Обожаю Рахманинова!!!!
2.Слушала «Рапсодию для фортепиано с оркестром, на тему пьес Паганини» в исполнении Дениса Мацуева и Венгерского Национального оркестра симфонической музыки, Будапештской филармонии, дирижёр – Рико Саккани. На мой неискушенный взгляд, лучшим исполнителем фортепианной музыки Рахманинова является Денис Мацуев, слушала многих, но он ближе всего к самому Согрею Васильевичу, по духу, по исполнению, экспрессии. Готова слушать Рахманинова каждый день! Обожаю Рахманинова, его музыка, как музыка Чайковского может успокоить, взбудоражить, наполнить до краёв, обездвижить; только у музыки Рахманинова более богатая музыкальная палитра, более насыщенная разнообразными чувствами, и переживаниями мелодия. Музыка Рахманинова никого не оставит равнодушным. Он, воистину один из величайших композиторов XX столетия, и его музыка будет любима и слушаема, еще не один век.
3.«Симфонические танцы» - в авторской версии этот шедевр написан для двух фортепиано, слушала и в исполнении дуэта пианистов - Марты Аргерих и Александра Рабиновича, и в исполнении Московского Филармонического оркестра. «Симфонические танцы» - одно из самых любимых произведений самого Рахманинова. В начале – очень патетическая, призывающая к действию, я бы сказала военно – патетическая, но очень красивая музыка; как – будто смотришь на великое сражение, где войска то наступают, то оставляют свои позиции, показывая бессмысленность происходящего. В ней нет победителей, ибо жизнь напоминает о том, что окружает нас; о духовной любви, о живой природе, о том, что есть на земле прекрасное, и люди, тоже прекрасны, по своей истинной сути, что есть еще доброта в этом мире. Слышатся мотивы русской народной музыки, и грусть, смешанная с тоской, которая не покидала композитора до конца дней. Вспомнила сказку Пушкина «О семи богатырях и спящей царевне». И снова, звучат трубы, враг наступает, трубы призывают выровнять ряды, генерал командует – «вперёд», но нужна «смелая» осторожность, то есть военная стратегия. …Эта часть похожа на воинское построение во время войны, так ненавистной Рахманинову.
Но вот, рассвет, тьма отступает, враг уходит. Солнце заливает поле битвы, лёгкий ветерок колышет не сломленную траву. Не знаю, возможно, сам композитор переживал иные чувства, но я передаю лишь свои чувства и эмоции и то, что рисует моё воображение, взбудораженной его музыкой.
4.«Вокализ Сирена» - в исполнении Аиды Гарифуллиной «RSO – Wien», дирижёр – Корнелиус Мейстер. Ощущаю, одиночество и страдания сирены, вынужденной жить в бурных пучинах морских вод, и не иметь возможность измениться и изменить свою жизнь. Но надежда все же не угасает. Сирена — это мифологическое существо, но ассоциируется оно с человеческой душой, загнанной жизнью, или самим человеком в тупик, но выход всегда есть, нужно внутреннее зрение, нужно отрешение и смирение, чтобы увидеть его. Вокализ блестяще исполнен Аидой Гарифуллиной, ее глубокий, красивый голос, передал всю глубину страданий сирены. Вокализ проникает в самую душу, вызывает волнение, переживание, но не приводит её в уныние.
5.Сергей Рахманинов написал 24 прелюдии, мне очень нравится прелюдия №23, в исполнении Дениса Мацуева. Невозможно слушать без слёз, сильного волнения и переживания за судьбу человечества. В музыке, боль, сменяется покоем, всеобъемлющей и всеохватной любовью. Понимаешь, как велика мощь Господа, как мал человек, и слаб. Но Его любовь поднимает человека с колен, делает его сильным, возвышает его дух. Еще раз повторюсь, простите, но Денис Мацуев, чувствует и исполняет Рахманинова так, как чувствовал и исполнял сам Рахманинов, такое чувство возникает после прослушивания произведения самим Рахманиновым и Денисом Мацуевым, тот же «титанический, мощный стиль».  Браво, Денис!!! Потрясающе!!!
6.«Первый Концерт для фортепиано с оркестром» - слушала в исполнении Евгения Орманди и Симфонического оркестра Филадельфии. Как и всё, что сочинил Рахманинов, - мощное, волнующее, нежное, протестующее, побеждающее, призывающее к жизни.
7. "Второй концерт для фортепиано с оркестром», партия фортепиано – Денис Мацуев. Это его исполнение Рахманинова, полна жизненной силы, огромной любви к композитору. Сама музыка, будто мощный горный поток срывается с большой высоты и низвергается вниз шумящим и бурлящим водопадом, но дойдя до долины, начинает струится тихой речкой, с плавно текущими водами. Очень люблю неповторимую, ни с чем несравнимую музыку Рахманинова и этого исполнителя.
8.«Русская рапсодия» - слушала в исполнении Мартина Джона и Ричарда Мак Махона. Красивейшая, возвышенная музыка Рахманинова звучит игриво и весело в исполнении этих пианистов. Но это, только в начале произведения, а затем, открывается нежная русская душа, музыка звучит тихо, с нежной грустью. В ней снова чествуется бесконечная любовь и тоска по России, самого композитора. Дуэт этих западных пианистов, мне тоже понравился, кажется, они правильно поняли чувства Рахманинова. Прекрасно!!
Буду и дальше слушать, и призываю, всех, кто ценит и любит истинную красоту и душу в музыке, присоединяйтесь к гению Рахманинова!

«В искусстве что-нибудь понять — значит полюбить». Сергей Васильевич Рахманинов.


Библиография:
-Российский Национальный Музей Музыки
- Бажанов (ЖЗЛ) - Рахманинов
- Апетян. Воспоминания о Рахманинове.
- Антипов. Сборник статей о Рахманинове

Гульнара Гафур
2023г. Видное


Рецензии