Мне не надо ничего
Мне не надо ничего,
Только не ругайте
После или до того
Время угадайте,
Когда можно, когда нет,
Чтоб побыть собою
Поддержать авторитет
Над своей судьбою.
*
Над крышами серых многоэтажек поднимается солнце. Пасмурно. Конец марта. Слякоть. К железнодорожному переезду на улице Рабочей торопится человек в расстегнутом потрепанном пальто. Нервничает. Вот он уже бежит по шпалам. А навстречу несется локомотив. Машинист дает длинный предупреждающий сигнал. Человек в пальто грозит ему кулаком…
В 1980-е годы на перекрестке улиц Коммунистическая и Рабочая стоял дом «певца земли мордовской» Федота Сычкова, принадлежавший Союзу художников. А в огороде была банька. В этой знаменитой «усадьбе» обитали три живописца — Владимир Карасев, Степан Коротков и Евгений Балакшин. Через некоторое время их попросили освободить дом, так как молодые таланты не являлись тогда членами Союза художников. А иметь государственные мастерские могли только «официально разрешенные» мастера. Впрочем, с тех пор мало что изменилось. Но ребята не расстроились. «А можно мы в баньке будем писать?» — спросил Володя Карасев. Им разрешили. Так появилась знаменитая в те годы группа «Банщики». «Мы там создали самые лучшие свои работы,;— вспоминает Степан Коротков.;— Потом нашу баню бандиты сожгли и стоянку сделали… Да, времена тогда были «чисто конкретные»…» А теперь на этом месте кольцевая развязка и въезд на мост…
График «банщиков»: три дня писали картины на продажу, один день колотили подрамники, еще три дня занимались своим творчеством. Один раз в несколько месяцев ездили в Москву продавать работы. Покупали их в основном иностранцы. И почему-то чаще всего норвежцы и шведы. Видимо, по настроению и колориту творения «банщиков» были близки скандинавам…
Помимо изобразительного искусства Карасев занимался литературной деятельностью. И это не случайно — его отец был поэтом. Он жил в Пензе и умер очень рано… Владимир входил в литературно-художественное общество «Пегас» и печатался в журнале «Странник». Он хотел жить интересно, разносторонне. Много путешествовал. Несколько лет провел в Сибири — трудился рабочим на лесоповале. Конечно, живописью много не заработаешь. Поэтому подрабатывал в музее сторожем. А Коротков там же трудился реставратором…
А вот в личной жизни Карасева были проблемы. Что жене надо? Устроенный быт, да чтобы мужик деньги домой приносил. А Володя приносил картины, да притом какие-то странные — все поезда на них и тяжеловесные индустриальные пейзажи с трубами и заборами. В общем, семейная жизнь катилась под откос…
За 5 лет до перестройки Карасев написал стихотворение, в котором были пророческие фразы: «Какую сторону я приму, какую линию я приму, какую… сердце мне подскажет». Он думал, что пишет про белых и красных, а оказалось, о событиях 1991 года. В КГБ потом пришлось объясняться. 19 августа был путч, а 21;го у «банщиков» выставка в московском ЦДХ. Они переживали, что закроют. Но повезло. Все прошло хорошо. Вернувшись домой, одной из своих работ Карасев дал название «В Москве все спокойно». Там были изображены чугунные ворота и старое купеческое здание. Позже работы «банщиков» участвовали в групповой выставке во французском городе Реймс…
В последний период творчества Карасев рисовал старинные автомобили на продажу. Он всегда с энтузиазмом относился к новшествам, пытался совместить абстракционизм с реализмом. Но все чаще в творчестве звучали печальные ноты. Это было связано с переломом эпох. В 1980;е искусство переживало всплеск, творчество бурлило во всех направлениях, а в 1990;е начался духовный вакуум. Люди стали не нужны друг другу. А художник, как оголенный нерв, чувствует дыхание общества в 100 тысяч раз сильнее! И чем одарённее, чем талантливее, тем сложнее выдержать эту духовную пустоту. За неделю до своего ухода из жизни Володя говорил художнику Ливанову: «Знаешь, какая самая легкая смерть? Нужно выйти на дорогу и подставить голову встречной машине… Тебе разбивают черепушку, и ты моментально умираешь…» Когда Карасев писал этюд на железной дороге, то видел надвигающийся поезд. В руках была кисть, он рисовал… и в то же время видел приближающуюся смерть… Вспоминаются строчки Гумилева: «вагоновожатый, останови трамвай скорее»… Но не успел остановиться поезд тем мартовским утром, а город так ничего и не понял…
Еще во время работы в конструкторском бюро Карасев писал своему товарищу в армию:
Дай Бог не знать
В работе страха
И чтоб добытое в слезах
Из тьмы и косности, и праха
Не превратилось
Снова в прах…
Свидетельство о публикации №123081002459